Воронеж Пятница, 19 апреля
Общество, 30.01.2018 13:11

Я вывел три характерные черты воронежцев! – краевед Николай Сапелкин

О битве за наш город, православии и, что сделал Сталин в Воронеже, писатель рассказал в эксклюзивном интервью.

В связи с прошедшим 75-летием освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков многие жители столицы Черноземья обратили больше внимания на историю родного города. Еще год назад наши земляки читали много материалов по Октябрьской революции (ведь тогда отмечалось её 100-летие). Словом, в последнее время воронежцы все чаще стараются прикоснуться к истории родного края. Прошлое манит людей, поскольку все хотят, как говориться, нащупать свои корни, определить собственную идентичность.

Воронежский писатель, историк-религиовед и общественный деятель Николай Сапелкин посвятил изучению родного города всю сознательную жизнь. Знакомые с этой личностью люди называют ее кладезем знаний по прошлому и настоящему столицы Черноземья. Николай даже вывел отдельное обозначение земляков – «воронежане»…

Об этом и многом другом мы пообщались с писателем в интервью.

- Николай, мы встретили 75-летний юбилей освобождения Воронежа. Скажите, как краевед, какие факты из тех лет мы до сих пор не знаем?

- Как ни парадоксально, основные. Они касаются военно-политических  решений по Воронежско-Ворошиловградской операции. Одни историки утверждают, что немцев в Воронеж заманивали специально, чтобы здесь завязли их подвижные моторизированные части. Другие, убеждены, что советские войска потерли контроль и сдали Воронеж. Однако из документов мы видим, наш город немецкое командование не особо интересовал. Они собирались идти дальше на юг для решения вопроса Сталинграда. Захватчики пытались даже скрытно оставить город, но мы их так и не выпустили и в итоге разгромили.  Истину мы узнаем, когда придет черед рассекречивания документов об этом.

- Для вас Воронеж – город-герой?  

- Несомненно. Именно здесь произошел коренной перелом Великой Отечественной войны. Битва за Воронеж и Сталинград – равновеликие сражения.

- Это конкретно, что касается войны. А, сколько вообще скрытого от взора есть в истории Воронежа?  

- Все, что у нас происходило, более-менее, известно. Только надо вовремя обращаться к знатокам, пока они живы. Краевед – это хранитель и носитель знаний о прошлом города. Нужно много лет, чтобы изучить тот или иной вопрос. Мне, к примеру, понадобилось 25 лет для изучения истории Русской православной церкви.


Николай Сапелкин во время своей краеведческой экскурсии

- Кстати, вы часто подчеркиваете свою принадлежность к этой конфессии. В январе верующие отпраздновали большой религиозный праздник Крещения Господня. К купелям приходили тысячи воронежцев. Однако, насколько я знаю, погружаться в прорубь не обязательно. Можно просто в ванной искупаться. Религиозность и обрядовость – это дань моде?

- Да можно вообще не купаться, еще в начале ХХ века эта традиция считалась озорством и пережитком язычества. Каждый человек сам выбирает, каким обрядам и правилам ему следовать. Религия призывает к нравственному улучшению человека. Когда вы начинаете об этом задумываться, то начинаете искать путь и методику своего развития, своего спасения. Это сродни лечению, когда доктор прописывает определенное лекарство или диету, режим дня. То же самое и церковь. Она рекомендует молитву, исповедь, причастие, посещение храма. Далее – воля человека.

- Но все же раньше такой религиозности у воронежцев не было…

- Знаете, я этим вопросом занимаюсь уже четверть века. И обратил внимание, что у воронежцев есть черты, которые отличают их от других россиян. Во-первых – это практичность. Это не западный прагматизм, а русская крестьянско-купеческая практичность. На втором месте – это свободолюбие. Наконец, третьей чертой воронежцев является религиозность. При этом она не всегда связана с какой-то конкретной конфессией. Не все воронежцы являются чадами Русской православной церкви. У наших земляков религиозность глубже.

Насколько я помню, уровень верующих и воцерковленных людей был в Воронеже примерно одинаковый. Больше 2% от жителей региона церковь не посещают. Были подъем в конце 80-х и начале 90-х годов, когда происходил слом системы. Тогда у нас появились и новые секты, и активизировались жизнь РПЦ. Сейчас наступило время своеобразного застоя.

- Вы православный человек, говорите, что принадлежите к казачеству. При этом часто от вас слышно почитание Сталина. Как это все может в вас уживаться? Иосиф Сталин, а до этого его сокамерник Яков Свердлов, были в авангарде процесса расказачивания, церкви рушились.

- Во-первых, не почитание, а изучение. Для диссертационного исследования я выбрал тему сталинского церковного ренессанса. И сосредоточился на консервативном повороте, который осуществлялся в то время. Понимаете, мы живем в области мифов. Есть история, как хронология, а есть, как идеология. Последнее нацелено на создание гражданской идентичности, для единого понимания процессов и событий. Со сменой политического руководства история, как идеология, часто переиначивается. Помню, как в 90-е годы все мечтали жить, как в Америке, и смотрю, как сейчас в обществе происходят процессы нового открытия России.

Историки в угоду конъюнктуре,  не обращали внимания на то, что Сталин смог восполнить многое из утерянного страной в революцию. За это он теперь подвергается критике со стороны наших зарубежных «партнеров». Благодаря новой сталинской политике, направленной на патриотизм и дружбу народов, казаки были реабилитированы: они получили избирательные права и стали призываться в армию. Более того, самого Сталина в станице Вешенской приняли в казаки. Так что у Сталина противоречий с казаками не было.

Что касается храмов, то их тогда старались не рушить, а приспосабливали для хозяйственных и культурных нужд. У нас в Воронеже в 30-е годы был снесен только один Владимирский собор, потому что возникла угроза его обрушения.

Вообще, многое из сталинской эпохи до сих пор мифологизировано.


- Известный российский писатель Александр Проханов говорил, что вы вышли с идеей открытия воронежского отделения «Изборского клуба», который объединяет консерваторов и патриотов. На какой стадии ваша задумка?

- «Изборский клуб» мне близок. Сейчас идет подготовительная стадия. У нас уже собрался хороший актив из патриотически настроенных людей. Это, подчеркиваю, не политическое единство, а мировоззренческое. В разработку мы взяли темы воронежской мечты, как части большой Русской мечты, а также вопросы ноосферизма и космизма. Думаю, в мае этого года приедет большая делегация «Изборского клуба», и мы громко заявим о себе!


Николай Сапелкин с писателем Александром Прохановым

Беседовал Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Лица нашего города  
События: КраеведениеСобытия: ИсторияПерсоны: писательМеста: Воронеж
0
1