Воронеж Среда, 24 апреля
Общество, 11.09.2019 19:00

11 сентября - как шляпа зловещего фокусника

Падение башен-близнецов в Нью-Йорке после атаки «боингов» стало универсальным историческим «гвоздём» прямо по Дюма-отцу, который искал в истории факты, чтобы вешать на них свои фантазии.

Зрелищный теракт в прямом эфире, а главное – последствия оного, сделали 11 сентября 2001 года днём начала новой эпохи.

Сначала зрители по другую сторону океана воспринимали это как розыгрыш или кино, потом испытывали шок, а затем начинались вопросы, которые не иссякли до сих пор…

Кто устроил теракты? Злобное ЦРУ? Аль Каида? Сионисты? Финансисты?

Помню, как убедительно звучала информация о том, что за полтора месяца до теракта некто Лари Сильверстейн подписал контракт на $3,6 млрд на аренду здания Всемирного торгового центра на 99 лет, предусматривающий страховку зданий, в том числе, от терактов - на $3,5 млрд. То есть, выгода понятная. А тут ещё до кучи офисы отдельных компаний в Близнецах оказались абсолютно пусты.

Официальную версию событий за 18 лет отпинали ногами сотни, тысячи экспертов.

В своё время я очень увлекался изучением их версий. Была среди них одна, в соответствии с которой даже короткие фразы террористов, захвативших самолёты, расшифровывались как конкретные послания клану Ротшильдов. В одну мозаику складывалось толкование точного времени атаки, числа захваченных самолётов, даже имён пилотов. Некоторым конспирологам удались самостоятельные художественные произведения - довольно интересные, независимо от их отношения к реальности. И, конечно, все без исключения отметили, что руководство США извлекло из теракта максимум пользы, перестав заботиться о мало-мальских обоснованиях для вторжения своих вооружённых сил туда, куда им угодно вторгнуться. И пробирка с «оружием массового поражения С. Хусейна» в руках афроамериканца Колина черпала свою «легитимность» из 11 сентября.

По-моему, падение башен-близнецов стало универсальным событием истории и культуры, подобным шляпе зловещего фокусника. Извлечь из него можно любой ассоциативный символический ряд и любые смыслы, которые при этом будут работать.

Поделюсь личным опытом. В тот вечер (это в США было утро, а в Воронеже день клонился к закату) я решил, наконец, сходить на кино «Крик 3», которое показывали в кинотеатре «Юность». Он ещё был старый, дореформенный, и в зале вместе со мной сидело всего 3 человека.

Захватила семиотическая концепция фильма, когда герои первой и второй части бегают от убийцы в маске в компании персонажей, которые играют их роли в кино внутри кино. И сейчас считаю данный фильм шедевральным. Придя вечером домой, с опозданием подсел к телевизору, чтобы посмотреть то, что уже несколько часов наблюдала вся страна. «Крик» и очень кинематографичная трагедия 11 сентября слились для меня с той поры воедино.

Со временем я заметил, что «Крик» маячит практически за каждым большим историческим событием нового века.

Помните, как исландский вулкан Эйяфьятлайокудль в 2010 году очистил небо от самолётов, перекроив планы сотням тысяч человеков? Я совсем не удивился, когда стало известно, что радиолокационное изображения кратера вулкана похоже на «лицо» с картины «Крик» Эдварда Мунка, картины, что стала прообразом для маски убийцы из любимого кино.


Кратер вулкан Эйяфьятлайокудль и картина Э. Мунка

С замиранием сердца ждал выхода «Крик 4», с которым создатели тормозили 10 лет. Тестовый показ картины прошёл в Питтсбурге 6 января 2011 года. Но, ведь главное - когда посмотрел его я. Это случилось в разгар войны в Ливии, похоронившей не только североафриканскую страну с прекрасной социалкой, но и последние иллюзии российского руководства насчёт США.

Не будь Ливии, вероятно, не было бы и Крыма, наши «ястребы» и «голуби» спорили бы, угрожает американская база национальной безопасности или нет, пока воссоединение с полуостровом не перестало бы быть возможным. Стоп, так недолго отправиться по стопам гражданина-конспиролога…

Сейчас хочу лишь ещё раз подчеркнуть, что 11 сентября 2001 года – это такой эпохальный «гвоздь» истории, на который можно подвесить всё что угодно. А любые события этого дня приобретают особый символизм для тех, кто придаёт этому значение.

К слову, через дорогу от «Юности», в «Регате», в тот день следила за трагедией по монитору на стене кафе будущий гендиректор «Блокнот Воронеж» Елена Комарова.

- Зашёл бы после кино в кафе, может, познакомились бы, - сказала она сегодня.

- Так ведь судьба всё равно свела нас вместе.

Почему за 18 лет прошедшие с того 11 сентября в США больше не было подобных крупных терактов?

Одни считают, что это заслуга спецслужб и бдительного населения. 

Другие видят в этом подтверждение того, что США сами всё устроили (коллега Илья Ершов в сентябре 2009 года читал в нью-йоркском метро надписи, перевожу: «Мы взорвали себя сами… Правительство все скрывает от нас»).

А мне сдаётся, дело в том, что XXI век не может начинаться дважды. Суровый день усекновения главы Иоанна Крестителя прочно занял это место.

Виктор Лиходзиевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Авторская колонка   
События: терактСобытия: История
3
0