Воронеж Суббота, 20 апреля
Политика, 12.01.2016 18:50

Культурный процесс. Зачем портал губернатора подсветил Камиля Тукаева

В противоречивом контексте прошла встреча губернатора Алексея Гордеева с актером Камерного театра, заслуженным артистом России Камилем Тукаевым.

11 января по случаю 55-летия Камиля Тукаева губернатор принял актёра и, по сообщению официального портала правительства Воронежской области, отметил «щедрость этого возраста». В ответ Камиль Тукаев рассказал Гордееву о своих ближайших творческих планах, о репетициях чеховского «Дяди Вани» в постановке Михаила Бычкова.

- Что происходит сейчас с культурой – мне нравится, - заявил актёр. - Достаточно посмотреть, что произошло даже за последний год. Такого мощного фестивального бума нет ни в одном другом регионе.

Заметим, что в тот час с культурой в Воронеже происходило следующее: в театре оперы и балета проходило чрезвычайное совещание с участием министра культуры Эмилии Сухачевой по поводу массового увольнения солистов театра. Губернатор и актер, как далее сообщает официальный  портал, «также обсудили ситуацию в культурной сфере региона». Интересно, обсуждался ли кризис в Оперном театре, который начался далеко не с демарша солистов?

Возникает вопрос, почему вообще областной портал решил поучаствовать в паблисити Камиля Тукаева? Не каждый же заслуженный воронежский актёр удостаивается в свой день рождения аудиенции у губернатора.

 Аналитики полагают, что Камиль Тукаев возник на областном портале не случайно. Актера Камерного театра ожидает взлёт в карьере. По свидетельству наших источников, шеф Камиля Тукаева, руководитель Платоновфеста и прочая, и прочая Михаил Бычков лоббирует актера на место председателя Воронежского отделения Союза театральных деятелей РФ (в 2016 году истекает срок полномочий нынешнего председателя Татьяны Фроловой). Всё больше власти в культурном хозяйстве появляется у фаворита губернатора и его супруги. Подчеркнём, что солисты Оперы восстали не столько против обрезания их зарплаты, сколько против волюнтаристского внешнего управления театром со стороны худрука Камерного и его креатур, одной из которых оказался и Андрей Огиевский. Эту версию «Блокнот Воронеж», кроме прочего, излагал в публикации «Как Михаил Бычков застолбил в Воронеже роль успешного Хлестакова».

Мэтр дал занятную реакцию на тот материал. Уместную настолько же, насколько вчера была уместна оценка происходящего в культуре от Камиля Тукаева. Причём сначала в соцсетях за шефа вступилась сотрудник Платоновского фестиваля Раиса Ждан, которая захотела проверить «ту часть текста, в которой автор ссылается на Юозаса Будрайтиса, приезжавшего в Воронеж на Платоновский фестиваль в 2014 году.

- Известный советский и литовский актёр тогда, по утверждению г-на Лиходзиевского, нелестно высказался о профессиональных качествах Михаила Бычкова, - написала госпожа Ждан. - Я связалась с господином Будрайтисом и отправила ему ссылку на эту публикацию.

Естественно, «известный советский и литовский актёр» ответил, что не высказывался нелестно о профкачествах шефа Раисы Ждан. Более того, нет этого и в отчётном тексте, просто потому что Будрайтис не знал, кто такой Михаил Бычков. Такое мнение сложилось у автора материала, наблюдавшего диалог двух лицедеев. Но сотрудница Платонофеста вчитала в текст нечто своё.

Однако в тот же самый просак вслед за ней попадает и Михаил Бычков в интервью «Московскому комсомольцу».

- На то, что какие-то люди по причинам весьма субъективным выражают даже не собственное мнение, не считаю нужным реагировать, - заявил Михаил Бычков в отношении материала «Блокнот Воронеж». - В своих статьях они ссылаются на «наших экспертов», «осведомленные источники» и каких-то местных «вергилиев». Точно так же и я могу со ссылкой на встреченного на улице приятеля сказать, что такой-то журналист безумен и неадекватен, спился и деградировал».

По-видимому, встреченный на улице приятель и пересказал нашу публикацию «Главному по воронежской культуре». Иначе бы Михаил Владимирович нашёл в материале аргументированные мнения как критиков с именем и фамилией, так и своего бывшего коллеги по ТЮЗу Александра Латушко.

-  У Михаила Бычкова прекрасные отношения с Татьяной Александровной, она его боготворит, - сообщал Александр Латушко. 

- Когда я разговаривал с Владимиром Поповым (зампред правительства, курирующий департамент культуры - ред.), пытаясь выяснить причины своей отставки, он ничего не предложил кроме «ну вам уже ведь 70 лет». А я только-только выпустил «Ревизора». И с каких пор возраст стал мерилом талант и дарования?  Вы мои спектакли видели? Попов признался, что давно не ходил в театр.

Совсем уже забавно в другом интервью Михаил Бычков дал объяснение тому обстоятельству, что его проекты выиграли два гранта из трех «на создание творчески значимых проектов в области культуры и искусства в 2015 году» (для юридических лиц) правительства Воронежской области. Притом, что он сам сидит в жюри.

Мэтра насмешили, по его словам, «пакостные» придирки на этот счёт. Причём, несмотря на то, что худрук Камерного подчёркивает, что и говорить-то собственно тут не о чем, в предновогоднем интервью РИА «Воронеж» он довольно многословен. Поэтому приведём наиболее показательный отрывок

- Смешная история с чьим-то недовольством по поводу распределения грантов, - заявил Михаил Бычков по поводу первого гранта.  - 12 уважаемых людей из разных учреждений культуры, у каждого из которых по одному голосу, рассмотрели список дел и решили, имеет ли смысл потратить грант на то, на что попросила дирекция Платоновского фестиваля… Я в числе других голосовал за проект…

Великому режиссёру не приходит в голову, что, как минимум, он должен был уклониться от голосования за свои проекты. А, как максимум, выйти из состава комиссии на период рассмотрения своих заявок.

Его объяснение по поводу второго гранты любопытны, в частности, упоминанием  героя дня – Камиля Тукаева:

- Теперь о том, какому проекту присудили второй грант. Уже второй год под руководством Камиля Тукаева Камерный театр раз в месяц приглашает ведущих российских театральных критиков и театроведов, чтобы они просвещали нас в том, каков сегодняшний мировой театр… Проект предельно прост. В его смете две статьи расходов: проезд «Москва-Воронеж-Москва» или «Петербург-Воронеж-Петербург» и гонорар лектору. Гонорар стабильный, небольшой, для всех одинаковый и давным-давно установленный (ёмкость выигранного гранта - 300 тысяч - ред.) Такие условия соответствуют тому, что принято в театральной России, здесь не наше ноу-хау, подобные лекции проходят везде. Однако из представителей пишущей братии на лекциях я вижу единиц и далеко не регулярно. Вопрос, почему кто-то отреагировал так возбужденно, на самом деле не стоит разбора, потому что в основе своей не содержит ничего сущностного: ни нравственного, ни творческого. Налицо просто мелкое пакостничество - и все.

Почему-то мэтр не упомянул, что «ведущие российские театральные критики и театроведы», которых щедрым гонораром встречают в Камерном, имеют также определённый вес в структуре фестиваля «Золотая маска». То, что недавно Михаил Бычков вошёл в состав жюри «Маски», служит вполне себе логичным объяснением подробно описанной им сметы расходов. Основатель Камерного мог бы наверное мастер-класс читать о том, как поднимать свою карьеру за бюджетный счёт.

К слову, если ранее наши источники сообщали о том, что Михаил Бычков заработает на постановке "Дон Жуана" (общий бюджет 10 млн рублей) 300 тысяч рублей, то сейчас источник в театре, близкий к руководству, заявляет, что авторский гонорар мэтра составит около 2 млн рублей! Худрук Оперы Андрей Огиевский, говорит тот же источник, заработает на постановке около 1 млн рублей. 

В заключение два слова о креативной мышце протеже Бычкова, а теперь, наверное, и губернатора Гордеева. Будучи назначен шефом «дежурным по фестивалю Маршак» Камиль Тукаев возглавил «Маршакцию», представлявшую собой  весьма странное зрелище. 

В обносках условных школьников или зверюшек, кривляющиеся актеры совершили променад до памятника Маршака, изрядно шокировав реальных детишек и их родителей.

Короче, как сказал актер Тукаев губернатору Гордееву, «что происходит сейчас с культурой, мне нравится».

 Всякий человек имеет право на своё мнение. Солисты Оперы, которые были вынужденны, чтобы привлечь внимание к тому, что происходит в театре, написать коллективное заявление об увольнении,  выскажут своё  -  на пресс-конференции завтра, 13 января 2016 года.

Виктор Лиходзиевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
Организации: Правительство Воронежской областиПерсоны: Алексей Гордеев
0
0