Воронеж Четверг, 02 мая
Общество, 29.05.2021 21:05

«Мы никого не убиваем»: фехтовальщица о тренировках современных рыцарей в Воронеже

Фехтование – увлекательный спорт, а историческое фехтование – захватывающее зрелище, способное перенести далеко в Средневековье. Во время боя современные рыцари, скрещивая мечи, воссоздают картину прошлого.

В Воронеже этим занимается «Сталь». Наше издание побеседовало с тренером фехтовальной школы и победителем ряда соревнований Анной Соловей. Девушка рассказала о нюансах исторического фехтования, безопасности, оружии и экипировке.

- Как ты пришла в фехтование?

- Случайно, на втором курсе университета я хотела заняться чем-то увлекательным, но фитнес или какой-то другой спорт меня не особо интересовали. С девства я люблю фэнтези, мечи, фехтование, и мне пришло в голову найти клуб. На тот момент «Сталь» существовала уже год. Изначально я пришла на длинный меч, потом у нас открылось другое направление меч и баклер. В целом, я занимаюсь чуть больше трех лет.

- То, что ты училась на историческом факультете, как-то повлияло на твой выбор исторического фехтования?

- Нет, я училась по направлению «Социология». Мне помогло то, что у меня было много свободного времени, я смогла достаточно плотно заниматься фехтованием, не пропускала тренировки. Еще был плюс в том, что я смогла пойти на факультет переподготовки и получить тренерское образование.

- Вспомни свои ощущения, когда ты впервые взяла в руки меч.

- У меня не было особого восторга. Там была такая физуха! Уже на разминке я не могла дышать, хотелось выплюнуть легкие. Когда дело дошло до работы с мечом, первая мысли была: «Лишь бы не умереть». На первой тренировке меня полностью облачили в снаряжение и дали побиться. Ощущения были специфическими, но мне понравилось.

- Чем спортивное фехтование отличается от исторического?

- То, чем мы занимаемся, называется HEMA – это исторические европейские боевые искусства. Мы именно реконструируем и восстанавливаем исторические техники европейских традиций и пытаемся их воспроизвести в полной мере. Занимаемся по источникам 16 и 13 веков.

В Средневековье, в эпоху Ренессанса мастера фехтования записывали свои знания в книжках. Их цель была разная, некоторые преподносили их как подарок своему покровителю, некоторые демонстрировали, когда хотели получить работу и им нужно было показать свои навыки (это было как резюме), некоторые записывали для обучения других. Таких книжек было много по разным видам оружия, потому что европейское фехтование не ограничивается чем-то одним.

Спортивное фехтование перешло в разряд соревнований, спорт высших достижений, а историческое имеет культурный аспект – возрождение европейских традиций.

В спортивном фехтовании – что эффективнее, то и применяем, а в нашем случае мы рассматриваем систему целиком, пытаемся ее восстановить с нуля. Понятное дело, полностью мы не можем восстановить, поскольку отсутствует исторический контекст, практический.

Да, в современных условиях может что-то не работать, некоторые приемы не проходят, поскольку, например, у нас достаточное массивное снаряжение и иногда просто физически невозможно что-то сделать, но техники важны для понимания всего в целом. Это сравнимо с музыкой. Можно выучить три аккорда и играть шансон, а можно погрузиться в теорию, изучить все с нуля, затем импровизировать и создавать что-то свое. Необязательно, что это будет использоваться в полной мере, но это дает большое пространство для творчества. HEMA как раз про это. Теория, источники, понимание прошлого  - это необходимо, чтобы в полной мере научиться именно историческому фехтованию.

- Это безопасно?

- Сейчас да. Мы никого не убиваем мечами, не деремся без защиты. Мы используем защитную экипировку и максимально стараемся себя обезопасить. Прогресс дошел до того, что снаряжение становится все более не травмоопасным и все менее тяжелым, более удобным.

Безопасность заключается не только в факте фехтования. Человек должен понимать, что он не сразу возьмет в руки меч и будет им махать. Наши тренировки делятся на этапы: разминочный блок, блок перемещений и лишь после разных коррекционных упражнений блок работы с оружием. Некоторых это может пугать.Но я объясню, почему это необходимо.

Все мы офисные выползни, и это приводит к дисфункциям в организме. Ни один человек не обладает полным здоровьем. Например, люди не умеют правильно шагать, из-за этого любая дополнительная нагрузка будет усугублять проблему. Неправильная постановка голенаста негативно отображается на коленях, потом на тазобедренных суставах и позвоночнике. Если это не выправлять, то фехтование нанесет вред и усугубит нагрузку.

Наша задача – обезопасить и сделать так, чтобы фехтование укрепляло здоровье, поэтому мы много времени уделяем на восстановительные тренировки, коррекционные упражнения, ставим нормальную биомеханику тела, осанку и устраняем дисфункции в организме. Слабые звенья прокачиваем, сильные – поддерживаем. Как показывает практика, примерно за полгода люди выпрямляются, становятся статными, они могут обращаться с оружием, не вредя себе

- С чем вы работаете?

- Первое направление – длинный меч. Это реплика тренировочного средневекового оружия 16 века. Меч гибкий и мягкий на укол, у него заточена кромка. Весит примерно полтора килограмма.

Мы занимаемся по трактату Йоахима Мейера, это учебник по фехтованию с описанием всех приемов, защит, с тактическим принципами, стойками. Он интересен тем, что писался как система для средневекового спорта. В тот момент, когда жил этот мастер, император ввел запрет на смертельные поединки в рамках соревнований. Поэтому из своей системы автор убрал уколы, самые опасные и фатальные техники.

Еще у нас есть одноручный меч и баклер (маленький кулачный щит). Это более ранняя традиция – 13-14 век. Два оружия всегда работают в связке и требуют большой концентрации. Баклер служит не только для защиты, но и для атаки, как активное оружие.

Занимаемся по трактату 13-14 века, который я перевела, называется MS. I.33. Источник имеет достаточно интересное происхождение, потому что никто еще не знает на самом деле, где и кем он был написан. Материал со специфическими рисунками в типичном средневековом стиле. Здесь изображен монах и его ученик. 

У этого фехтбуха было несколько писцов, потому что различаются разные почерки. Его писали и рисовали как минимум три человека. Чтобы в 13-14 веке кто-то объединился для написания такой масштабной работы, требовались финансовые вложения и временные затраты, поэтому есть мнение, что этот источник был создан в университете, потому что он обладал этими ресурсами. Возможно, потом его из университета перенесли в монастырь.

 Эта система предполагает не соревновательные моменты, а фатальные с очень опасными техниками.

- Расскажи о своих победах.

- Сложно все вспомнить. Мой первый турнир произошел после трех месяцев тренировок, назывался «Стальные яйца». Это был домашний и несерьезный формат. На нем мне даже удалось получить стальное яйцо.

Далее был турнир для новичков Level one, проходил в Питере после полугода моих занятий. Все наши девчонки из «Стали» заняли весь пьедестал, у меня было первое место.

Следующий турнир – Fechtterra. Ее организует Гильдия вольных фехтовальщиков (самый крупный клуб в России). Там были соперники и соперницы с большим опытом, были известные фехтовальщицы, входившие в мировой рейтинг. Мне удалось взять третье место.

После был женский турнир PRIMAVERA. На него поехали командой из трех человек. В той нелегкой борьбе взяли второе место, но должны были взять первое.

- Что не получилось?

- Мы где-то не доработали, где-то ошибки судейства, потому что они есть на всех турнирах. Это чисто человеческий фактор. В отличие от спортивного фехтования у нас нет датчика, который показывал бы попадания. Учитывая, что техники в длинном мече максимально разнообразны, они направлены на то, чтобы скрыть атаки. Если возьмем артистичное фехтование в фильмах, то там размашистые движения, повороты, это выглядит эпично, но настоящие фехтование не об этом, нам нужно, наоборот, скрыть свою атаку, а не показать. Поэтому мне тяжко смотреть на  боевые сцены в кино, потому что это все неправда. В связи с этим любое судейство постоянно совершает ошибки. Нельзя заметить все.


- В «Стали» ты боец, а какая ты в жизни?

- Я бы не сказала, что в «Стали» у меня боевой характер, я люблю турниры скорее за их атмосферу. Там появляется азарт, боевой дух. Сейчас я  становлюсь бухтелкой, делаю замечание, мол, фехтуешь не по книжкам, не ту технику используешь, потому что сама такая. Азарт появляется, когда понимаю, что я делаю и для чего.

В жизни я достаточно пофигистичный человек. Могу сказать, что фехтование влияет на жизнь, оно развивает уверенность в себе, решительность, способность противостоять стрессу, учит отстаивать личные границы. Я пришла сюда достаточно прибитой девочкой, а сейчас могу жестко отстоять свои границы. Это полезно.

Фехтование влияет не только психологически, но и физически. Можно при правильной работе выправить осанку, тело в целом, человек становится здоровее, включается правильная биомеханика тела.

- Кто они современные рыцари?

- Современные рыцари не только парни, к нам приходит много девушек. Женское фехтование сейчас развивается, и это очень круто, потому что у многих существуют стереотипы, некоторые крупные клубы достаточно шовинистичны, они не знают, как работать с девушками и не уделяют им достаточно времени. Но я считаю, что девушки хорошие бойцы, как и парни.

Мы принимаем учеников с 18 лет, потому что HEMA – полноконтактный спорт, оружие у нас нелегкое, а у подростков и детей еще не сформирован мышечный корсет. Некоторые клубы стали включать детские и подростковые тренировки, но для этого нужно иметь соответствующее образование.

Часто к нам приходят люди из офиса, которые испорчены сидячим образом жизни, но это не приговор. Многие потом вырастают в очень крутых бойцов. Еще у нас занимаются выходцы из профессионального или полупрофессионального спорта, которые завязали своим профилем по каким-то причинам.


Филипп Котов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Видео Блокнот Воронеж  Лица нашего города  
1
2