«Части тел были на деревьях», – выживший воронежец об ужасах бомбардировки Сада пионеров
Читайте также:
- "Такого у нас еще не было", – воронежцы призвали Гусева обратить внимание на дорожную диверсию (24.01.2024 19:30)
- Воронежский "Факел" одержал победу в последнем матче тренировочных сборов (24.01.2024 19:05)
- "Его ждут дома",– 49-летнего мужчину пропал в Воронежской области (24.01.2024 18:40)
Сейчас о той невиданной трагедии напоминает лишь скромный мемориал на улице Театральной.
25 января Воронеж отмечает 81-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских оккупантов. В Великую Отечественную войну сражение за наш город длилось 212 дней. Официально началось оно 27 июня 1942 года, а закончилось 25 января 1943 года. Это были одни из самых кровопролитных боев за всю войну. Как говорят историки, советские солдаты отбивали в Воронеже едва ли не каждый дом. Недаром битву за наш город иногда называют «Малым Сталинградом».
Надо сказать, что оккупации и сражению за Воронеж предшествовали постоянные обстрелы и бомбардировки со стороны гитлеровских войск. Апофеозом таких налетов стала трагедия в Саду пионеров 13 июня 1942 года. Тогда на большом празднике была совершена вражеская бомбардировка мирных граждан. Погибло больше сотни ни в чем не повинных детей.
Некоторые из свидетелей того кошмара живы до сих пор. С одним из них – 95-летним Митрофаном Федоровичем Москалевым – журналист нашего издания встретился в годовщину освобождения Воронежа. Представляем живые воспоминания о трагедии в Саду пионеров:
Митрофан Федорович Москалев является коренным воронежцем. Со своей семьей он жил в доме на проспекте Революции. На момент трагедии в Саду пионеров наш земляк закончил 6-й класс. Он занимался в школьном оркестре — играл на ударных инструментах. Его сестра Полина (она была на 2 года старше) пела. Так Москалев в составе оркестра оказался в Саду пионеров 13 июня 1942 года, где был организован слет выпускников и активистов.
Праздник решили устроить, поскольку воронежцы уже устали от постоянных военных сводок и вражеских обстрелов. Почти всех мужчин из нашего города к 1942 году уже мобилизовали на фронт. Оставались старики, женщины и дети, которые жили в постоянном напряжении. Хотя пока немцы были далеко от Воронежа.
Воронеж в начале 40-х годов XX века
И вот, на слет в Саду пионеров собралось множество людей. Одних детей на празднике было 600 человек. В 18 часов началось представление. Прозвучала музыкальная программа, были показаны театральная и хореографическая постановки, декламировались стихи.
Дети в Саду пионеров летом 1942 года
- В полседьмого вечера я вижу, что со стороны обкома (сейчас – площадь Ленина, ред.) на низкой высоте летит самолет без опознавательных знаков. Никто из участников праздника в Саду пионеров не придал ему никакого значения. Не было воздушной тревоги, которую обычно включали в городе при вражеских налетах. Когда самолет подлетел к открытой площадке Сада, где сидели дети, с него вручную была сброшена бомба. Произошел взрыв, от которого волна отбросила меня с сестрой в сторону. Когда мы открыли глаза, то увидели страшное зрелище. Лежала гора трупов, части тел были на деревьях, слышались вопли боли и отчаяния, - вспоминает Митрофан Федорович.
Первым делом Москалев с сестрой побежали из Сада пионеров в свой дом на проспекте Революции. Надо было сказать матери, что они живы и здоровы. По пути дети видели, как вражеский самолет полетел дальше и стал бросать бомбы в здание газеты «Коммуна», в зверинец, который располагался напротив. Вероятно, нацисты делали все это, чтобы деморализовать местное население.
Вид на разрушенный проспект Революции
Когда Митрофан Москалев с сестрой прибежали домой, встревоженная мать не хотела их никуда отпускать. Однако дети настояли, что они должны помочь землякам. Все-таки они давали концерт в Саду пионеров и теперь несут определенную ответственность за происходящее.
- Примерно до часу ночи мы с сестрой помогали собирать раненых. В то время по проспекту Революции ходили трамваи. На место подогнали несколько таких грузовых машин с платформами. Раненых отправляли в госпиталь, который располагался напротив Дома печати, а убитых – в морг около нынешнего мединститута. После этого пришлось собирать фрагменты человеческих тел, - рассказывает Москалев.
После той невиданной трагедии нацисты стали буквально сжигать Воронеж, бросая с самолетов бомбы с зажигательными смесями. Руководство города мобилизовало всех на тушение пожаров. Для этого на каждом чердаке стояли бочки с водой и ведра с песком. Мобилизованы на тушение огня были и Митрофан Федорович с сестрой. Они занимались этим до того, как немцы оккупировали Воронеж, и Москалевым пришлось отправится в эвакуацию.
Эвакуация воронежцев в годы Великой Отечественной войны
После освобождения нашего города Митрофан Федорович видел, как его практически весь сравняли с землей. От былой красоты не осталось камня на камне. Таков был итог одной из самых жестких битв в истории.
Вид разрушенного Воронежа в годы Великой Отечественной войны
Сейчас на месте Сада пионеров пролегает улица Театральная. Там уже нет никакого зеленого массива, а стоят пятиэтажные дома. О трагедии 13 июня 1942 года напоминает лишь скромный мемориал, который представляет из себя каменную плиту со скульптурой плюшевого мишки.
Мемориал в память о бомбежке Сада пионеров
Около этого памятника Митрофан Москалев и другие свидетели бомбежки Сада пионеров собираются каждый год. Они возлагают цветы в память о тех, кто уже никогда не споёт.
Илья Ершов
Видео: Алексей Токарев
Новости на Блoкнoт-Воронеж