Воронеж Вторник, 23 апреля
Общество, 05.07.2016 12:15

Не рудная, не родная - она вообще не компания воронежцам!

Не рудная, не родная  - она вообще не компания воронежцам!

Сегодня много пишут о многочисленных мерах антикризисной поддержки предприятий области. Часто это действительно реально работающие программы: импортозамещение стимулируют льготами и кредитами, сельское хозяйство – субсидиями; для новых предприятий строят инфраструктуру за счет бюджета.


Борьба за ГОК, затянувшаяся на годы

В то же время, в регионе остаются предприятия, до которых помощь властных и банковских структур вовремя так и не дошла. Речь идет, в частности, о кризисе 2008 года и крупнейшем в Европе предприятии по добыче и переработке гранитного щебня ОАО «Павловскгранит». Расположено оно в Павловском районе. Скандал со сменой собственника на Павловском ГОКе, произошедший в 2012-м году, по сути, не затихал никогда, а сейчас эта история день за днем выходит из тени и обретает новое звучание. Предметом гласности становятся документы и деловая переписка фигурантов этой шокирующего своим неприкрытым цинизмом рейдерского захвата. Благодаря им детали передела собственности звено за звеном выстраиваются в одну цепочку. Становятся понятными и скрытые прежде роли – отдельных чиновников местного правительства, силовиков, а также целого ряда лиц, на первый взгляд, абсолютно разрозненных, но связанных друг с другом крепкими коррупционными связями.

Наверное, когда все они принимали участие в переделе собственности на «Павловскгранит» и его дочерних предприятиях, то думали, что время скроет их преступные деяния и что через пару лет история с ГОКом «быльем порастет». А вышло не так: тайное стало явным, да и бывший собственник ОАО «Павловскгранит» Сергей Пойманов оказался на редкость настойчивым и принципиальным. Главная же пикантность заключается в том, что большинство участников и даже главных действующих лиц кампании по переделу собственности на Павловском ГОКе до сих пор занимают солидные должности и по-прежнему определяют судьбу десятков таких же, как «Павловскгранит» предприятий и нас всех. И это одна из главных причин, почему история «Павловскгранита» должна стать достоянием общественности. Никто не знает, какое из АО в следующий раз станет целью рейдеров.

Мы уже писали, как пайщики одной из «дочек» нерудного гиганта «Павловскгранит-Жилстроя», спасая свои квартиры от увода в оффшоры, добрались и до Госдумы, и до Генпрокуратуры, и до Следственного комитета. Рассказывали мы и об одном из главных заказчиков захвата Павловского ГОКа – владельце «Национальной нерудной компании», куда нынче входит ГОК, - Юрии Жукове.

Прошлое создает настоящее и определяет будущее

Корреспондент интернет-газеты познакомился с новым и счастливым топ-менеджментом АО «Павловскгранит» в начале 2012 года, вскорости после того, как вся эта гоп-компания, наконец, прорвалась на комбинат. После целого ряда судебных махинаций, использования серьезных административных и силовых ресурсов, путем банального подкупа и обмана эти люди стали вершителями судеб не только работников градообразующего предприятия Павловска, но и его дочерних предприятий. Ключевыми членами «команды» на тот момент были новый генеральный директор Наталья Анохина, заместитель генерального директора ГК «Атлантик» Алексей Потолицын, новый председатель Совета директоров Юрий Свистунов, представитель новых акционеров Андрей Кузнецов. Все они на тот момент представляли «чистый» и «пушистый» невесть откуда взявшийся «Атлантик». О нем расплывчато говорилось лишь то, что в январе 2012 года «Атлантик» закрыл сделку по приобретению долгов «Павловсгкранита» у «Сбербанк Капитала».

С бывшим владельцем Павловского ГОКа Сергеем Поймановым, конечно, тоже не все однозначно. В самый канун кризиса 2008 года он взял кредит в Сбербанке в сумме свыше 5 млрд. рублей для приобретения акций «Павловскгранита» у своего партнера Сергея Мамедова. Но начались большие экономические неприятности мирового масштаба. В 2010 году предприятие допустило просрочку по долгу, и Сбербанк потребовал досрочного возврата займа и уплаты процентов.

Вот тут бы и пригодилась программная помощь государства или государственного банка. Все можно было бы спасти – ведь речь о крупнейшем по масштабам разработчике гранитного щебня в Европе, его продукция всегда востребована, а производство прибыльно.

- Но на наши неоднократные обращения в Сбербанк о пролонгации кредита, возможных вариантах реструктуризации задолженности, Сбербанк отвечал отказом, - рассказал Сергей Пойманов. – Даже когда ставка рефинансирования понизилась, процент за пользование нашим кредитом остался прежним. При этом правительство России принимало грандиозные меры по защите промпредприятий – и в первую очередь градообразующих.

Рейдеры-комедианты или соврать, как воды напиться

В ходе своей первой и единственной за пять с половиной лет пресс-конференции, состоявшейся в феврале 2012 года, новые владельцев ГОКа проявили себя как очень позитивные, динамичные, идущие в ногу с современными экономическими веяниями люди, одержимые восстановлением справедливости как на самом комбинате, так и за его пределами. «Предприятие из убыточного превратится в прибыльное, - также на позитиве гарантировал Потолицын. – Это позволит платить все необходимые налоги, а также УВЕЛИЧИТЬ ЗАРПЛАТУ И ПРИВЛЕКАТЬ СРЕДСТВА НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА».

Позже своему коллеге стала вторить не менее позитивная Наталья Анохина, раздавая удивительно оптимистичные интервью региональным СМИ. Любопытно правда, что вся эта бурная медиа-активность завершилась также внезапно, как и началась, сразу после того, как «Национальная нерудная компания» поглотила Павловский ГОК. После это «окна» и «двери» навсегда закрылись для журналистов. О том, что происходит на комбинате, вот уже несколько лет можно узнать лишь из отчетов, публикуемых на сайтах обязательной отчетности для АО, да из сетований местных жителей. Даже не самих работников – потому как все они одержимы страхом: если до руководства дойдет слух о том, что некий работник «слил» инфу с ГОКа, он будет уволен безо всяких разбирательств.

В анналы истории вошло интервью Анохиной «КП-Воронеж», опубликованное в начале сентября 2012 года. В преамбуле к тексту Наталья Владимировна была представлена более, чем достойно. Мол, за ее плечами и базовое образование инженера-строителя, и академия гражданской службы при Президенте РФ, и опыт работы в строительной и энергетической отраслях, и, конечно же, она «хорошо знакома с производством нерудных материалов». При этом, разумеется, автор «скромно» умолчал о целом множестве ярких фактов биографии этой мужественной в прямом смысле слова женщины. Например, не рассказал о том, что с 2002 года Наталья Владимировна работала заместителем руководителя администрации Главы Республики Карелия по идеологической и информационной работе. А Кондопога, как известно, это Петрозаводский район все той же республики. Как Анохина руководила идеологической работой, стало ясно, когда сначала чеченцы убили у ресторана «Чайка» троих русских парней, а потом решившие мстить кондопогские мужики объявили войну кавказцам. Число раненых после зачистки улиц Кондопоги ОМОНом составило больше сотни человек.

Эти же методы Анохина привнесла и на Павловский ГОК. Достаточно сказать, что долгое время после захода рейдеров на предприятие «порядок» не нем обеспечивало специализированное охранное предприятие. На территории комбината круглые сутки дежурило около 150 вооруженных охранников, в основном, сотрудников московских ЧОП, среди которых есть бойцы спецподразделения «Элита», знаменитых по рейдерским захватам. Как обстоят дела с охраной ГОКа сегодня, неизвестно в виду полного отсутствия информации. Кто знает, возможно, «боевики» дежурят там по сей день.

В своем интервью Анохина констатировала 10%-ное увеличение заработной платы на ГОКе сразу после прихода новых владельцев, увеличение отчисляемых налогов, ликвидацию долгов и, конечно, заверила всех в том, что сокращения не выходят за рамки «многолетней сложившейся статистики». Дальше новый генеральный директор щедро поделилась радужными планами.

Что из них реализовано, узнать никому не удалось. Как уже было сказано, вскорости после этого новые собственники закрылись от СМИ. Окончательно это произошло после того, как Национальная нерудная компания официально легализировала свое участие в переделе ГОКа. Впервые президент ННК Константин Лашкевич заявил воронежским журналистам о намерении компании стать акционером Павловского ГОКа в конце июля 2012 года. Во второй половине года ГОК вошел в ННК и национальная нерудная стала заниматься реализацией продукции со Шкурлатовского месторождения гранитов.

Любопытно, но по каким-то неведомым простым смертным причинам примерно таким людям, среди которых Анохина чуть ли не самый безобидный персонаж, на тот момент взялись помогать региональные власти. Часть из них активно включилась в борьбу и способствовала продвижению «жуковцев» по всем «фронтам» – в судах, СМИ, на уровне руководства района.

Установленный рейдер

На самом деле, к «Павловскграниту» Жуков присматривался уже давно, предлагая бывшему владельцу предприятия Сергею Пойманову совместный бизнес незадолго до того, как Пойманов обратился в Сбербанк за злополучным кредитом. Понять Жукова можно – Павловский ГОК приносил прибыль большую, чем все предприятия, входящие в ННК, вместе взятые. В какой-то момент ННК стало некуда развиваться. Павловский ГОК и ННК занимали вторую и третью позиции в списке крупнейших производителей щебня в стране; на верхней строчке — Первая нерудная компания, принадлежащая РЖД. Жукову она была явно «не по зубам» : летом 2014 года контрольный пакет Первой нерудной – крупнейшего поставщика щебня для госмонополии – выкупила компания Артема Чайки, сына генерального прокурора РФ. Поэтому когда акции Павловского ГОКа попали к коллектору – ООО «Сбербанк Капитал», у Жукова и его компаньонов в этой теме появился отличный шанс забрать предприятие с огромным дисконтом. К слову сказать, какое-то время эксперты говорили, что интерес к «Павловскграниту», попавшему в сложную финансовую ситуацию, был и у Артема Чайки. «Ходили» версии, по которым сын генпрокурора вместе с Жуковым и «Сбербанк Капиталом» участвовал в переделе собственности на Павловском ГОКе. Правда, прямых подтверждений этому нет.

То, что в захвате Павловского ГОКа с самого начала присутствовал четкий сценарий, в котором одну из главных ролей играл Юрий Жуков и ННК, стало понятно несколько позже. В конце ноября 2014 года в аэропорту Внуково после возвращения на родину Юрий Жуков был задержан. Задержали его в рамках уголовного дела о принуждении к продаже акций Павловского ГОКа. До того, летом, прошли обыски во всех компаниях Жукова — ННК, управляющей его активами Klever Asset Management, а также в одной из структур ВЭБа — УК "ВЭБ Управление проектами", где Жуков после продажи и частичного банкротства ПИКа работал гендиректором.

 В рамках расследования уголовного дела была изъята документация, а также деловая и частная переписка, свидетельствующая о том, что и Потолицын, и Анохина, и Кузнецов, и многие другие фигуранты рейдерского захвата были знакомы друг с другом задолго до присвоения активов Павловского ГОКа. И уж точно они были знакомы друг с другом во время захода на предприятие, в начале 2012 года. Однако, на тот период и вплоть до официального прихода ННК в конце 2012 го года все они до единого истово доказывали, что не знают , кто такой Юрий Жуков, что лично с ним не знакомы, и что Национальная нерудная компания не имеет никакого отношения ни к компании «Атлантик», ни к тем, кто за ней стоит. О том, что ГК «Атлантик» тесно связан с ННК, было официально установлено арбитражным судом Москвы в мае 2013 года. Однако, во время расследования и Анохин, и Потолицын, и другие открещивались от Жукова, как могли. И только Кузнецов как-то проговариварился, что знаком с Жуковым как с акционером ряда кипрских оффшоров.

Стратегия разрушения

Но вернемся к «позитивной» Анохиной. Сделаем это ради работников ГОКа, большая часть которых к настоящему дню осталась без работы, а остальные держатся хотя бы за какую-то работу, пусть малооплачиваемую, пусть с отъездами по вахтовому методу, пусть безо всяких гарантий на будущее. В распоряжении редакции «Время Воронежа» оказался документ, носящий громкое название «Стратегия оптимизации ОАО «Павловскгранит». Он был изъят из почтовой переписки Анохиной с Юрием Жуковым еще в начале 2012 года. Документ, свидетельствующий о предельном лицемерии новых собственников Павловского ГОКа, об их изначально лживой позиции и, конечно, о хорошо продуманном плане захвата комбината. Суть в том, что уже на моменте планирования своего захода на предприятие, никто из рейдеров и не собирался церемониться с коллективом или, скажем, надрываться на модернизации производства. Судите сами: «оптимистичный» вариант «Стратегии» предусматривал сокращение 40 работников в месяц – и этот план был перевыполнен. В итоге, если на начало 2012-го года численность работников предприятия составляла почти 3500 , то уже к концу 2013 года она сократилась до 1900. Таким образом, раздавая интервью и Анохина, и ее коллеги бессовестно врали всем : и работникам ГОКа, и жителям Павловска и района, и журналистам.

Сокращение людей при прежней зарплате – это практически единственный ресурс достижения эффективности, который используют сегодня новые собственники и их менеджмент.


Их «Стратегии оптимизации» предполагала за год повысить нагрузку на человека на треть – на 120 тонн на человек, при этом зарплата поднималась... на 50 рублей.

Это просто потогонная система эпохи раннего накопления капитала!

Проблемы предприятия не могли не сказаться и на городе, районе, да и на регионе. В гранитной столице страны появились ямы на дорогах, которые некому даже щебнем засыпать. Новые владельцы ухитрились распродать имущество по своим фирмам ОАО «Павловск Неруд» и ОАО «Павловск Промвзрыв» по цене в шесть раз меньше рыночной, чем снизили налогооблагаемую базу. Область потеряла одного из крупнейших налогоплательщиков. Хуже того, «съежившись», ГОК начал терять статус градообразующего предприятия - и Павловск уже не может рассчитывать на федеральную помощь по программе моногородов в случае усугубления кризиса.

Последствия рейдерского захвата четырехлетней давности, по сути, только начали сказываться – самое худшее еще может оказаться впереди.

История продолжается

Прошло четыре года, а бури вокруг Павловского ГОКа никак не улягутся. Бывшие сотрудники ищут работу, а обманутые пайщики дочерних предприятий – правды в коридорах власти. Сказать, что никто не проникся проблемой потрясенного предприятия, никто не попытался протянуть руку «кинутым» и обманутым, нельзя. С пониманием отнеслись к заявлениям Пойманова в УФАС России, в Министерстве регионального развития. А депутат Госдумы, один из лидеров ЛДПР Игорь Лебедев принял активное участие в проблеме, когда понял, что режимное предприятие, работающее с взрывчаткой, оказалось в руках оффшорных компаний – по сути, иностранцев.

«Прошу Вас принять все необходимые меры для проверки и возбуждения уголовных дел по факту принудительного отчуждения пакетов акций ОАО «Павловскгранит» по заведомо заниженной стоимости в связи с действиями ООО «Сбербанк Капитал»…», - писал депутат, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев председателю СК РФ Александру Бастрыкину.

«61,37% акций данного предприятия в результате сделок по их отчуждению перешли в собственность иностранных инвесторов (оффшорных компаний, зарегистрированных на Кипре), - сообщал Лебедев директору ФСБ Александру Бортникову. – Однако сделки с соответствующими надзорными органами согласованы не были…»

«Люди доведены до отчаяния. Социальная напряженность в городе Павловске растет с каждым днем. Компания, получившая уступку прав требований от Сбербанка, обанкротила несколько предприятий», - предупреждал Лебедев премьера Дмитрия Медведева.

В общем, депутаты от ЛДПР проявили и энергию, и здравый смысл, но последнее слово чаще оставалось за более скромными и тихим человеком – арбитражным судьей.

Как определил Сергей Пойманов, сложилась ситуация, в которой вся административная и силовая машина работает на противоположную сторону, и зачастую вопреки законам и здравому смыслу.

Сегодня коллега Лебедева по Думе справоросс Александр Агеев хлопочет за дольщиков «Павловскгранит-Жилстроя», тоже пострадавшим в конечном итоге из-за рейдерства Жукова и компании.

Война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Предприятие живет, пока у него есть хоть один кредитор. История продолжается.

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0