Воронеж Среда, 24 июля
Общество, сегодня, 21:00

Дела бюджетные: как выглядит воронежская казна в середине года

Во вторник губернатор Александр Гусев подписал закон Воронежской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». В тот же день документ был официально опубликован на сайте облправительства и вступил в силу. Основные параметры бюджета, после принятия в него поправок депутатами областной думы 18 июля, выглядят намного хуже, чем в бюджетах области последних двух лет. Но это пока что.

Низкими оказались после принятия в закон изменений доходы облбюджета

В его новой (нынешней июльской) версии общие доходы казны на 2024 год прописаны в сумме 177,7 млрд рублей. Такой же объем доходов облбюджета – 177,3 млрд рублей – был еще два года назад. А в 2023-м общие доходы облбюджета были 193,7 млрд рублей

скриншот из закона "О бюджете области на 2024 год", после принятия облдумой поправок 18 июля



данные областного министерства финансов, в 2023-м году доходы облбюджета были 193,7 млрд.



скриншот из закона "Об исполнении областного бюджета за 2022 год", тогда размер доходов был таким же, как ожидается и в 2024 году

То есть по сравнению с прошлым годом нынешние доходы могут быть на 16 млрд рублей меньше, чем в 2023-м. Тут две основных причины, и обе нерадостные. 

Первая заключается в том, что в прошлом году собственные доходы облбюджета (без учетом федеральной помощи) были 149,8 млрд рублей, а в нынешнем пока планируются в сумме 145,4 млрд. О каком росте воронежской экономики можно тогда вести речь, если не общие, а собственные доходы облбюджета ныне хуже (меньше), чем год назад?

Вторая причина сокращения уже общего объема доходов заключается в снижении размера безвозмездной помощи из федерального бюджета. Сейчас ее размер по нынешнему году ожидается в сумме 32,3 млрд рублей, а в 2023-м был, по данным провинциального минфина, было 43,8 млрд. Два года назад, в 2022–м, размер получения из федерального центра безвозмездной помощи был 49 млрд рублей, то есть почти на 50%  больше, чем ныне ожидается по итогам 2024 года. И это еще без учета размера инфляции последних лет.

Данный факт может свидетельствовать о том, что у Воронежской области нет настоящих серьезных лоббистов федерального и кремлевского масштабов. Иначе финансовая помощь из Москвы для нашего региона не была бы подвергнута секвестру.

"слуги народа", все девять депутатов Госдумы от Воронежской области, скриншот сайта Госдумы

А цифры говорят сами за себя: 49 млрд рублей – в 2022-м году и 32,3 млрд – в 2024. Разумеется, не исключено, что по итогам текущего года Москва добавит Воронежу еще несколько миллиардов рублей в виде безвозмездной помощи, но вряд ли ее размер достигнет уровня хотя бы прошлого года в почти 43,9 млрд. 

То есть получить региону хотя бы "десяточку" миллиардов рублей (до уровня 2023 г.) в виде безвозмездной помощи видится делом сложным в оставшиеся 5 месяцев календарного года.

Удивительно, что при столь проблемной ситуации с ростом доходов в облправительстве резко наращивают расходы бюджета. На текущий год они записаны в сумме 223 млрд рублей. В прошлом году были 188 млрд., а в 2022-м – 177 млрд. То есть доходы бюджета – сокращаются, а расходы – увеличиваются

Скорее всего, как и в прошлом году, облбюджет не будет исполнен на 100% по расходам: тогда тоже по «уточненному плану» планировали израсходовать 219,3 млрд рублей, а фактически расходная часть была исполнена на 188 млрд.

Дефицит бюджета 2024 года, после июльских поправок, теперь составляет 46 млрд рублей, что около 30% от размера собственных доходов облбюджета в сумме 145 млрд.  Это может отрицательно сказаться на взаимоотношениях Воронежской области с Министерством финансов России и Федеральным казначейством РФ в части соблюдения нашим регионом условий соглашений по реструктуризации бюджетных кредитов.

Так в постановлении правительства Воронежской области (№961 от 22 декабря 2023 года) записано, в частности, следующее:

скриншот из вышеназванного постановления облправительства. Согласно документу, дефицит облбюджета не должен превышать 15 млрд рублей при нынешних размерах собственных доходов в почти в 145 млрд.

Анализируя вышесказанное и иную информацию, становится очевидным: принятие поправок закон «Об областном бюджете 2024 года» на заседании областной думы 18 июля вряд ли "по случайности" проводилось фактически в закрытом режиме.

Прекращение прямой интернет-трансляции с сессии регионального парламента могло произойти не просто так. Возможно, что на Кирова, 2 не захотели, чтобы информация о реальном состоянии дел с облбюджетом, как и выступление министра финансов Надежды Сафоновой, и вопросы депутатов к ней вышли, за пределы большого зала парламентского центра. СМИ и избиратели в итоге не узнали: чем там занимались порядка 42 депутатов (из 56 избранных) и как они отреагировали на поправки в облбюджет-2024 года?

Еще одной из причин «технического сбоя» на заседании облдумы могло быть такое негласное голосование, "без лишних дебатов" за  очередное увеличение расходов на содержание областной думы. В этом году (после июльских поправок) на нее могут потратить до 438 млн рублей, а расходы на содержание некоторых депутатов могут официально быть 1 млн рублей в месяц, как и зарплаты депутатов в Европейском парламенте

Как бы там ни было, но в условиях непростой финансовой, да и экономической ситуации в Воронежской области принимать решение об увеличении расходов на облдуму на 100 млн рублей (по сравнению с 2023-м годом) видится как минимум странным. Только на руководство облдумы - Нетесова, Солодова и Рудакова - в этом году должны выделить 38 млн 629 тысяч рублей. Это - всего на троих, на трех "народных избранников".

Стоит отметить, что до конца года цифры в бюджете Воронежской области могут существенно измениться в сторону роста, как это часто бывает. Так что сейчас депутаты приняли промежуточный вариант, о котором рано делать какие-либо выводы. 


Владимир Даньшин

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0