Нюансы семейных кейсов во власти Воронежа: Трубниковы, Увайдовы, Дементьевы
Фото vrn.mk.ru
Читайте также:
- Для Александра Трубников попросили 11 лет «строгача» и штраф в 220 миллионов (21.10.2015 13:17)
- Увайдов – в ДИЗО, Увайдова - в прокуратуре «валяют дурочку» по земле в Воронеже (29.09.2015 00:17)
- Неля Пономарева предложила подписать соглашение о честных выборах в Воронеже на фоне нарушений кандидатов от «Единой России» (23.08.2015 13:09)
1 февраля воронежский интернет-портал «Четыре пера» опубликовал монографию о «семейных подрядах Воронежской области». Поскольку кумовство во власти не только распространённый кейс, но и нередко причина многих негативных процессов, а также потому, что большая часть историй имела отражение на портале «Блокнот Воронеж», предлагаем своим читателям ознакомиться с любопытным исследованием.
Итак, на отчётной неделе в центре внимания массмедиа оказались вице-премьер Воронежской области Алексей Беспрозванных, курирующий, в частности, промышленность, СМИ и автомобильные дороги, и руководитель областного департамента транспорта и автодорог Александр Дементьев. Дело в том, что лабораторию подведомственного департаменту ОАО ЦДС «Дорога», хорошо известного по уголовному делу Александра Трубникова, возглавила Елена Дементьева, супруга Александра Дементьева. С юридической точки зрения, нарушений, конечно, нет. Как не было их и в родстве Трубникова, предшественника Дементьева, с водителем губернатора. Но общественный интерес к теме кумовства в команде Алексея Гордеева является основанием, чтобы ее исследовать.
Кейс первый. Александр Дементьев - Елена Дементьева
По версии издания «В курсе Воронеж», Елена Дементьева, супруга главы областного департамента транспорта и автодорог Александра Дементьева, которая возглавила лабораторию подведомственного департаменту ОАО ЦДС «Дорога», - гроза для всех воронежских дорожников. От ее росчерка пера зависит, будет ли принят тот или иной объект в эксплуатацию или нет. Если да - фирма получает бюджетные деньги, если нет - его будет переделывать кто-то другой. В обязанности Елены Дементьевой входит контроль за качеством используемых при ремонте дорог материалов.
Коррупциогенность назначения, очевидно, заключается в том, что чиновник может использовать супругу как рычаг по отсечению неугодных подрядчиков.
Назначение Елены Дементьевой, ранее возглавлявшей аналогичную лабораторию в Алтайском крае, откуда они и перебрались в Воронеж с мужем, вызвало возмущение представителей отрасли. Правда, анонимных. «Можно было назначить независимого человека, - говорит один из дорожников, - но не родственника. Елена Дементьева должна подтвердить качество выполненных работ. Затем ее муж принимает дорогу в эксплуатацию. Так что назначение супруги выглядит странным. Если Дементьева обнаружит, что объект с плохими результатами, то она не имеет права его принимать. Значит, начальник департамента объект тоже не примет. А между тем на ведомстве лежит ответственность по своевременному освоению выделенных из государственного бюджета субсидий. Если не потратят столько, сколько нужно, деньги уйдут в Москву и в следующем году будут меньшие суммы».
На защиту супруги шефа уже бросился гендиректор ОАО ЦДС «Дорога» Валерий Кочегаров.
- За те несколько месяцев, что работает Елена Дементьева, к ней претензий нет, - заявил Кочегаров интернет-газете «Время Воронежа». - И надо понимать, что требования, которые применяются к нашей работе, не зависят ни от Дементьевой, ни от меня. А от алтайских коллег я получил самые положительные отзывы: Дементьева характеризуется как принципиальный, ответственный и неподкупный работник.
Кейс второй. Аркадий Пономарев - Неля Пономарева
Назначение супруги молочного олигарха и депутата Госдумы от «Единой России» Аркадия Пономарева Нели Пономаревой председателем Общественной палаты Воронежской области вызвало не то что скандал, а недоумение у многих политиков и общественников. Тем более что никак не засветившаяся до этого на ниве общественного служения блондинка сменила авторитетного представителя региональной элиты Александра Соловьева, бывшего председателя Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ.
Зато - красивая.
- История назначения симпатичной блондинки главной общественницей области очень проста, - комментировал приход Нели Пономаревой в ОП ВО публицист и член политсовета реготделения Национально-демократической партии Святослав Иванов. - Есть закрытый клуб местных олигархов - гражданское собрание «Лидер». Там, несомненно, время от времени проходит сбор пожертвований на благотворительные и иные цели. Чем и занимается женсовет, куда помимо супруги губернатора входят жены крупных бизнесменов, состоящих в «Лидере», - Елена Хамина, Татьяна Светланова, Елена Суховерхова... Работы хватает. Благо беспокойная натура Татьяны Гордеевой полна инициатив. И цели всегда находятся. Дальше идет сбор средств. На таком поприще как раз и отличилась блондинка Неля и в смысле суммы (муж-то миллиардер), и в смысле активности. И решается вопрос, кем заменить списанного в запас, не столь гибкого в пояснице, как того требуется, Александра Соловьева… И тут значило только одно мнение и отнюдь не общественное. Вспоминается Александр Грибоедов, «Горе от ума», со знаменитым: что скажет Марья Алексевна? Вот Марья Алексевна и сказала, выдвинула Нелю от женсовета олигархического кооператива. Что уж тут мелочиться.
В качестве главы ОПы Пономарева запомнилась тем, что накануне региональных выборов-2015, результаты которых не признала ни одна из оппозиционных партий, она, инициировав соглашение о честных выборах, поспособствовала их легитимации.
Кейс третий. Ирина Горкина - Александр Горкин
Ирина Горкина - заместитель сначала вице-премьера области Максима Увайдова, а теперь Сергея Юсупова по департаменту имущественных и земельных отношений области. Ее муж Александр Горкин тоже подвизается при департаменте, так что налицо явная коррупциогенность, хотя, как и в случае с его коллегой Еленой Дементьевой, нарушений закона нет. Горкин успел сменить несколько должностей. Он был руководителем подведомственного ДИЗО казенного учреждения «Управление земельных ресурсов», не менее подведомственного ОАО «Бутурлиновский ЛВЗ», а в настоящее время возглавляет еще одно подведомственное ДИЗО казенное учреждение «Центр корпоративного развития». Горкин отвечает за управление и распоряжение госимуществом, мероприятия по приватизации ГУПов и пакетов акций ОАО, принадлежащих области.
Что касается Ирины Горкиной, то она наряду с Увайдовым неоднократно фигурировала в заявлениях в главное управление МВД по региону с просьбой возбудить уголовное дело. Речь в заявлениях шла о том, что Увайдов, Горкина и главный архитектор Воронежа Антон Шевелев отказывали главам многодетных семей, инвалидам и ветеранам в предоставлении земельных участков по разным причинам, а потом оформляли на тех же местах аналогичные участки на другие лица. Также тандем Горкиной-Увайдова фигурировал в постановлениях отделов следственного комитета об отказе в возбуждении уголовных дел. Причем в одном из них Максим Увайдов признается в получении незаконного денежного вознаграждения.
Кейс четвертый. Максим Увайдов - Дарья Увайдова
Супруга вице-премьера области Максима Увайдова Дарья Увайдова работает прокурором отдела облпрокуратуры по рассмотрению обращений и приему граждан. Возможно, она и не стоила бы упоминания (тем более, что, как сообщают инсайдеры, этот кейс уже не актуален, прекрасная его половина - заменена), но Дарья Увайдова наряду с мужем стала одним из фигурантов истории противостояния уличкомов ТОС №№ 69 и 70 и строителей многоквартирного жилого дома на улице Свобода, 21, в Воронеже.
Кейс пятый. Алексей Гордеева - Татьяна Гордеева
Официально супруга губернатора не числится в его команде, но, как было сказано выше на примере назначения председателя ОП ВО, оказывает влияние на его политику, в первую очередь в культурной сфере. Результатом стало такое явление, как фаворитизм, на которое неоднократно обращало внимание движение «Культурный фронт». Достаточно вспомнить культуртрегера и бывшего ректора Воронежской академии искусств Эдуарда Боякова, бежавшего из Воронежа после вскрывшихся в вузе махинаций. Возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере» УК РФ. По версии следствия, подчиненные отставленного фаворита украли из госбюджета 1,7 млн рублей через созданный по его инициативе Фонд развития ВГАИ.
От бегства культуртрегера в Москву особенно выиграл худрук Камерного театра и Международного Платоновского фестиваля, украинский и советский режиссер Михаил Бычков. Он остался единственным культурным фаворитом губернатора и его супруги, чем умело пользуется.
В частности, ставит в Театре оперы и балета моцартовского «Дон Жуана» беспрецедентной по воронежским меркам стоимостью в 9 млн рублей, поспособствовал уходу Александра Латушко из Театра юного зрителя, курирует множество фестивалей самого различного профиля, получил новое здание театра, а его проекты регулярно выигрывают всевозможные гранты как федерального, так и регионального уровня. Очевидно, что выросшая до небес влиятельность Михаила Бычкова не всегда идет воронежской культуре на пользу. И, в частности, стала одной из причин жесткого противостояния нового худрука Театра оперы и балета Андрея Огиевского с ведущими оперными солистами.
Кейс шестой. Водитель Алексея Гордеева - Александр Трубников
В 2015 году Ленинский райсуд Воронежа приговорил к семи годам и шести месяцам колонии строгого режима и 150 млн рублей штрафа бывшего главного дорожника региона Александра Трубникова, брата губернаторского водителя. Он признан виновным в трех эпизодах взяточничества. Суд отправил на покрытие штрафа более 130 млн рублей наличных, найденных при обыске в доме бывшего чиновника.
Резюме
Какой же общий вывод можно сделать из приведенных кейсов? Он банален: история каждого семейного подряда уникальна. Влияния родственников на власть, как и назначений по родственной линии, не избежать. С одной стороны, как заметил публицист Герман Полтаев, характеризуя кейс Александра и Елены Дементьевых, «где ж взрослым людям еще знакомиться, как не по службе?» С другой стороны, вероятны эксцессы (кейсы Трубникова и Боякова). Нормальным противовесом могли бы стать свобода слова, развитые институты гражданского общества и открытость власти. Но проблема в том, что с ними у нас напряженка (кейс Пономаревой).
«Шефу областного дорожного департамента Александру Дементьеву нечего было стесняться определять жену в ответственное кресло, - увязывает на первый и второй кейсы публицист Алла Холденко. - Перед ним есть примеры, которым не грех последовать. На воронежском Олимпе очень приветствуется исключительно внимательное отношение к женам. Депутат Госдумы Аркадий Пономарев, например, определил свою Нелю в кресло главы областной ОПы. За какие такие заслуги? За какую общественную деятельность? А ни за какую. Просто он имеет вес в окружении губернатора. Плюс большие деньги. Так неужели человек его положения и финансового статуса не может позволить себе побаловать жену оригинальным подарком? Бриллиантами и домами в Испании таких дам не удивишь».
Новости на Блoкнoт-Воронеж