Воронеж Пятница, 19 апреля
Общество, 24.10.2019 09:03

ТОП-3 воронежских уголовных дел, где журналисты опередили следствие

Порою СМИ преподносят следователям уголовные дела, как говорил один известный почитатель уголовного кодекса - на блюдечке с голубой каёмочкой.

Речь не о тех историях, когда журналист отражает жалобу или заявление гражданина, а после этого иногда кое-где возбуждают дело.

Сегодня - о тех редких случаях, где практически всю работу за следствие делает СМИ. И следствие это косвенно признаёт: когда приходит время сообщить об уголовном деле, его версия полностью (или – в основе) повторяет то, что накопали ранее журналисты.
«Блокнот Воронеж» предлагает ТОП-3 самых громких историй, где правоохранители, взявшись за дело, обнаружили именно те преступления и тех виновных, на которых ранее уже указал отдел политики и расследований нашего издания.

«Трубный скандал»


Свежее уголовное дело вокруг «трубного скандала» пока ещё окутано тайной. Журналист «Блокнот Воронеж» от своих источников узнал, что 10-11 октября в департамент ЖКХ областного правительства наведались силовики, провели выемку документов. С той же целью зашли гости в погонах в подведомственный департаменту «Облкоммунсервис», а также в офис ООО «Ремстрой».

Официального релиза силовые ведомства так и не выпустили. В пресс-службе ГУ МВД по региону, изданию сообщили, что в рамках расследования уголовного дела работали следователи управления экономической безопасности (УЭБиПК), но деталей дела не раскрыли. 

Впрочем, уже одни адреса, где прошли маски-шоу, указывали, что речь идёт о расследовании, которое «Блокнот Воронеж» начал прошлой осенью; его условное название «трубный скандал». Скандал вокруг нецелевого расходования бюджетных средств по федеральному проекту «Чистая вода».

Расследование касалось двух контрактов на общую сумму 182 млн рублей, которые ООО «Ремстрой» в 2018 году заключило с администрациями села Перлёвка Семилукского района и райцентра Верхний Мамон (более 112 млн рублей и 70 млн рублей соответственно). Началось всё с того, что Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС) долгое время не могла достучаться до воронежских чиновников, АПТС удалось обнаружить трубы-фальсификат в семилукской Перлёвке, а в Верхний Мамон специалистов Ассоциации не пустили. Причём, блок на проверку поставил замруководителя департамента ЖКХ облправительства Вячеслав Мамаев. По инсайдерской информации, данный чиновник и лоббировал интересы подрядчика «Ремстрой». Полиция допросила Вячеслава Мамаева как свидетеля.


Других подробностей о расследовании уголовного дела пока неизвестно, однако «Блокнот Воронеж» выяснил, что на протяжении месяцев департамент ЖКХ банально врал относительно качества продукции, используемой при реализации федеральной программы. 

Дело обещает быть резонансным.

Убийство в Центральной Америке обернулось мошенничеством на 100 млн

Другое резонансное дело, в котором СМИ далеко опередило следствие, начиналось как настоящий триллер-детектив – с убийства московского бизнесмена в отеле на берегу океана в Коста-Рика. Затем началась история о крупном мошенничестве вокруг наследства застреленного Владимира Григоренко.

Уже в первом своём материале 30 сентября 2016 года «Блокнот Воронеж» назвал имена вероятных мошенников и описал схему преступления. Коротко говоря, сын покойного от первого брака – Игорь, проживающий в Коста-Рика, решил не делиться с мачехой, а теперь - вдовой.


В компании с лепшими корешами он задумал присвоить наследство в 100 млн рублей, лишив вдову Ирину Коробову её доли с помощью фиктивного долга, сфабрикованного задним числом.

Спустя 3 года именно эту схему отразит пресс-служба воронежского СКР. Сейчас идёт судебный процесс в Железнодорожном райсуде Воронежа.

Вот только 3 года назад истина с трудом пробивалась к свету сквозь тернии правоохранительной системы. После нашей публикации дело по признакам мошенничества в особо крупном размере было возбуждено … следственным отделом МВД России по Аннинскому району. И следствие грозило закончиться, не начавшись. Как метко прокомментировал ситуацию адвокат Николай Алимкин, «отдать это дело следственному отделу МВД по Аннинскому району - это все равно, что поручить лечение больного патологоанатому». Так и выходило. Поначалу. СКР по региону пинал за волокиту ГУВД по региону, но дело не двигалось с мёртвой точки.

Кстати, как вообще в этой истории возник Воронеж и аннинский район? А просто наследство москвича злоумышленники принялись делить в Аннинском районном и мировом судах. Были у них там свои «завязки» с судьями, которые своими решениями помогли легализовать фиктивный долг.

31 августа 2017 года дело было передано в Аннинский МСО СУ СК РФ по Воронежской области, а затем - в третий отдел по расследованию особо важных дел. С этого момента, можно сказать, и берёт начало настоящее расследование мошенничества.

- В целях раскрытия данного преступления произведено более 15 выемок и обысков на территории Тамбовской, Брянской, Московской, Воронежской областей и г. Москва, допрошено более 20 свидетелей, проведены почерковедческие, психоло- лингвистические, психолого - психиатрические экспертизы, в рамках запросов о правовой помощи инициировалось производство следственных и процессуальных действий на территории Республики Беларусь и Республики Коста – Рика, - цитируем официальный пресс-релиз СК, увидевший свет в июле 2019 года.

«Война и стройка Гусева-Гордеева»

Третье дело касается строительства высотки на месте бывшего школьного стадиона на Ленинском проспекте, 201. В Воронеже данное строение прославилось, как недовысотка бизнесмена Тофика Магеррамова (компания «Новый квартал»).

Уголовное дело по признакам крупного мошенничества было возбуждено весной 2017 года после того, как губернатор Алексей Гордеев на волне борьбы с «архитектурным бандитизмом» заморозил скандальную стройку.

Но «Блокнот Воронеж» раскрыл как сомнительность стройки, так и необходимость её запрета ещё в августе 2016 года. В публикации «Война и стройка мэра Гусева. Как чиновники Воронежа обманули жителей, подарив им мечту» мы рассказали, что вдруг публично объявивший войну незаконным стройкам тогдашний мэр (и нынешний губернатор) Александр Гусев не замечает, как его подставляют собственные чиновники.

Меж тем на Ленинском проспекте было жарко: мучимые стройкой жители окрестных домов рубились с «бойцами» специально приглашённого застройщиком ЧОПа, их прикрывали ангажированные представители силового блока. В такое противостояние перешли мирные митинги с требованием обещанного властями спорткомплекса с бассейном.

А уголовное дело было возбуждено в отношении неустановленных лиц. Хотя эксперты издания прямо указывали на причастных чиновников - вице-мэров Савицкую и Астанина, а также руководителя управления имущественных и земельных отношений Наталью Махортову. В марте 2018 года силовики успешно прекратили дело, не найдя состава преступления. Компания «Новый квартал» продала землю на Ленинском проспекте Домостроительному комбинату. Планировалось, что ДСК переделает недовысотку под социальный объект и передаст городу. Так обещал побывавший на месте мэр Вадим Кстенин.


Однако недострой по сию пору обнесён забором, которой поставила ещё компания Магеррамова. Замороженная стройка выглядит довольно зловеще, особенно вечером и ночью. Так может, не стоило мешать строить высотку? Мало ли какие там жители в Воронеже мучаются от соседства с наглой стройкой…

Мнение отдела политики и расследований «Блокнот Воронеж»: стройку надо было закрывать, а к уголовной ответственности привлекать конкретных лиц. Даром, что гордума дала мэрии разрешение. Но это всё рецепты для другой реальности.

Сейчас более актуальны перспективы двух других уголовных дел. Например, в деле об убийстве (это преступление осталось нераскрытым) и мошенничестве на 100 миллионов ключевую роль играли аннинские судьи - мировой Александр Лубков и районный Виктор Ильинский. Если бы не их, скажем так, весьма сомнительные решения, у мошенников просто бы ничего не вышло на самом первом этапе. К слову, пресловутая группа мошенников наследила и в Тамбовской области; тамошний адвокат Александр Хаустов рассказал «Блокнот Воронеж» похожую историю о долге покойного и тоже – в 100 млн рублей. И там тоже не обошлось без «помощи» аннинского судьи Виктора Ильинского. А со стороны истцов фигурируют те же господа, что сейчас сидят на скамье подсудимых в Железнодорожном райсуде Воронежа.

Вдова застреленного бизнесмена Ирина Коробова заявила, что будет добиваться наказания для воронежских судей. Отметим, наша первая публикация о данном деле совпала по времени с громким скандалом вокруг верхушки Воронежского областного суда. Надеемся, что новый председатель облсуда Василий Тарасов понимает, что процесс очищения рядов – не одномоментное действие. И ещё обладает желанием это очищение провести. В общем, ждём соответствующего ходатайства в Высшую квалификационную коллегию судей…

Что касается самого свежего преступления, расследованного нами до подключения правоохранителей, то без официальной информации трудно говорить о перспективах «трубного дела». Как бы оно не пришло к тому же, что и дело о мошенничестве вокруг стройки на Ленинском проспекте. Полагаем, что хотя бы пострадавшая федеральная программа «Чистая вода» подвигнет вывести кого-то конкретного на эту самую чистую воду. 

Вообще, цепочка от подрядчика через департамент ЖКХ до самого главного министра облправительства просматривается невооружённым взглядом…

Успехов вам, товарищи следователи

Виктор Лиходзиевский


Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: уголовное делоСобытия: МошенничествоОрганизации: Правительство Воронежской области
7
0