Воронеж Пятница, 19 апреля
Общество, 11.11.2017 19:35

«Воронеж тогда и сейчас»: каким был раньше главный городской вокзал

В центре Столицы Черноземья стоит важнейший ж/д-узел, который в будущем может стать ключевым звеном метрополитена.

Сегодняшний главный железнодорожный вокзал нашего города «Воронеж I» имеет за плечами почти 150-летнюю историю. В одной из книг знаменитого местного краеведа Владимира Загоровского написано, что 30 января 1968 года в нашем городе была торжественно открыта новая ж/д-станция. От нее первым из Воронежа отправился в Москву пассажирский поезд.

В дальнейшем составы курсировали в наш город из Ростова, Козлова (ныне Мичуринск), Графской, Рамони и еще множества других населенных пунктов. Железнодорожная станция представляла из себя двухэтажное строение, где около центрального входа было подобие стоянки для конных экипажей. Учитывая губернский статус Воронежа, объект был довольно оживленным.




Как указывают исторические хроники, станцию временами ремонтировали, но сносить ее не собирался никто. Это происходило и дореволюционной России, и во времена прихода к власти большевиков. Не пережило здание железнодорожного узла так называемые «грозовые сороковые».

В 1942-1943 годах во время оккупации Воронежа немецко-фашистскими войсками старое здание станции было взорвано. На исторических фотографиях видно, что в районе нынешнего вокзала и площади Черняховского во время освобождения города стояли противотанковые укрепления с колючей проволокой.



В 1945 году власти приступили к восстановлению Воронежа. Первым делом было решено соорудить временное здание вокзала. Оно стояло в городе почти десять лет, пока, наконец, не была возведена капитальная постройка.

Примечательно, что здание воронежского железнодорожного вокзала проектировал архитектор К.С. Алабян, который параллельно восстанавливал разрушенный Сталинград. По замыслу зодчего появилась постройка, где длина фасада составляла 100 метров. В стены было уложено почти 14 миллионов кирпичей. Внутри же вокзала были стены матового вишневого цвета, своды отделаны лепниной, пилястры – светлым мрамором, а на пути к платформам стояла остекленная арка. На крыше вокзала стояли популярные в советское время образы рабочего и колхозницы, учителя, летчика.


Вокзал в 1956 году


Как рассказывают старожила Воронежа внутри здания вокзала в 50-е годы XX века стояли также скульптуры Феликса Дзержинского с беспризорником, а также Ленина с солдатом. Памятник вождю мирового пролетариата располагался и на привокзальной площадке напротив.


Тем не менее, в 80-е годы прошлого столетия все указанные памятники исчезли. На одноименной площади напротив вокзала соорудили монумент генералу Черняховскому, который руководил боями за Воронеж. Эта скульптура была привезена в наш город из литовского Вильнюса.


Памятник Черняховскому в Вильнюсе


Памятник Черняховскому в Воронеже

Сейчас вокзал «Воронеж I» - это важный транспортный узел города. В него ежедневно приезжают тысячи пассажиров поездов и электричек, люди покидают столицу Черноземья, отправляясь в дорогу с платформ и перронов вокзала. Власти, анонсировавшие ранее проект метрополитена, непременно включали в свои планы этот объект, как важный железнодорожный узел. Реализуются ли подобные задумки, покажет время.




Проекты реконструкции вокзала "Воронеж I"


Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Воронеж: известный и неизвестный  
События: КраеведениеСобытия: ИсторияОрганизации: вокзалМеста: Железная дорогаМеста: Воронеж
0
0