Воронеж Воскресенье, 28 апреля
Общество, 14.10.2023 08:02

Чернавский мост открыли после гитлеровской оккупации 64 года назад в Воронеже

Сооружение уничтожали советские бойцы, чтобы не дать возможности врагу переправиться на левый берег.

14 октября 1959 года состоялось торжественное открытие Чернавского моста в Воронеже. Он появился в нашем городе еще в XVI веке. Это – самый старый мост столицы Черноземья, который соединяет правый и левый берега. За долгую историю сооружение много раз перестраивалось. Сначала оно было наплавным, и его сносило во время весенних половодий. Затем в 1768 году для Чернавского моста срубили 10-метровые сваи из дубов Чижовской рощи. Деревянная переправа простояла до 1824 года. Тогда на его месте было выстроено новое сооружение из дубов. Однако и оно быстро пришло в негодность. Мост дважды подвергался глобальной реконструкции во второй половине XIX века. Его в итоге сделали бетонным.

Новый Чернавский мост служил верой и правдой воронежцам на протяжении 67 лет. Однако в 1942 году, как известно, в наш город приходили немецкие и венгерские захватчики. В июне того периода советские войска решили взорвать Чернавский мост, дабы не дать оккупантам возможности переправы на левый берег. Уцелевшие остатки старого Чернавского моста можно было увидеть еще пару десятилетий назад. Несколько пролетов в районе левого берега долго оставались неубранными.

После освобождения города, а затем Победы, начался период восстановления и рабочего энтузиазма. На месте уничтоженного Чернавского моста в Воронеже была выстроена высокая арочная конструкция на шести опорах. Ее протяженность составила 364 метра. Мост сразу же стал одним из самых узнаваемых символов Воронежа. Его открытие состоялось как раз ровно 64 года назад. Сейчас ни один набор воронежских открыток не обходится без изображений Чернавского моста.


В конце 60-х годов

Однако период больших строек в столице Черноземья закончился. Жизнь вошла в безмятежное русло, и у Чернавского моста начали появляться проблемы. В 1972 году пойму реки Воронеж власти залили водой, создав водохранилище. Опоры Чернавского моста не были рассчитаны на водную среду. При прежнем строительстве сооружения использовались солевые добавки-пластификаторы. Их контакт с водой спровоцировал процесс коррозии несущей арматуры. Красавец-мост медленно и верно стал разрушаться. Не помогла даже попытка усилить несущие конструкции. Исследования показали – процесс разрушения необратим.


В конце 70-х годов

Тогда власти признали состояние Чернавского моста аварийным. В 1990 году началась его реконструкция, и работы разделили на три этапа. На первом из них, до 1996 года, осуществляли возведение временного моста. Все в это время воронежцы рисковали своей жизнью, поскольку по аварийному сооружению продолжалось автомобильное движение. На втором этапе проводился демонтаж аварийного моста. И, наконец, на третьем – строились новые опоры. Что же касается временного моста, то его эксплуатировали до 1 декабря 2008 года.


В конце "нулевых" годов

В сентябре 2009 года прошли первые успешные испытания сооружения. Они показали, что нарушений при его строительстве не было. В октябре 2009 года там было открыто автомобильное движение после 19-летней реконструкции. За все это время на строительство было потрачено более 1,2 миллиарда рублей. По предварительным прогнозам, гарантийный срок нового Чернавского моста – не меньше века.

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: Событийный календарь Воронежской областиСобытия: Календарь событийСобытия: ИсторияСобытия: Великая Отечественная войнамост
1
0