Воронеж Пятница, 19 апреля
Общество, 24.11.2019 21:00

Почему Никита Хрущев закричал от вида воронежской башни ЮВЖД

Это здание в самом центре нашего города за свою историю претерпевало различные изменения.

В середине текущего месяца стало известно, что в одном из красивейших домов столицы Черноземья убрали шпиль. Речь идет о жилом здании, которое расположено на улице Фридриха Энгельса, 7. Оно выполнено в стиле сталинского ампира. Небольшая башня со шпилем была предвозвестницей находящейся неподалеку главной башни ЮВЖД. А последнее указанное строение, к слову, и вовсе является одним из главных символов Воронежа.

Башню ЮВЖД можно увидеть на обертках конфет, на памятных открытках о нашем городе, на разнообразной сувенирной продукции. У многих людей в России, да и на планете, наш город ассоциируется именно с этим зданием. А ведь когда-то строительство башни критиковалось местными жителями. Более того, вид этого нынешнего символа Воронежа однажды вызвал гнев генсека КПСС Никиты Хрущева.

В рамках сегодняшнего выпуска цикла краеведческих статей наше издание хотело бы рассказать о непростой судьбе башни ЮВЖД.

Располагается это здание на проспекте Революции, 18. Географически оно находится в самом центре города. Исторически сложилось, что центр считается от главпочтамта. А башня ЮВЖД находится, как раз, напротив этого учреждения. Здание насчитывает почти вековую историю.

Правда, такой, какую сейчас видят воронежцы башню, она была не всегда. Здание управления ЮВЖД берет свое начало в 20- годах XX века. Железнодорожникам приходилось сидеть в разрозненных постройках. Поэтому, большевики приняли решение соорудить для них отдельное здание.


Строительство комплекса в 20-е годы XX века

И вот, за дело взялся известный воронежский архитектор Николай Владимирович Троицкий. После долгой работы он создал постройку в стиле конструктивизма. Это направление ставило во главу угла функциональную роль здания. Конструктивисты видели будущее за увеличением архитектуры в жизни. Так и получились в центре Воронежа суровые серые здания с чопорными окнами и застекленными витражами. Это был целый комплекс, площадь которого составляла 140 тыс м2.


Воронежское ж/д-управление в 30- годы XX века

Таким здание ЮВЖД было с 1929 года до прихода гитлеровских оккупантов. Во время бомбежек весь комплекс управления железной дороги сильно пострадал. Строения пришли в негодность, и советские власти решили объединить их все в единый архитектурный ансамбль. Теперь же его создавали в стиле классицизма.


Здание ЮВЖД в Великую Отечетственную войну

За дело взялся уже другой видный архитектор Лев Руднев. Он планировал создать из послевоенного Воронежа настоящий город-столицу. Именно поэтому, а нашем городе появилось множество зданий в стиле сталинского ампира, а также классических построек. И вот, перед воронежцами предстал массивный комплекс обновленного управления ЮВЖД. Его главной фишкой стала высокая башня с часами. Именно поэтому, здание временами называют воронежским «Биг Беном».


Лев Руднев


ЮВЖД в 1965 году

Однако не все воронежцы пришли в восторг от такого новшества. Они говорили, что башня ЮВЖД портит вид на историческую застройку города. А в 1955 году она и вовсе, как говорят историки, вызвала настоящий визг у генсека и руководителя СССР Никиты Хрущева.


В 50-е годы

Все дело в том, что, когда главе государства показали то, что создал Лев Руднев, тот сравнил здание с церковью. Никита Сергеевич был из тех людей, кто, по непонятным причинам, приходил в ярость от всего, что связано с православной культурой нашей страны. Вот, что сказал Хрущев на башню ЮВЖД:

- А что это за колокольня торчит у вас? – возмутился генсек.


Проект здания после войны

В итоге, с башни убрали все излишества. Однако полностью ее ликвидировать уже было нецелесообразным. Сейчас здание стоит и радует тысячи прохожих. Хоть и судьба его была не из самых легких.

Илья Ершов


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Воронеж: известный и неизвестный  
ЮВЖДСобытия: КраеведениеСобытия: ИсторияОрганизации: Архитектура
4
1