Воронеж Четверг, 18 апреля
Политика, 10.06.2014 04:30

За что упекли в СИЗО Глеба Фетисова

За что упекли в СИЗО Глеба Фетисова

- Сейчас я бы совсем другие законы разрабатывал, — говорит Фетисов. — Каждому депутату и сенатору надо побывать за решеткой, чтобы многое понять и переосмыслить». И все же ученый надеется, что сам он скоро «проснется». Не на нарах, а в своей постели. Что довело публичную персону «до сумы и до тюрьмы» — в расследовании спецкора «МК».


Фетисова задержали ночью 28 февраля 2014 года в московском аэропорту (он не улетал, а как раз наоборот — только приземлился). Спецоперация проводилась 13 бойцами ОМОНа и ФСБ. «Неужто политик и ученый оказался террористом?» — шептались тогда многие. Сам он был, мягко говоря, в недоумении. За что? Почему? Обвинения ему предъявили не сразу, а только через неделю после ареста. Оказалось, Глеба Фетисова подозревают в нанесении ущерба в 555 миллионов рублей бывшим вкладчикам «Моего банка», которым он когда-то владел и который потом продал.


— Это все странно, не правда ли? — Фетисов меряет шагами крохотную камеру. — Никак не укладывается в голове... Я ведь столько лет сам законы разрабатывал. И только здесь узнал, что их можно трактовать, как кому будет угодно. Вот взять хотя бы арест. Статья у меня экономическая, а ведь еще три года назад были приняты президентские поправки в уголовное и процессуальное законодательство, которые содержат прямой запрет на заключение под стражу до суда подозреваемых в совершении преступлений в экономической сфере. У меня московская прописка, я ни разу не судимый, попал в конце прошлого года в десятку самых уважаемых в народе предпринимателей... Членом Совета Федерации я был 8 лет, плюс два срока членом Общественной палаты. А судья все равно принял решение взять меня под стражу, будто я опасный убийца, который может скрыться. Я готов рассчитаться со всеми вкладчиками (хотя к банку и, значит, его долгам отношения не имею), но следствие сделать это не позволяет. Как будто никого вообще не интересуют эти долги. Три месяца (!) я не видел следователя. Никаких следственных действий, допросов — ни-че-го. Тогда зачем я тут?


Фетисова действительно будто специально изолировали от всего мира. Людей с такой биографией, как у него, до вынесения приговора сажают за решетку крайне редко. Есть ведь подписка о невыезде, домашний арест, залог (кстати, за Фетисова предлагали как раз те самые 555 миллионов рублей, которые полностью покрыли бы тот ущерб, что ему вменялся). Ну а нежелание следователя общаться с высокопоставленным заключенным вообще объяснить трудно. Кстати, дело Фетисова ведет тот же следователь, что и второе дело Навального.


«Человеку, который никогда не был за решеткой, многого не понять», — постоянно повторяет Фетисов. Я знаю, о чем он. Скажите, разве так важно на воле, какой ширины окно? Здесь это приобретает невероятную ценность, и самыми худшими считаются камеры, у которых оно узкое и расположено высоко над потолком. Окно с решеткой — единственная связь с миром, и заключенные не жалеют последнего куска хлеба, чтобы приманить к нему птиц. Или вот разве так важно нам, вольным, сколько раз мы гуляем или ходим в спортзал? Здесь это может быть вопросом жизни и смерти.


— Для меня единственная возможность избежать инсульта — много двигаться, — говорит Фетисов. — Угрозу мне поставили еще в 33 года, и с тех пор я четко придерживался рекомендации. Здесь выводят на прогулку сразу всю камеру, а если ты в это время на свидании с адвокатом, то тебя потом одного никто не поведет. Проблема в нехватке конвоиров. Иногда я думаю, что, если вдруг плохо мне совсем станет, велика вероятность умереть прямо на полу, недостучавшись и недокричавшись...


Начальник СИЗО №5 в ответ на это уверяет, что опасения напрасны. Спецблок, куда поместили Фетисова, под особым наблюдением. Говорит, что медики Фетисова навещают, обещает, что в спортзал его будут водить чаще.


— Нам точно не нужно, чтоб в нашем СИЗО экс-сенатор умер, — говорят сотрудники изолятора. — Но что мы можем сделать?


Так уж случилось, что за стенкой, где стоят нары Фетисова, сидит настоящая знаменитость в криминальном мире, легендарный вор в законе Пецо. «Они не перестукиваются, не перекрикиваются и вообще друг другу не мешают», — вскользь заметили тюремщики. То, что тяги к общению у них нет, и не сомневалась даже. Но вот Пецо задержан был за то, что «уговорил» одного бизнесмена расстаться с серебряными и золотыми слитками и прочим имуществом на 5 миллионов. Наверняка он знает, что новый сосед за свободу 555 миллионов готов был отдать... Впрочем, Фетисов говорит, что деньги у него заключенные не вымогают. Ну а посылки и передачки в камере всегда общие.



Версия первая — «верни наши денежки»



Что уж скрывать, Глеб Фетисов — человек состоятельный. Причем очень. По версии журнала «Форбс», в 2013 году он был 39-м в списках самых богатых людей России с состоянием в 1,9 миллиарда долларов США. Откуда у ученых (пусть даже докторов экономических наук, зав. кафедрой экономического факультета МГУ) такие деньги? Миллиардером Фетисов стал практически в одночасье, когда уговорил продать пакет акций «Вымпелкома» телекоммуникационной компании, в которой тогда работал. Стоимость этих акций (ему лично принадлежало 14%) после сделки взлетела аж в сотни раз. Ну а потом уже у Фетисова появился собственный банк, где держали деньги очень серьезные персоны, включая известных кинорежиссеров и чиновников Администрации Президента.


19 ноября 2013 года Фетисов продал банк (к тому времени он уже два года являлся бенефициарным владельцем — то есть не имел права вмешиваться в его деятельность). Он тогда твердо решил избавиться от любых активов и заняться исключительно общественной и политической деятельностью.


— Я посчитал невозможным продолжать занятие бизнесом, — говорит он. — Не хотел создавать конфликт личного и общественного.


В числе покупателей банка — внимание! — бывший зампред Центробанка, экс-руководитель Российского фонда федерального имущества и прочие солидные люди. Всего 11 человек. Ну а потом у банка начались проблемы — и ВИП-вкладчики пришли к Фетисову.


— Я им объяснил, что банк принадлежит уже другим лицам, — продолжает Фетисов. — Значит, и все претензии к ним. А уже после я понял, что вся эта ситуация вокруг банка наносит ущерб моей репутации как ученого и общественного деятеля, которую я создавал всю свою жизнь, работая в Академии наук СССР и Российской академии наук, заведуя кафедрой на экономическом факультете МГУ, работая на госслужбе... В общем, я предложил покрыть весь ущерб из своих личных средств.


По слухам, сделал это Фетисов слишком поздно. Те самые люди из высшего круга с самого начала ему «предъявили»: «Мы тебе деньги давали под твою личную ответственность, а теперь ведешь себя не по понятиям». В общем, на Фетисова завели уголовное дело по статье «Мошенничество».


Что же «смошенничал» профессор экономики? По версии следствия, новые собственники банка по договоренности с Фетисовым вывели из него полмиллиарда рублей в счет покупки этого же банка. Эти действия квалифицируются как мошенничество в составе преступной группы (статья 159, часть 4 УК РФ). Но СКР почему-то не предъявил этой группе никаких обвинений. За решеткой только Фетисов. А еще следствие полагает, что он проводил махинации с акциями банка. Но вот странно, что в письме заместителя председателя ЦБ РФ Михаила Сухова следователю Роману Нестерову вся ответственность за это возлагается на председателя правления банка Киру Андрианову. Она является главным свидетелем по этому делу.


Читаю материалы дела, слушала самого Фетисова... В этом деле черт ногу сломит. Противоречия кругом. Зачем, к примеру, столь уважаемым, состоятельным людям, которые купили банк, было бы вписываться в сомнительную сделку по выводу активов всего в полмиллиарда рублей? Или вот разве не просто доказать, что сделка по покупке ООО «Мой банк» была оплачена из личных средств новых владельцев, а не за счет средств самого банка? Каждая операция оставляет электронный след: ее можно отследить с помощью АБС (автоматизированной банковской системы управления), корсчетов ЦБ и других банков. Но никто этого делать почему-то не стал... И если говорить откровенно, Фетисов мэтр экономики. Если бы он и хотел провернуть незаконную сделку, он бы сделал это так, что комар носу не подточил бы. Что-то тут не так...



Версия вторая — «не ходил бы ты, милок, в депутаты»



В политику ученый и бизнесмен Фетисов по уши влез еще несколько лет назад. Создал партию «Альянс зеленых», стал поддерживать (в том числе рублем) ее кандидатов в регионах. Дальше — больше: решил баллотироваться в мэры Москвы, затем в губернаторы Московской области. По слухам, уже тогда он, скажем так, обидел многих важных людей во власти. Вместо того чтобы обсудить свои планы с ними, он демонстрировал полную независимость. И хоть в Москве политологи не считали «Зеленых» реальной силой, в регионах они стали влиятельной оппозицией.


Вот только некоторые, где кандидаты от «Альянса зеленых» на выборах в 2013 году доставили много неприятностей местным властям и где в этом году выпили бы еще больше кровушки на выборах:


■ Воронежская область (в прошлом году партия и Фетисов выступили с резкой критикой позиции властей в поддержку разработки никелевого месторождения в области. Лидер даже публично заявил, что готов пойти кандидатом в губернаторы в 2014 году);


■ Волгоградская область (партия много критиковала региональные власти за экологические преступления);


■ Псков (в этом году здесь будут перевыборы губернатора, и «Зеленые» хотят выставить своего кандидата);


■ Брянск (в этом году — до ареста Глеба — имелась реальная возможность провести депутатов в Заксобрание. После ареста Глеба этих кандидатов «перехватил» Общероссийский фронт);


■ Рязанская область (в прошлом году на выборах в городскую думу Рязани власти сняли под надуманным предлогом партийный список кандидатов от «Альянса»)...


И помимо своих кандидатов «Зеленые» стали выдвигать гудковских. Вообще все проблемы у банка и претензии к Фетисову появились после того, как его «Альянс зеленых» объединился с социал-демократами Гудкова. Фетисов с Гудковым познакомился в 2013 году и сдружился на фоне общей неудачи — оба выставили кандидатуры в губернаторы Московской области — и ни тот, ни другой не прошли.


— Вы вдумайтесь в то, за что мы выступали, — начинает объяснять Фетисов. — За право людей на здоровье, на чистый воздух, на хорошее питание. Мы потому и «Зеленые»! Когда ребят из «Гринписа» задержали, мы первыми бросились им на помощь. И в десятках странах мира именно «зеленые» заняли большинство мест в парламенте. Мы живем в новом веке, когда борьба между кланами во власти должна изжить себя, уступив место борьбе за природу и экологию, против голода и недоедания людей. И именно в это я вкладывал деньги. А в итоге я тут. Вся эта уголовная история, что со мной приключилась, — фантастическая реальность. Но это ведь не со мной одним... Здесь сидят люди по статьям, по которым законом запрещено брать под стражу. Здесь сидят и по 2,5 года. Здесь заключенные, которые следователя по полгода и больше не видели. Я вот тут за 2,5 месяца кое-что написал... Подготовил предложения по изменениям в УК. Я уже не сенатор, но, может быть, вы сможете обратиться с ними в Госдуму, в Совет Федерации...


В свое время Глеб Фетисов был членом Координационного совета РАН по прогнозированию. А вот свою собственную судьбу спрогнозировать, получается, не смог. Да и возможно ли это сделать в стране, где впасть в немилость так же легко, как и быть потом прощенным? Фетисов виновным себя не признает, настаивает, что все уголовное дело сфальсифицировано. И я ничуть не удивлюсь, если после того, как пройдут все выборы в регионах, с этим же согласится следствие.


ИЗ ДОСЬЕ «МК»


Лицензию у «Моего банка» ЦБ РФ отозвал 31 января 2014 года. Формальным поводом были названы: недостоверная отчетность, высокорискованная кредитная политика, несвоевременное исполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками.


Интервью опубликовано на сайте Московского Комсомольца.

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0