Воронеж Четверг, 26 декабря
Интервью, 24.02.2015 12:00

Анатолий Голиусов: «У нас сегодня засилье чиновничьего аппарата везде»

«Блокнот Воронеж» открывает рубрику эксклюзивных интервью с известными жителями столицы Черноземья. Каждый вторник наше издание будет публиковать беседы с политиками, бизнесменами и общественными деятелями. 

Мы пообщались с бывшим председателем Воронежской областной Думы, бывшим членом Совета Федерации РФ, депутатом нескольких созывов, почетным железнодорожником Анатолием Голиусовым.

- Анатолий Семенович, как опытный работник ж/д транспорта прокомментируйте ситуацию с отменой электричек. В дело даже вмешался Владимир Путин.

- Меня удивляет, что президент сегодня занимается пригородными перевозками. Надо просто спросить с Владимира Якунина (главы «РЖД»), потребовать с него так, чтобы ему стало не по себе, чтобы он ушел с этой должности, и пришли те люди, которые решат эту проблему. Не президентское это дело заниматься электричками. Все начали рапортовать, что ввели электрички, и здесь же ОАО «РЖД» резко повысило тарифы на пригородные поезда. И так билет стоит сумасшедшие деньги, а они еще выше делают. К слову, недавно перед президентом отчитывался Аркадий Дворкович. Но кто он? Дворкович далек от этого дела. А вот с Якунина надо спросить так, чтобы ему стало жарко в кабинете президента.

- Какую роль в этой ситуации играл Алексей Гордеев? Он - сторонний наблюдатель или активный участник?

- Алексей Васильевич, насколько мне известно, не стоит в стороне от этой проблемы. Он неоднократно обращался по восстановлению пригородных поездов к господину Якунину. Думаю, и в правительство. Но эта ситуация не региональная, а государственная. Надо ее решать в правительстве России, в Государственной Думе. У меня есть предложения по этому вопросу. Но, к сожалению, я ни разу не встречался с нашим губернатором. Хотя с губернаторами Тамбовской, Липецкой и Белгородской областей такие встречи происходят.

- Как бывший председатель облдумы скажите, какие есть различия в работе регионального парламента в прошлом и настоящем?

- Очень большие. В мою бытность это была так сказать «организационная» Дума. Тогда многие законы впервые разрабатывали. Некоторые из них были взяты за основу Государственной Думой своих законов. Поэтому вели заседание по двое суток - с 10 утра до 10 вечера, и снова на второй день также. В составе Думы были учителя, рабочие, военнослужащие, инженеры. Они по одномандатным округам избирались. Шли в народ, советовались. Говорили свои программы, что они обещают сделать, отчитывались за их выполнение. Были постоянные встречи с населением области.

- А с кем-нибудь из депутатов областной Думы вы сейчас общаетесь?

- Я общаюсь с Сергеем Рудаковым из фракции КПРФ. Коммунисты что-то делают, они встречаются с людьми, входят в их проблемы. Это традиционно для них, понимаете. Как бы вы не хотели, нельзя отрицать то, что было сделано Коммунистической партией. И в годы войны победа ковалась под руководством Политбюро ЦК ВКПб. В памяти старшего поколения, в восстановлении разрушенной войной страны роль сыграла коммунистическая партия.

- Как вы думаете, кто из депутатов облдумы нынешнего созыва после выборов уйдет в тень, и мы его больше не увидим на политической арене?

- Все будет зависеть от ситуации в стране. Сейчас она непростая. Президент, вы видите, взял курс на ужесточение контроля за положением дел во всех отраслях народного хозяйства. Другого и быть не может. Сейчас нельзя делать так, как было при Ельцине. Президенту нашему очень тяжело сегодня, и он находится на пути решения многих вопросов. Я думаю, ему нужна команда единомышленников, более сильная команда. И в Государственной Думе, и на местах. Я думаю, что изменения будут большими. Конкретно я не могу назвать фамилии.

- Вы общаетесь с депутатами городской Думы? С Галиной Кудрявцевой? Вы думаете, что она пойдет в Думу нового созыва?

- Наверное, пойдет. Она активная. Я должен отдать ей должное. Кудрявцева многие проблемы поднимает в городе, добивается их решения, спокойно спать не дает многим. Дай Бог, все бы такие были депутаты. Ситуация была бы совершенно другая в нашем городе.

- Как вы вообще оцениваете работу нынешнего мэра Александра Гусева?

- Больших изменений я не вижу. Конечно, не сравнить Москву с Воронежем, но я часто бываю и в Белгороде. Вы знаете, спичку не бросишь там. Вам этого совесть не позволит. Окурок не бросишь. Такая чистота в этом городе. Летом вся трава подстрижена, везде зелень, цветы, парки. У нас же по тротуарам пройти невозможно. Да, может быть не хватает техники, но надо думать, надо с народом работать лучше. Я считаю, что у мэра города проблем много.

- Белгородская область славится тем, что там очень крепки патриархальные традиции. Строятся церкви, поддерживаются исконно русские обычаи. И здесь же мы видим, как в Воронеже ставят копию американского быка. Вы его видели?

- Губернатор Евгений Степанович Савченко является старожилом области. Он родился и вырос на этой земле. То, что он сделал для области, требует большого разговора. Белгородская область является лидером в стране по многим позициям - видно всем. Здесь решена проблема производства мяса, молока, яиц. Также яблок. Каждое поселение обустроено. Здесь впервые в России была решена проблема газификации, строительства жилья, дорог. К каждому доме, где бы он не находился подведен водопровод. У Савченко особый принцип работы с населением. Он знает все проблемы каждого района, каждого поселения. Побывав на могиле своих родителей в селе, я удивился, как по указанию Савченко приведены в идеальный порядок все кладбища, все захоронения погибших солдат в годы Великой Отечественной Войны. А у нас в Воронеже даже на центральном кладбище имени Коминтерна, где похоронены известные воронежцы, участники войны, нет порядка. А быка не видел. Жеребца видел в под Воронежем в «Яре».

- Как бывший член Комитета Совета Федерации по экономике скажите, что в условиях кризиса должны предпринимать в Кремле и на площади Ленина, 1?

- Надо прежде всего взяться за систему управления. У нас сегодня засилье чиновничьего аппарата везде. И в Москве, и на местах. Вот, я беру ОАО «РЖД». Там чиновник на чиновнике, а зарплата у каждого за миллионы. Автомобили, охрана. В советское время не было такого. Сейчас половина начальников, половина охранников. Та же экономика не может работать. А надо развивать промышленное производство и сельское хозяйство. Сейчас у нас есть много умной, грамотной молодежи. Надо искать ее и поставить на решающие участки производства, как это было при советской власти.

- Наверное вы согласитесь, что для преодоления кризисной ситуации важна еще и работа общественников. Как вы считаете, проблемы в работе Общественной палаты начались после назначения ее главой Александра Соловьева?

- Я не вижу работы Общественной палаты. Может быть, кому-то это будет обидно, зло затаить могут. Но она носит свое название, чтобы работать с народом, с населением, изучать его проблемы, требования, пожелания. Вот, чем должна она заниматься, а не сидеть и думать, какой бы вопрос рассмотреть. Общественная палата появилась, когда главой администрации был Владимир Кулаков. Тогда она ничего не делала, как и сейчас.

- Как вы считаете, уголовное дело против Кулакова - это политика или попытка его наказать за реальное преступление?

- То, что это не политика, а реальное дело, я убежден. Потому что я был в то время депутатом областной Думы, за что и пострадал, так как говорил правду-матку. Это реальное дело. Об этом писала пресса. Надо его продолжать, чтобы жизнь не казалась малиной.

- С Владимиром Кулаковым работала Надежда Сафонова, которая в 2000-х заведовала финансами и бюджетом. Она не была в курсе махинаций, в которых обвиняют бывшего губернатора?

- Ну, я относительно Сафоновой ничего не могу сказать. Если начальник не тот, проворовался, уходит весь аппарат. Есть такое правило. Вы знаете, как сейчас борются с коррупцией в Китае. Там смотрят, если ты проворовался, то значит сознательно шел на это. Даже применяется высшая мера наказания — расстрел. Нельзя сегодня, видя, что происходит вокруг, когда бабушка последние копеечки платит за кусок хлеба, воровать деньги миллионами.

- Скажите, почему ваши дети не пошли по стопам отца?

- Понимаете, мне было очень тяжело. Я детей не видел. Иногда моя жена ныне покойная, Царствие ей Небесное, приходила за ними в садик, а там многие считали, что она — мать-одиночка. Потому что я работал день и ночь, не имел ни отдыха, ни выходных. Такого не было, чтобы в субботу или воскресенье я не работал. К стране были большие требования. В любое время могли вызвать, хоть в 2 часа ночи. Работала промышленность и сельское хозяйство. Нужны были вагоны.

- Сейчас вы чем занимаетесь на пенсии?

- С вами вот беседую (смеется), книги читаю и помогаю людям, когда они обращаются по любым вопросам. Преподаю и являюсь профессором Белгородского технического университета имени Шухова. У меня ритм жизни все тот же.


Беседовали:

Илья Ершов и Алла Серебрякова

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0