Воронеж Четверг, 14 Ноября
Общество, 24.11.2018 21:02

Историк рассказал, откуда появились воронежские жлобы

Эти люди ведут свое начало еще от коренных жителей Придонья, в том числе и от племен вятичей, которые раньше жили в наших местах.

С давних пор отдельных жителей нашего региона называют воронежскими жлобами. В русском языке под этим термином понимают жадного, хамоватого и весьма неприятного человека. В России очень часто под жлобами понимали именно воронежцев. Недаром ходит легенда, что еще Владимир Даль в своем бессмертном словаре «живаго великорусского языка» обессмертил этим термином наших земляков. У великого этнографа и лексикографа житель Воронежской губернии - есть жлоб.

Однако поиски в словаре Владимира Даля ничего не дают, и мы не можем найти там термина «жлоб». Так значит воронежцы попусту на себя наговаривают? Или они говорят правду?

О феномене воронежского жлобства корреспондент нашего издания пообщался с историком, краеведом и писателем Николаем Сапелкиным.

Оказалось, что у Даля в словаре есть термин «талагай». По своему содержанию он очень похож на польско-еврейское слово «жлоб». Талагаями называли жителей Придонья, которые вели свой род от упоминаемых в летописях обитателей лесостепного пограничья – бродников. Также есть версия, что они пошли от племен вятичей, чьи поселения были на территории Воронежской области в VIII-X веках.


Вятичи

- Эти люди имели уникальный опыт выживания без государства и в суровых природных условиях. Жили не богато, но зато и налогов не платили. Если приходили разбойники или татары, талагаи умело прятались: пусть разграбят хозяйство - лишь бы самим спастись. Поэтому и стали считать талагаев нелюдимыми, изворотливыми и всегда готовыми на обман. А потом добавились такие характеристики, как «грязнуля», «грубиян», «невежда». Именно так и трактует слово «талагай» толковый словарь Даля. Но как можно быть другим, выживая в дикой степи?! – рассказывает историк Николай Сапелкин.

Стоит отметить, что талагаи положили начало такой социальной группе, как однодворцы или дети боярские. Это были служилые люди, которые являлись потомками защитников от прорвавшихся на Русь кочевников. Талагаи жили только на правой, самой опасной крымской стороне Дона, по которой совершали свои походы татары.

Постепенно граница нашей страны отодвинулась на юг, и однодворцы стали государственными крестьянами. Однако они сохранили свою самобытность. А слово «талагай» сохранилось, как прозвище, которым называли коренных воронежцев вплоть до начала XX века. А дальше настали события, которые и положили начало термину «жлоб».

- В годы Первой мировой в наши края эвакуировали население западных губерний. В Воронеже численность только еврейской общины выросла в шесть раз, и евреи стали играть заметную роль в жизни города. С собой переселенцы принесли и еврейско-польское слово «жлоб», которое попало даже в литературу. Например, в рассказы Андрея Платонова. Оно стало означать то же самое, что и «талагай», - рассказывает Николай Сапелкин.


Евреи во время Первой мировой войны

Сейчас понятие жлоб распространилось на все постсоветское пространство. Однако только в Воронеже, как родине этого феномена, за областной администрацией установлен своеобразный памятник этой категории людей. В 2011 году в сквере за региональным правительством открыли своеобразный стул. Он якобы лечит людей от жлобства.


 

Илья Ершов


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Воронеж: известный и неизвестный  
События: КраеведениеСобытия: ИсторияПерсоны: Воронежцы
1
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое