Воронеж Пятница, 19 апреля
Общество, 01.06.2019 12:00

Сосудистая катастрофа нарастает с геометрической прогрессией, - клинический психолог Ирина Сидорова

Индивидуальный подход, качественные знания и желание помогать людям являются главными составляющими факторами успешного специалиста.

Психология - востребованная и весьма интересная наука, которую люди воспринимают как довольно простую, но очень полезную для себя и окружающих дисциплину. Часто, связывая свою жизнь с учением, которое исследует закономерности возникновения, развития и функционирования человеческой психики, будущие специалисты до конца не осознают с какими трудностями им на самом деле придется столкнуться во время обучения в вузе. Так, "Блокнот Воронеж" пообщался с молодым психологом Ириной Сидоровой, которая работает в Воронежской областной клинической больнице №1. А именно - в неврологическом отделении для больных с нарушением мозгового кровообращения.

- Ирина Викторовна, почему вы связали связали свою жизнь с психологией?

- Я всегда хотела стать врачом. Поэтому сначала окончила медицинское училище. Затем устроилась на работу и решила поступить в Воронежский государственный педагогический университет на факультет педагогики и психологии. Следом получила дополнительное образование в медакадемии имени Бурденко по специальности "клиническая психология". Далее был Московский государственный университет. Там я прошла дополнительные курсы реабилитации пациентов после инсультов, травм, инфарктов. Естественно, это не стало для меня завершающим этапом. Потому что сейчас, работая психологом, мне приходится постоянно учиться. Вместе со своими коллегами, я посещаю различные Международные пресс-конференции, консилиумы, лекции, семинары, курсы повышения квалификации, принимаю участие в различных исследованиях. Скажу, что эта профессия тяжела морально. Она требует от тебя полной отдачи, регулярного саморазвития и искреннего желания помогать больным людям.

- Вы занимаетесь реабилитацией пациентов после инсультов. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- На сегодняшний день таких специалистов очень мало не только в Воронеже, но и в стране в целом. И все от того, что эти больные считаются одними из самых сложных. Во-первых, у них на первом этапе должно быть принятие своего заболевания. Представьте, человек несколько часов назад ходил, разговаривал, ел. А далее у него резко произошло нарушение мозгового кровообращения, отнялась одна сторона тела, которой он не может пошевелить. Потом приходит в себя, и эта симптоматика у него не регрессировала. Ему необходимо принять себя таким. Процесс восстановления  такого пациента долгосрочный.

- А приходится ли вам работать с родственниками таких сложных больных?

- Конечно. В первую очередь, мне нужно максимально понятно им объяснить, что теперь их близкий человек будет абсолютно другим. Возможно, даже всегда. Потому что процесс реабилитации после инсульта долгосрочный. И поэтому он будет нуждаться в пристальном внимании и заботе со стороны окружающих. В большинстве случаев  люди не готовы к такому резкому повороту событий. Им сложно осознать всю трагичность происходящей ситуации, смириться с ней и начать выполнять новые, непривычные для их образа жизни обязанности. На первый парах инсульт для них - это ужас. Бывают даже случаи, когда в порыве отчаяния родственники пациента полагают, что врачи им попались не компетентные, что назначили больному не те лекарства.

Странно, что люди не хотят понимать элементарного. Например, когда человек сломал руку, то тут все сразу видно - кости конечности срослись. Значит врачи хорошие. А когда погибает часть головного мозга, и из-за этого та самая рука у человека перестает функционировать, то врачи плохие. А все из-за того, что они не способны увидеть эту "мертвую" область внутреннего органа. И поэтому считают, что врач плохой. Такое суждение является неверным. Сюда же можно отнести и стереотипное мышление. Часто люди убеждены в том, что молодой врач не является хорошим. Это также неправильно.

Скажу сразу, что умершая часть мозга никогда не восстановится. Потому что там образуется некроз тканей, которые рубцуются. В своей работе мы опираемся на нейропластичность мозга
.
- С каждый годом становится больше инсультных пациентов или, наоборот, цифра постепенно уменьшается?

- Естественно, больше. Сейчас сосудистая катастрофа нарастает с геометрической прогрессией. Это связано с огромным количеством факторов, негативно влияющих на нашу жизнь. Сюда входят обстоятельства, на которые человек может повлиять самостоятельно и не может. К первой категории относят курение, чрезмерное употребление алкогольных напитков, неправильное питание, физические упражнения и многое другое. Здесь человек в силах что-то изменить. Например, перестать есть слишком жирную пищу или вовсе отказаться от спиртного или сигарет. Во втором же случае, может быть наследственная патология, на которую человек в принципе никак не может повлиять. Потому что он уже таким родился.



- Чтобы вы посоветовали этим людям?

 - Очень жаль, что многие редко ходят к врачам на комплексное обследование, чем-то "своим" интересуются. А ведь так они могли бы предотвратить не только развитие инсульта, но и многих других болезней. Необходимо прислушиваться к своему организму, тщательно о нем заботиться, стараться вовремя лечить, не запускать. И самое главное - не искать появившимся симптомам никаких оправданий. Люди любят говорить, мол, у меня глюкоза повысилась из-за того, что я съела сладкое. Отчасти, это верный признак. Но, к сожалению, лишь отчасти. Потому что такие серьезные изменения в организме могут стать "звоночками", свидетельствующими о неправильной работе организма. Поэтому людям надо немного ревностнее относиться к своему здоровью. Ни в коем случае им не пренебрегать.

- В каком возрасте у людей чаще всего случаются инсульты?

- Очень разный. Раньше болезнь затрагивала в большей степени людей пожилого возраста. А сейчас не редко встречается и среди молодых. В моей практике был случай, когда мне пришлось работать с 30-летним парнем, у которого произошло нарушение мозгового кровообращения.

- Что из себя представляет реабилитация инсультного пациента?

- Это длительный процесс, который направлен на активацию другой "живой" части головного мозга. Врачу необходимо ее "растормошить". Например, как спортсменов учат отрабатывать один и тот же прием на протяжении нескольких лет, так и мы помогаем нашим пациентам заново научиться выполнять привычные для здорового человека действия. Наша задача - добиться от пациента их автоматического выполнения.

- Правда ли, что уровень интеллекта человека зависит от его выздоровления?

- В этом случае да. Если человек большую часть времени занимался интеллектуальной деятельностью, то ему легче будет восстанавливаться. А все потому, что у него больше активных рабочих зон в головном мозге. Это касается людей "думающих" профессий. На процесс реабилитации также влияет наличие хобби и даже религия. Те, кто "во что-то верят" или у них есть сформированная жизненная цель, планы, легче поддаются внушению из вне. Общеизвестный факт: таких людей проще достать из "этого" состояния. Потому что тот, кто предпочитает обратное, практически никому не доверяет. Соответственно, не доверяет и врачам. Он уже разочарован и, по большому счету, не рассчитывыет на помощь. Из этого следует, что он не надеется на свое спасение. Ему комфортнее находиться в привычном недоверительном состоянии. У такого типа людей нет внутренне мотивации.



Ульяна Гуртовенко


Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Лица нашего города  
1
0