Воронеж Суббота, 27 апреля
Общество, 28.03.2024 13:35

Как из простого сарая в Воронеже выросла гордость советского машиностроения

Изначально это предприятие принадлежало местному промышленнику Константину Александровичу Веретенникову.

28 марта исполнилось бы 125 лет воронежскому заводу имени Калинина. Эта площадка давно обанкротилась. Тем не менее, во времена Советского Союза она была гордостью машиностроения всей страны. Появилось предприятие, еще когда существовала Российская империя. Так, в 1899 году промышленник Константин Александрович Веретенников зарегистрировал товарищество, где выполнялись кузнечные, литейные и ремонтные работы.

Изначально располагалась организация в обычном сарае. Он стоял на территории домовладения А. Н. Иванова. Постепенно хозяйственная постройка разрослась и расширилась. Итогом стало то, что завод Веретенникова, расположенный на 2-й Девицкой улице (нынешняя улица Свободы), стал числиться в городской управе.

На первых порах капитал предприятия составлял 10 тыс рублей. На заводе работало 45 человек. Основным направлением было все то же чугунолитейное производство, которое выполняли по собственным и моделям заказчиков. Еще на заводе ремонтировали паровые котлы, локомобили, а также двигатели внутреннего сгорания. Спрос на все эти услуги в конце XIX и начале XX веков был в Воронеже очень высоким, о чем говорят финансовые показатели предприятия.


Завод в конце XIX века

Динамика была следующей - к 1903 году объем производства выражался в деньгах в размере 95 тыс рублей, а работало там уже 120 человек. Еще через год предприятие уже производило услуг на 133 тыс рублей, а к 1907 году – на 200 тыс рублей.


Завод в начале XX века

- После революции 1917 года механический и чугунолитейный завод Веретенникова был де-факто взят под контроль рабочих и местных властей. В 1918 году предприятие получило название «Товарищество на паях», которым руководил фабрично-заводской комитет. Техническое и коммерческое руководство осуществлял наемный исполнительный директор. Главным направлением деятельности завода в начале 20-х годов XX века стало обеспечение агропроизводителей сельскохозяйственными машинами, а также ремонт существующего парка сельхозагрегатов – плугов, граблей, жаток, косилок. Кроме сельхозмашин на заводе был освоен выпуск соломорезок. Производство чугунного литья достигло тогда 32 тыс пудов в год, соломорезок – 2 тыс штук. В модельном, кузнечном, литейном, токарном и слесарных цехах работало 95 рабочих, 9 служащих и 2 инженерно-технических работника, - писал об истории завода доктор экономических наук Вадим Галкин.

В 1920 году предприятие назвали 4-м национальным заводом третьей категории. Там все так же делались сельхозмашины, выполнялись насечки и закалка напильников, ремонтировались плуги, культиваторы. Еще через четыре года во время НЭПа завод сдали новым собственникам в целях повышения эффективности работы. Теперь его стали именовать Кооперативом по механическому и чугунолитейному производству (Комехчуглит).


Литейный цех завода

Еще через два года власти снова взяли под контроль предприятие и окрестили его уже Государственным механическим чугунолитейным заводом. Та стали производить узкоколейные вагонетки, глиномялки «Людекс» и прочие агрегаты. Все это было нужно для масштабных строек, которые интенсивно велись по всему Воронежу.

В 1930 году в наш город приехал «всесоюзный староста» Михаил Калинин. Он осмотрел возводящиеся предприятия в столице Черноземья, беседовал с рабочими. После того визита на общем собрании Государственного механического чугунолитейного завода было решено присвоить ему имя Калинина.

Через три года на предприятии решили освоить производство механических прессов для кирпичной промышленности. Это направление стало затем основным для завода и предопределило его дальнейшую судьбу. Переориентация производства была нелегкой, и поначалу делалось много брака. Однако с этим руководство Воронежа справилось, создав технический отдел, который, в свою очередь, распределили на отдел главного конструктора, отдел главного технолога и отдел главного металлурга. Это организационное решение благотворно повлияло на производство.


В цеху завода имени Калинина 

- В декабре 1941 года завод им. Калинина был эвакуирован из Воронежа в Чимкент, где заводчане в кратчайшие сроки наладили производство. После освобождения Воронежа завод им. Калинина стал понемногу восстанавливаться. Вначале расчищалась территория, проводилось разминирование и обезвреживание невзорвавшихся боеприпасов. Потом восстанавливались помещения, закладывались кирпичом пробитые стены, устанавливались перекрытия. К концу 1943 года работниками завода и трудовыми отрядами были частично восстановлены помещения кузнечного, литейного и ремонтно-механического цехов, ограждена территория завода, восстановлены три небольших жилых здания. Несмотря на огромные трудности и разруху, производственная деятельность завода постепенно налаживалась. В 1949 году на предприятии было освоено 6 новых типов машин: две из них – по проекту заводских специалистов. В работу были запущены новые модели пневматических прессов и пневмомолотов, - отмечает экономист Вадим Галкин.

В послевоенное время завод занимался производством вместе с Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения. На предприятии разрабатывались инновационные узлы и агрегаты для совершенствования процессов обработки металлов штамповкой, давлением и резанием. Молоты, в свою очередь, оставались ведущими в линейке заводской продукции. Их организация делала все лучше и лучше. Так, в 1973 году там был создан самый большой высокоскоростной молот с энергией удара 250 кДж. Эта машина выполняла штамповку деталей, требовавших незначительной механической обработки и сложной конфигурации: лопаток турбин, крыльчаток вентиляторов. А еще через четыре года на молоте применили комбинированное управление – ручное и педальное. Продукция была максимально простой, надежной и высокопроизводительной.


Ветераны завода имени Калинина

Продукцию завода имени Калинина в Советском Союзе получали многие крупные и средние машиностроительные предприятия. Это был настоящий драйвер воронежской экономики (наряду с заводом Коминтерна, авиационным заводом, шинным, СК и многими, многими другими). Но с приходом горбачевской Перестройки у завода начались проблемы.


- Казалось бы, хозрасчет и самофинансирование как принципы той эпохи должны были послужить хорошим стимулом для творческой, плодотворной работы коллектива. Но повышение требований к качеству изготовления кузнечно-прессового оборудования, создавшийся со временем дефицит квалифицированных кадров, недостатки в менеджменте привели к тому, что в 1987 году план реализации продукции был выполнен всего лишь на 78,1%. Не лучшим образом для коллектива сложился и 1988 год. К его середине стало ясно, что руководство предприятия не справляется с накопившимися проблемами, - вспоминает тот период Вадим Галкин.

Когда страна перешла на рыночные рельсы, спрос на прессы от завода значительно сократился. В этих тяжелых условиях 3 тыс сотрудников предприятия стали его акционерами. Однако смена формы собственности не повлияла на то, чтобы у завода появилась бы хорошая прибыль. Большинство крупных предприятия Воронежа в 90-е годы стали разоряться. Такая перспектива ожидала и предприятие на улице Свободы.


Памятник погибшим рабочим завода в годы Великой Отечественной войны, фото автора

С трудом завод смог пережить те сложные годы. Однако в прошлом десятилетии предприятие обанкротилось. Сейчас его площади отданы в аренду под офисы.


Так выглядит бывший завод имени Калинина в наши дни

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: "Тогда и сейчас" Воронеж  
1
1