Воронеж Вторник, 19 марта
Общество, 17.09.2019 09:03

«Чудовищ» породило уголовное дело воронежского чиновника Масловой

Когда экс-чиновник воронежского правительства и преподаватель журфака ВГУ Елена Маслова подала иск на губернатора Александра Гусева, данный процесс сразу стал претендовать на звание «суд года».

Во-первых, в новейшей истории ещё не было случая, чтобы уволенный чиновник судился с губернатором. Факт подачи иска сразу обрушил акции Гусева на «Бирже губернаторов».

Во-вторых, слишком много в уголовном деле Масловой (она подозревается в превышении должностных полномочий), по крайней мере, в той его части, что стала известна медиа, тёмных пятен. И это вызывает вопросы.

Напомним, 26 июля сотрудники УФСБ провели в департаменте труда и занятости населения Воронежской области оперативно-разыскные мероприятия. В частности, ОРМ проводились в кабинете заместителя руководителя департамента труда и занятости населения Воронежской области Елены Масловой. По данным «Блокнот Воронеж», речь шла о превышении должностных полномочий и оказании за вознаграждение содействия иностранным гражданам в участии в государственной программе по переселению бывших соотечественников. Визит чекистов, который мог быть связан с делом Гулиева Арзумана Гейбата оглы, наделал шума в коридорах власти. Эксперт издания высказал версию, что интерес силовиков к Елене Масловой ведёт непосредственно к руководителю департамента труда и другим должностным лицам. Вот только было (и до сих пор) не совсем понятно, ограничатся ли в данном случае выборочным привлечением к ответственности отдельных посредников и их покровителей в полиции? Или это начало системной работы по декриминализации миграционной сферы?

Губернатор Гусев уволил Елену Маслову до того, как стало известно о возбуждении в отношении неё уголовного дела. Опираясь на данные проверки своего антикоррупционноого управления. И иск чиновницы выглядел для наблюдателей как попытка привлечь внимание общественности к делу, по которому очень важные персоны уже назначили «козла отпущения». Между тем пикантные нюансы в данной истории, говоря словами классика, погоняют друг друга.

Поэтому «Блокнот Воронеж» решил опубликовать эксклюзивный комментарий адвоката Елены Масловой – Николая Алимкина, чьё выступление, больше похожее на эссе, не щадит ни работодателей его подзащитной, ни СМИ (упоминаются три, включая наше):

 

- Знаю ли я гораздо больше? Думаю, что знаю. Но воспользуюсь советом Фридриха Дюрренматта из пьесы «Вечер поздней осенью». 

Вот как там всё начинается: «Дамы и господа! Для начала считаю своим долгом описать вам место действия этой несколько необычной, но, клянусь, правдивой истории. Хотя рассказывать правдивые истории не совсем безопасно: может подвернуться кто-нибудь из полиции или даже сам прокурор, пускай и не при исполнении служебных обязанностей. Однако в какой-то мере я могу позволить себе откровенность, так как убежден, что они не сочтут мою правдивую историю достоверной. По крайней мере официально. Но, положа руку на сердце, и прокурор и полицейский, конечно, знают, что я рассказываю только правдивые истории. Итак, прошу внимания».  

Происходящее с Еленой Масловой и вокруг неё вполне соответствует одному из офортов Франсиско Гойя 1797 года из цикла «капричос» «Сон разума», который, по мнению самого художника, неизбежно рождает чудовищ. 

Смотрите и сравнивайте сами. Приговором Бобровского районного суда был осужден индивидуальный предприниматель Гулиев Арзуман Гейбат оглы, 1954 года рождения, за организацию, так указано в приговоре суда, незаконной миграции. В ходе расследования было установлено, что предприниматель Гулиев общался с рядом должностных лиц, в том числе, и с Масловой. Однако, и это важно, никаких товарно-денежных отношений между Масловой и Гулиевым выявлено не было. 

В июле в кабинете Масловой были проведены оперативные мероприятия, в ходе которых были изъяты документы, в которых следов коррупции также найдено не было. 

Но поскольку факты общения между Гулиевым и Масловой были зафиксированы, задокументированы и запротоколированы, оперативные мероприятия в кабинете проведены, то 30 июля 2019 года было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 285 УК РФ о злоупотреблении должностными полномочиями. 

Справедливости ради надо отметить, что решения комиссии по рассмотрению анкет потенциальных участников программы переселения соотечественников (где, кстати, Елена Маслова была заместителем председателя, а не председателем, как растиражировали СМИ) – всегда были результатом коллективного обсуждения, где исполняющий функции председателя имел такой же один голос, как и другие члены комиссии. А достоверность документов, представленных переселенцами при заполнении анкет, проверялась отнюдь не в департаменте труда и занятости населения. 

Дальше хуже. 

Приглашенная к следователю Елена Маслова совершенно не отрицала факт разговоров с Гулиевым, что и было оформлено явкой с повинной. 

Очевидно, не имея достоверных сведений о том, что содержится в явке с повинной и не без причин опасаясь, что откровения Масловой Е.В. могут иметь продолжение, взялась писать губерния. Кстати, почему-то за подчиненную не вступился её непосредственный руководитель (глава департамента Юрий Бай – ред.)? Уж он-то лучше других знает, что происходит во вверенном ему департаменте. 


В администрации области был срочно подготовлен доклад о её «прегрешениях», содержащий либо недостоверные, либо непроверенные факты, в том числе о якобы незадекларированных миллионах, происхождение которых она «не смогла обосновать». Кстати, самой Масловой копию доклада представили только после письменного запроса. А журналистам –без угрызений совести сообщили его содержание, по сути «слив» не просто конфиденциальную информацию, а разгласив сведения, имеющие отношение к уголовному делу, находящемуся в производстве. А потом, уже на основании этого доклада, губернатором области был подписан указ об увольнении Елены Масловой за утрату доверия. Полагая свое увольнение незаконным, она обратилась в суд с иском о восстановлении на работе. Что привело к появлению серии публикаций в воронежских СМИ с будоражащими воображение заголовками: «Преподаватель журфака ВГУ Елена Маслова бросила вызов губернатору Александру Гусеву», «Бывшая сотрудница департамента труда хочет засудить губернатора Воронежской области за увольнение по статье», «Маслова нанесла ощутимый укол губернатору» и т.д. Складывается впечатление, что перед нами не женщина, добросовестно проработавшая много лет и неоднократно награждавшаяся за свою работу, доктор наук и мать двоих пусть и взрослых детей, а бретер, дуэлянтка и фехтовальщица. Вот уж воистину «сон разума рождает чудовищ»! 

Причем к губернатору Елена Маслова апеллировала исключительно потому, что он является для неё представителем нанимателя, то есть работодателем. А не потому, что ей надо «засудить», «уколоть» или «бросить вызов». После определения судьи в иск внесены изменения, в качестве ответчика указано правительство Воронежской области. В скобках заметим, что на месте Масловой было бы, по крайней мере, странно судиться с правительством и пытаться восстановиться на работе (с одной стороны правительство со всей его мощью юристов и прочих специалистов, с другой – чиновник «среднего звена», не имеющий высоких покровителей), если бы она не была уверена, что в поспешно написанном докладе содержатся явные ошибки. В этой связи весьма похвально желание ряда СМИ следить за объективностью судебного процесса.  

Ну с управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Воронежской области понятно. Вместо надлежащего исполнения обязанностей по контролю за достоверностью деклараций сотрудников правительства, они попытались руками губернатора исправить свои просчеты. И разумеется, своя рубашка и все такое…А вот у журналистов хочется спросить: стоит ли даже для создания информационного повода основываться на сомнительных источниках? 

И вместо послесловия: Елена Маслова пришла работать в департамент в 2004 году. За это время она не обзавелась никаким новым движимым или недвижимым имуществом. Но в 2016 и 2017 годах (именно в период, когда, по досужим измышлениям, к ней в руки прямо-таки рекой потекли неучтенные миллионы) берёт два кредита более, чем на 2 млн рублей под почти 16% годовых, которые, кстати, до сих пор выплачивает и платить ей ещё несколько лет. Что-то не складывается в расчётах, не правда ли?  

Ну и, как говорится, на закуску. «Высокопоставленный чиновник» Елена Маслова работала в малюсеньком кабинете, отгороженном в коридоре перед запасным выходом, не имела служебного транспорта. Зато достаточно результативно участвовала в решении проблемы погашения задолженности по зарплате перед работниками воронежских предприятий; умела так организовать сопровождение участия воронежских организаций в общероссийских конкурсах, что они каждый год занимали призовые места на федеральных этапах. На протяжении последних лет несла персональную ответственность за достижение значений нескольких ключевых показателей эффективности социально-экономического развития региона. Если оставалось свободное время (что бывало не часто), посвящала его науке. А всех приходящих к ней на личный прием встречала нетипичной для среднестатистического чиновника фразой «чем я могу помочь?»    

Может, просто за все эти годы чиновник так и не смогла вписаться в систему? 

Подготовил Виктор Ганик


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Рубрика "Комментарий дня" Воронеж  
Персоны: Елена МасловаПерсоны: Николай АлимкинПерсоны: Александр Гусев
5
2