Чем запомнился первый воронежский губернатор, который скончался 1 декабря в столичной квартире
Читайте также:
- Воронежское УФСБ вычислило женщину, которая собиралась сотрудничать украинской организацией (01.12.2023 11:15)
- «Я не прощу»: за что Гусев жестко отчитал воронежского министра и подрядчика (01.12.2023 11:08)
- Запуск таможенного терминала в воронежской ОЭЗ перенесли на середину декабря (01.12.2023 10:58)
В самом начале 90-х годов имя этого главы регионе не сходило со страниц местных газет, и на то была своя причина.
Как сообщало наше издание, в Москве на 84-м году жизни умер первый губернатор Воронежской области в составе РФ Виктор Кириллович Калашников. Он ушел из жизни в своей квартире на улице Академика Королева. Предварительной причиной смерти стала сердечная недостаточность.
Виктор Калашников, как мы говорили, руководил Воронежской областью с октября 1991 года по март 1992 года. Он мог бы править нашим регионом и дальше, если бы не так называемое автомобильное дело. Предлагаем вспомнить, чем запомнился Виктор Калашников, и, как его подкосил тот самый скандал, связанный с транспортными средствами.
Первый воронежский губернатор родился в 1940 году в селе Новожизненском Городищенского района Сталинградской области. Этот населенный пункт относился к местной сельскохозяйственной станции. В период Великой Отечественной войны, когда Виктору Кирилловичу было всего 3 годика, в Новожизненском проходили ожесточенные бои. В братской могиле села покоятся 17 его защитников. Был ли кто-то среди них из родственников Калашникова, неизвестно. Зато известно то, что сам Виктор Кириллович покинул родное село, и его жизнь в дальнейшем протекала в других местах нашего тогда еще Советского Союза.
В 1963 году будущий руководитель Воронежской области закончил Новочеркасский политехнический институт. По специальности Виктор Калашников является горным инженером-механиком. В том же году он пошел работать, и судьба забросила его в наш регион. Калашников устроился на Воронежский завод горно-обогатительного оборудования (входит в объединение «Рудгормаш»).
Предприятию Виктор Кириллович отдал 25 лет своей жизни. До 1988 года он работал там инженером-конструктором, руководителем группы отдела главного конструктора, старшим инженером, заместителем начальника механического цеха, начальником механосборочного цеха, начальником отдела технического контроля. Калашников дослужился до заместителя генерального директора по коммерческим вопросам, а потом и вовсе до генерального директора завода.
В 1988 году началась политическая карьера главы предприятия. За трудовые успехи руководство Воронежской области назначило его начальником местного главного территориального управления Госснаба СССР. Калашникову удалось показать себя с хорошей стороны и на этой должности.
В биографии Виктора Калашникова указано, что в 1990 году он был назначен председателем Воронежского облисполкома, а потом возглавил региональный Совет народных депутатов. Серьезные коррективы в карьеру чиновника внес развал Советского Союза. Так, 6 октября 1991 года президент Борис Ельцин назначил Виктора Калашникова председателем администрации Воронежской области. Пришлось политику нелегко, ведь началась переделка всех сфер жизни не только в наших краях, но и на всей территории новой России.
- Когда я познакомился в Виктором Кирилловичем Калашниковым, он показался мне довольно энергичным и коммуникабельным человеком. Это было еще до того, как он возглавил Воронежскую область. Поначалу он был нейтрален к КПСС и хотел найти компромисс между демократами и сторонниками прежних «красных» порядков. Тем не менее, Калашников периодически критично высказывался о коммунистах. У него даже был конфликт с тогдашним первым секретарем Воронежского обкома КПСС Иваном Шабановым. Но вот Виктора Кирилловича поставили во главе региона, и он попал на смену эпох в стране, - рассказывал ранее журналисту «Блокнот Воронеж» доктор политических наук Дмитрий Нечаев.
Воронеж в начале 90-х годов
Современники Калашникова вспоминают, что во главе области он все так же искал пресловутый компромисс между демократами и коммунистами. Осуществлять это руководителю региона приходилось в условиях тотальной деградации всех сфер жизни в конце 1991 года. В магазинах был дефицит, полки в магазинах оказались пустыми, и Новый год воронежцам пришлось встречать за столами, где практически не было еды. Соответственно, даже думать о каком-то компромиссе между демократами и коммунистами было глупо.
Однако руководитель администрации Воронежской области все же налаживал мосты между противоборствующими сторонами, желая таким образом, что называется, усидеть на двух стульях. Являясь представителем власти демократов, Виктор Калашников не забывал давать и какие-то бонусы для населения, тем самым охлаждая пыл разгневанных сторонников советской власти.
Но такая двойная игра в итоге сыграла с главой региона злую шутку. Через полгода правления Виктора Кирилловича на страницах популярной газеты «Воронежский курьер» появилось разгромное расследование «Эх, прокачу(сь)». А перед ним в том же издании публиковалась заметка «Из фондов города очень недорого». В последнем из перечисленных материалов рассказывалось, как областная администрация выдала распоряжение о распределении автомобилей за счет средств фондов госторговли.
Решение было обернуто в формулировку: «об обеспечении автотранспортом ветеранов войны и труда, воинов-афганцев, участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и других льготных категорий граждан». И таким образом через подобный указ областной администрации за счет средств госторговли в 1991 году три машины марки «Жигули» были выданы почему-то Воронежскому горисполкому.
При разбирательстве вскрылась подделка подписи заместителя председателя местного горсовета Ольги Застрожной. Политическая деятельница была возмущена до предела выявленным фактом. Вместе с председателем Временного комитета по стабилизации потребительского рынка Анатолием Гольцем Ольга Кирилловна обещала вывести виновных на чистую воду. Воронежские депутаты организовали проверку всех фактов выделения автомобилей власть имущим. Ее результаты как раз были отражены в материале «Эх, прокачу(сь)!».
Ольга Застрожная
Оказалось, что власти столицы Черноземья и области в тяжелые времена «лихих 90-х» успешно использовали различные схемы по присвоению автомобилей за государственный счет. Машины чиновники выписывали себе, родственникам, знакомым. В ход шли подделка документов, непонятные «авансы», липовые обоснования.
- В октябре 1991 года с уст президента России сорвалось страшное словосочетание, повергшее в панику всех еще неудовлетворенных автолюбителей. Либерализация цен. Появилась реальная угроза перехода автомобиля из разряда дефицита в разряд действительной роскоши. И несмотря на то, что конкретные сроки либерализации пока не прозвучали, следовало поспешить. Тут уж начался откровенный беспредел, - писал «Воронежский курьер» в материале «Эх, прокачу(сь)!».
Из-за той самой либерализации цен власти начали в массовом порядке присваивать себе автомобили за счет государства. В ход шли самые хитрые схемы. Так, глава Воронежской области Виктор Калашников издал постановление о выделении транспортных средств для работников сельскохозяйственной отрасли. Однако получили машины совсем другие люди - близкие к руководителю региона.
Материал «Эх, прокачу(сь)!» вызвал небывалый резонанс в Воронеже и области. Да что там — публикацию заметили в Москве. Президент Борис Ельцин организовал собственную проверку озвученных фактов махинаций с автомобилями. По ее итогам Виктор Калашников был отправлен в отставку с поста главы администрации Воронежской области.
Впрочем, кто-то до последнего говорил, что громкий скандал с «Жигулями» был намеренно сфабрикован полпредом президента в регионе Виктором Давыдкиным и председателем Общественного комитета российских реформ Борисом Кузнецовым.
Виктор Давыдкин
В чем именно была правда, осталось тайной, покрытой мраком.
Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж