Беженка из Донбасса в Воронеже: Война не меняет людей, но сразу становится понятно, кто трус
Накануне Международного женского дня «Блокнот Воронеж» пообщался с многодетной матерью из Луганска, которая уже девять месяцев живет в Воронеже.
У Анны уже есть две дочери 9 и 8 лет, годовалый сын, а через месяц она родит еще одного ребенка. Сказать, что девушке приходится нелегко – это ничего не сказать. Но освоится в непростой ситуации, ей помогает «Дом матери», где кроме нее живут и другие женщины, оказавшиеся в непростой ситуации.
Анна родилась и выросла в Луганске. Тоже в многодетной семье: у нее есть два брата и сестра. Родители и братья остались в родном городе, лишь Анна уехала с детьми и ее сестра с семьей. В Луганске у Анны была хорошая работа, дом, машина.
«Думала сын подрастет, и я пойду работать, а тут война»
С первым мужем прожила около девяти лет, но когда счастье и понимание закончилось, пара рассталась. Сейчас отец двух дочерей не общается с дочерьми, даже по «скайпу» не говорит из-за запрета новой пассии.
- Когда мы с ним жили, его мать все время вмешивалась в наши отношения, давала советы, говорила, как и что делать, а он ее слушал. Даже сейчас он говорит словами своей матери, слушает новую девушку. Война не меняет людей. Помню, когда я ушла, он звал меня обратно, но я знала, что все будет по-прежнему, - рассказывает Анна.- Меня родители воспитывали иначе и никогда не вмешивались ни в мою жизнь, ни в жизнь братьев или сестры. Они считают, что мы должны быть самостоятельными и сами всего добиваться.
Через некоторое время Анна познакомилась со вторым мужем. Он был несколько моложе, детей любил и уверял, что хочет и готов к семейной жизни. Анна забеременела и продолжала работать практически до родов. Молодой человек не спешил обеспечивать семью и после рождения сына. Затем он все же нашел работу, они переехали, жизнь начинала налаживаться.
- Я думала, что как сын подрастет, но вновь пойду работать, а тут война. Я взяла детей и уехала в дом к родителям, - вспоминает Анна. – Помню, как начинался град, и полугодовалый сын плачет – и я беру его в одеяле и спускают вниз к папе. Страшно. Взрывы слышнее становятся, тогда я бужу старших дочек. И вот так все вместе в обнимку сидели. Тут волей неволей думаешь, что лучше уехать.
«Была надежда, что через месяц я вернусь домой»
Анна поняла, что нужно забирать детей и спасаться. Родители девушки, братья и муж остались на родине. Но девушка не подозревала, что уезжает надолго.
- Я когда уезжала, сомневалась, думала, что все успокоится и будет нормально. Была надежда, что у родственников проведу месяц, а затем вернусь, – говорит Анна. – Но наоборот, когда я уехала, все стало только хуже. Я узнала, что у моей одногруппницы застрелили полугодовалого ребенка в коляске. И поняла, что приняла правильное решение, уехав.
Многие знакомые решились также уехать: кто в Россию, кто в Киев. Однако как отмечает девушка, те, кто переехал в столицу Украины не говорят, что они из Луганска. Агрессия к представителям Донбасса повисла в воздухе.
Анна вместе с детьми она приехала в Россошь к родственникам, но прожила недолго. Через месяц уехала в Воронеж и попала в приют для беженцев. Уговорить своих родственников приехать в Россию не смогла, и отец и мать не намерены оставлять Луганск. А вот муж приехал к девушке в Воронеж.
Несколько месяцев он попробовал обустроиться – они сняли квартиру, он работал, но затем сдался. Оставил беременную жену, сына и вернулся в Луганск. Идти Анне же некуда было, но ее и детей приютили в «Доме матери».
«Война показывает, кто трус, а кто нет»
По словам Анны, от некоторых своих знакомых она не ожидала, что они пойдут воевать, но были и те, кто не стал для женщин и детей защитниками.
- Были те мужчины, в ком я была уверена, что он пойдет воевать, а они быстро забрали манатки и «петлянули». Некоторые вперед женщин убежали, - рассказывает Анна. – Я хотела бы назад, но туда некуда возвращаться, и не верю, что война там скоро закончится. До сих пор слышны выстрелы.
Как рассказала собеседница, она до сих пор вспоминает, как осталась без денег из-за того что все карточки были заблокированы.
- Ты знаешь, что у тебя есть деньги на карточке, но объехав весь Луганск, снять их не можешь. За еду в магазине расплатиться не можешь, в аптеку тоже. Везде нужна наличка, - вспоминает Анна. – Это была катастрофа.
Ни один из отцов ее детей никак ей финансово не помогает, и редко с ней общается. Сейчас Анне приходится рассчитывать только на себя. Она пытается оформить документы, рассчитывает получить гражданство и обустраивать жизнь свою и своих детей. Старшие дочери ходят в школу, и если вначале они хотели вернуться обратно, то сейчас у них появились друзья в Воронеже, и обратно уже не так тянет.
Анна отметила, что воронежцы не ценят мирную жизнь.
- Люди не ценят, что у них есть и вокруг много злобы. Кто-то ругается с родителями, а я бы сейчас ценила, что они есть и рядом, - говорит девушка. – Наверное, надо чтобы они поехали туда, там пожили, и потом бы все изменилось. Никто бы потом не говорил, что «беженцы приехали в Россию и наживаются» - ничего подобного. Люди сбегают от туда, потому что им приходится, они не по своей воле сюда приехали, нам и дома было очень хорошо.
В «Доме матери» живут пару десятков детей со своими мамами, совсем недавно она из них родила, скоро родит и Анна. Если вы можете чем-то помочь и пожертвовать необходимые средства гигиены, детские вещи, распашонки и пеленки для новорожденных, то обращайтесь по телефону: 8 (952) 545 93 01 (Наталья).
Юлия Беляева
Новости на Блoкнoт-Воронеж