Воронеж Суббота, 12 октября
Репортаж, 22.07.2014 11:23

Что получили жители бывшей элитной «сталинки» на площади Ленина: наказаны самые несогласные (ФОТО)

Что получили жители бывшей элитной «сталинки» на площади Ленина: наказаны самые несогласные  (ФОТО)

Прошло пятнадцать минут, мы стоим возле железной двери третьего подъезда дома №6 на площади Ленина. Паренек, очень улыбчивый, но со спившимся лицом, - он сидел на лавочке во дворе — подсказал нам, где живет Александра Петровна Казьмина. Она и ее соседка из четвертого подъезда Мария Денисова — единственные оставшиеся жильцы «сталинки». На двери висит кодовый замок, закрыто. Мы стучим, дергаем дверь. Тишина. И вдруг, когда уже собрались уходить:


- Кто там, - женский голос.


- Мы из газеты, откройте, пожалуйста.


Дверь распахнулась, навстречу вышла симпатичная женщина лет шестидесяти. Поверх майки и брюк наброшен красный халат.


- Пойдемте, мне говорили, что вы придете, я вас ждала.


Поднимаемся по лестнице. Зеленые стены исписаны стихами, черным маркером: Я пью лишь только потому, что не могу смотреть на этот мир трезвыми глазами.


фото

Квартира детям


- Видите, повесили на квартиру бумагу, что здесь живут собственники, - мы проходим внутрь. Маленький коридорчик, кухня, комната, похожа на зал. - Столько бомжей в доме, все загадили. Недавно уезжала на дачу, приехала, а меня ограбили. Сняли дверь, вынесли некоторые вещи, забрали постельное белье. Я вызвала мастера, буду ставить новую дверь. Знаете, как страшно ночью. Сплю со светом. У меня есть железный ключ. Бывает, стучит кто-то в дверь. Я подойду и таким голосом жестким спрашиваю: кто там? Слышу, шаги топ-топ.


фото

Железный ключ лежит рядом с подушкой. Осматриваемся вокруг. Высокие потолки, большое окно, шестиметровая кухня, совмещенный санузел. На рынке недвижимости «сталинки» стоят столько, сколько квартиры в новостройках. Плюсов много — летом не жарко, зимой тепло, высокие потолки позволяют чувствовать себя просторно, даже если жилая площадь небольшая. Стены толстые, чувствуется, не на один век. Если в «сталинке» сделать хороший ремонт, то ей цены не будет. Новостройка уже как второй сорт. В комнате Александры Петровны стоят два кресла, одно разложено как кровать, рядом тумбочка, на ней газеты, бумаги, в углу - старый шифонер, на стене — красный ковер. Больше ничего нет.


- Раньше мы жили в Калининграде. В 80-х годах продали квартиру, переехали в Воронеж и в этом доме купили двушку, - Александра Петровна вспоминает, когда заселилась в дом. - Сын вырос, женился, стал здесь жить со своей семьей. У меня была другая квартира в Советском районе. В 2003 году ко мне пришла невестка, была беременной, говорит, нас будут расселять, хотят дать квартиру в резервном фонде, в общежитии в Шилово, как я буду там ребенка купать? Сижу на кухне и говорю, переходите ко мне, я пойду в вашу «сталинку». Я же мать, вы у меня одни. Так мы обменялись. А что, я была неправа? Так любая мать сделала бы.


Как во время блокады


В 2001 году администрация города приняла решение продать дом №6. На его месте компания «Павловскгранит Жилстрой» собиралась построить новую высотку.


- Чиновники провели конкурс, а через несколько дней признали наш дом непригодным для проживания. Мы ничего об этом не знали, ходили слухи, дом был в хорошем состоянии, живее всех живых, - рассказывает жительница дома. - В 2003 году нам позвонили от застройщика, пригласили к себе. Тогда-то мы поняли, что нас точно будут выселять. Предложили квартиру 64,5 кв. метров. У нас тоже двушка сейчас, но маленькая, 41 кв. метр. Мы обрадовались. Когда узнали, что нужно доплатить около 1 млн. рублей, отказались. Столько денег у нас не было. Мы попросили дать нам меньшей площади жилье. Нам показали однушку, переделанную в двушку, 41 кв. метр, последний этаж. Представляете, это была мансардная квартира, вместо капитальной стены — утепленная крыша. И возможности не было поставить стену. Кухня - 1 метр 40 см. Мы опять отказались. Нас пугали, что переселят в резервный фонд в Шилово. Ходили по чиновникам, от областной до городской власти. Застройщик в 2012 году подал иск в суд о принудительном нашем выселении. Большинство соседей удачно переехали, кто-то нашел деньги доплатить за квартиру, кому-то, как моей соседке, разрешили недоплачивать. Нас, неустроенных, осталось семей семь-восемь. На суде я попросила предоставить нам квартиру, двушку, 57,8 кв. метров. Она тоже мансардная, там разрешили капитальную стену поставить, я ходила в архитектуру спрашивала. Но суд все отверг. Ленинский районный суд летом прошлого года удовлетворил иск застройщика. Мы обжаловали его в областном. На каком основании нас собрались переселять? Договора у нас не было, в решении суда было написано просто — выселить из квартиры, погасить запись о собственности на жилье. Выходило, на улицу хотели выселить, предоставить квартиру в собственность не было написано. Между прочим «Павловскграниту» власти взамен нашего расселения дали два земельных участка, один в Березовой Роще, другой — в Юго-Западном районе. Мы вообще не должны были доплачивать. Был ответ у нас из прокуратуры, что наше расселение принесло ущерб городскому бюджету. Областной суд год назад отменил решение Ленинского суда. Мы должны были договориться сами. Видите, сколько времени прошло, все договариваемся. В январе этого года в администрации Воронежа было совещание. Вице-мэр Владимир Астанин сказал мне, пожалуйста, два слова. Но я оказала ему сопротивление, сказала все, о чем душа болела. После совещания мы попросили предоставить нам копию результатов. Там было написано — активизировать работу по переселению жильцов.


А уже весной в «сталинке» отключили отопление, горячую воду, две недели назад перекрыли холодную. На кухне у Александры Петровны стоит шесть пятилитровых баклашек.


- Хожу побираюсь за водой в соседний дом, - говорит наша собеседница. - А что делать? Переселяться мне некуда. У сына с невесткой еще дочка родилась, там у них теснота. Есть дача, летом ничего, в остальное время холодно. Осталась здесь как заложница. Полтора года назад большинство жильцов съехали, дом на Пушкинской, где нам квартиры обещали, сдался в 2012 году. После этого что началось у нас. Сначала узбеки жили, шумели, затапливали все, ужас, что творилось. Моя соседка Татьяна Ивановна пожаловалась участковому, был рейд, их выгнали. Вместо них пришли бомжи и наркоманы. Они дрались, кричали, орали, безобразничали, с какими мне слоями населения пришлось соседствовать. А ведь раньше здесь элита жила! Вернулась с дачи, увидела, что ограбили, вызвала сына, говорю, поставь замок на подъезд, страшно стало. Теперь с замком. Выхожу из дома, закрываю.


- Что же вы без телевизора тут? Совсем скучно вам.


- Меня как ограбили, сын телевизор на дачу вывез, вдруг украдут, жалко, - отвечает Александра Петровна.


Разговор подходит к концу.


- Скажите, как вы считаете, почему чиновники не смогли обеспечить спокойный переезд всех жильцов? - спрашиваем у жительницы дома.


- Однозначно сказать нельзя. Они-то сказали застройщику, переселяйте их, а они просто наблюдают, - после небольшой паузы ответила Александра Петровна. - Молчат, хотя все видят.


- А пойдемте по дому пройдем? Посмотрим, в каком он состоянии?


- Пойдемте, - охотно откликается наша собеседница. - Я одна тут, никуда не хожу. Мне самой интересно.


Поднимаемся на третий, четвертый, пятый этажи. Квартиры похожей планировки, но везде навален мусор, валяются вещи. Где-то срезаны батареи, лежат ковры. На пятом этаже в двушке одну комнату вообще превратили в туалет.


фото

Грустные впечатления. Элитный дом, построенный в 30-х годах прошлого века по чертежам известного архитектора Троицкого, был восстановлен после войны. Многие в советские годы проходили мимо него с замиранием сердца и мечтали попасть внутрь. Сейчас сталинка превратилась в бомжатник, пьяницы и наркоманы как трупоеды уничтожают дом. Хотя видно, что стоит он крепко. И это - под боком у областного правительства. Для чего было затевать расселение? Можно было сделать капитальный ремонт, отремонтировать фасад, поменять трубы, крышу и жили бы дальше жильцы.


Переселили на улицу


- Тут место, лакомый кусок. Самый центр, - объясняет причины расселения Александра Петровна. - Мы направили в ДИЗО письмо, просим предоставить нам квартиры. «Павловскгранит-Жилстрой» выдал жильцам 74 квартиры, а в построенном доме их 96. Значит, есть еще 22 квартиры. Но, кажется, мы их не увидим. Компания объявила себя банкротом недавно, и конкурсный управляющий заявил, что недвижимость войдет в конкурсную массу. В конце июля получим ответ из ДИЗО, посмотрим, что будем делать дальше. Интересно, что земля под домом больше не у «Павловскгранит-Жилстрой». Что тут будет после нас? Пока нас двое, я и соседка Маша. Она в деревне сейчас живет, уехала на лето.


- Нас осталось пять семей, которых, кажется, обманули с жильем, - рассказывает нашему изданию уже бывшая жительница дома №6 по площади Ленина Татьяна Преснякова. - Судья Ленинского района суда вынес решение переселить нас и погасить свидетельства о права собственности на квартиры. Наша семья была несогласна платить деньги за переселение. Строительная компания обратилась с иском в суд о переселении. Областной суд зимой отказал нам в обжаловании решения районного суда. Мы выехали с площади Ленина, УФРС погасила права собственности. В «Павловскгранит-Жилстрой» дали нам ключи от квартир в доме по улице Пушкинская. Но мы не можем оформить их в собственность. Судебные приставы три раза приглашали их представителей компании для того, чтобы нам выдать акт приема-передачи квартир, только на основании этого документа УФРС может сделать нам «зеленку» на квартиры. Никто от застройщика не приходил. Мне лично стали поступать звонки из компании, просили забрать свое имущество, так как я, мол, захватила чужое жилье. Хотя мне утвердили выдачу квартиры площадью 72 кв. метров. Сегодня все поворачивается так, будто мы хотим отнять у них квартиры. Все из-за того, что судья районного суда написал в своем решении коротко — переселить нас в квартиры на улице Пушкинская, а на каких основаниях, передаются ли они нам в собственность или нет, он ничего не написал. Переселить и все. Зато он не забыл написать, чтобы право собственности на старые квартиры на площади Ленина погасить в УФРС. Там по решению суда мы еще должны заплатить строительной компании 1,2 млн. рублей! Представители прокуратуры тоже были на заседаниях суда, но не смогли защитить наши интересы. Мы отправляли телеграммы губернатору, реакции — ноль. «Павловскгранит-Жилстрой» объявил себя банкротом, квартиры в конкурсной массе, мы остались на улице.


До конкурсного управляющего строительной компании дозвониться не удалось. В офисе рассказали, что он будет на следующей неделе в Воронеже.


Алла Серебрякова


 

  Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0