Воронеж Пятница, 19 апреля
Общество, 30.04.2014 13:51

Легенда журналистики Альберт Плутник посоветовал воронежским СМИ напрямую общаться с чиновниками

Легенда журналистики Альберт Плутник посоветовал воронежским СМИ напрямую общаться с чиновниками

Альберт Плутник 33 года проработал в «Известиях», покинув издание в 1999 году. Затем были «Общая газета», журнал Красного Креста. Лауреат премии «Золотое перо» России. Создатели «Гильдии аналитических журналистов» пригласили Альберта Плутника на мастер-класс. Встреча с представителями воронежских СМИ состоялась вчера, 29 апреля.


- Чем отличается своевременный журналист от современного? Своевременные — это Аркадий Мамонтов, Дмитрий Кисилев. Современный — Сергей Брилев. Современный журналист в отличие от своевременного говорит и пишет для потомков, так, что и через месяц, и через год, и далее его будут смотреть и слушать. И знаете, из всех телевизионщиков мне нравится Сергей Брилев, - начал мастер-класс Альберт Плутник.


Помимо разговоров о сегодняшнем положении журналистики, цензуре, работе на власть и оппозицию (по мнению мастера пера, журналисты не должны работать в угоду власти, но и не должны служить оппозиции, нужно быть над ними, сохранять объективность), мы поговорили об информационной закрытости региональной власти.


Небольшое отступление. В Воронеже сложилась такая ситуация, что журналист не может напрямую позвонить и задать вопрос сотруднику областного правительства, городской власти. Его сразу же направляют в пресс-службу, там просят прислать письменный запрос. Пресс-служба в свою очередь может на него не ответить, может потерять, а может и что-то прислать, но через неделю. В некоторых случаях нужно задать уточняющие вопросы по материалам. Тогда получение необходимой информации, фактов, сведений растягивается на длительный срок. В условиях сегодняшнего быстроменяющегося мира это неприемлемо.


Чтобы СМИ было успешным и читаемым, для журналистов дорог каждый час и каждый день. Если сегодня издание написало о чем-то первым со ссылкой на неофициальные источники, а послезавтра другое СМИ сообщило об этом же, но с официальным комментарием, то кто будет читать подобный текст? Читателю важны факты (естественно, мы говорим о достоверных сведениях и источниках), а то, кто их сообщил — пресс-служба или анонимный источник, ему все равно. В интересах пресс-служб — особенно региональной и городской власти — организовать работу таким образом, чтобы на любой вопрос журналиста ответ давался в кратчайшие сроки. Сделать это можно просто. Если информационная блокада, окружившая воронежских чиновников, наконец-то рухнет. Безусловно, есть вопросы, требующие анализа, предоставления объемных сведений, здесь уместны запросы. Ну а если нужно спросить, будут ли обновляться народные автобусы, где появятся подземные парковки, сколько безработных в регионе, когда пройдет аукцион на канализование Зареченского — тут можно позвонить чиновнику, спросить и получить быстрый ответ. И они сходу ответят, не нужно их держать за дураков.


Александр Сысоев, начальник воронежской полиции, на отчете перед депутатами областной Думы в феврале озвучил такой факт. За минувший год количество публикаций в прессе выросло на 60%. И так называемая криминализация СМИ — прямая реакция изданий на информационную закрытость власти. Раз у нее трудно получить какую-то информацию, зачем тратить свои силы? Ведь можно написать на «открытые» темы.


Второе последствие информационной закрытости власти — чиновник отвыкает общаться с прессой, он боится журналистов. Без прямого диалога с медиасообществом проигрывает сама власть. И третий нюанс. Есть темы, которые сотрудники региональной власти сами бы хотели озвучить в СМИ. Они по установленному порядку спускают материалы в пресс-службы, а им — снова некогда или в лучшем случае повесят на сайт. Например, Департамент архитектуры и строительной политики хотел разместить в изданиях информацию об обнаружении незаконного строительства в Семилукском районе. Кажется, кроме нашего Блокнота, эти сведения напечатаны нигде не были. Или зампред правительства Сергей Куприн направил в марте в СМИ информацию об обеспечении многодетных семей жильем. Мы тоже не видели, где она вышла. 


Но вернемся к Альберту Плутнику. Когда наш журналист кратко изложил суть проблемы, известный мастер посоветовал «пробивать железный кордон». Он отметил, что на местах журналистам сложнее.


- Ситуация с Дождем, Лентой.ру — это еще ничего. Когда пресс-службы мешают работать, устанавливают бюрократические барьеры, это страшно. С ними можно бороться одним способом — пытаться напрямую наладить контакт с чиновниками.


Кстати, встреча представителей СМИ со знаменитым известинцем проходила в Доме молодежи на проспекте Революции. В комнате, где мы разместились, на стене висел десяток фотографий с различных слетов ребят и девчонок. На трех из них был изображен и.о. губернатора Алексей Гордеев. Получилось символично. Словно он нас внимательно слушал.


Алла Серебрякова

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0