Воронеж Понедельник, 25 ноября
Общество, 01.10.2019 09:10

Это фиаско, братан: эксперты оценили год платных парковок в Воронеже

«Блокнот Воронеж» поговорил с теми, кто наблюдал за проектом.

1 октября 2019-го исполняется ровно год с момента запуска системы платных парковок в Воронеже. Это некая психологическая отметка, которая дает право подвести своеобразные результаты.

Однозначную оценку дать проекту весьма сложно. С одной стороны, есть ощущение, что сбор денег за стоянку на шести тысячах мест в центре города в какой-то мере все-таки повлиял на трафик и количество машин, с другой же - многие водители попросту игнорируют оплату, так как законных оснований для штрафов до сих пор нет. Из-за этого теряются весь смысл задумки и финансовая привлекательность для инвестора.

И как бы ни старались мэрия Воронежа и белгородский концессионер ООО «Городские парковки» доказать свою правоту в судах, пока что побеждают оштрафованные автомобилисты.

«Блокнот Воронеж» решил собрать мнения людей, которые следили за работой платных парковок с первого дня их появления в столице Черноземья, а также предоставил возможность прокомментировать минувший год мэрии и самому концессионеру. 


Лидер движения «Дорожный контроль», учредитель юридической компании «Право на защиту» Вадим Серов:


"Если назвать платные парковки в нашем городе одним словом, то это фиаско. Это фиаско, братан (прим. фраза из популярного интернет-видео). Когда были общественные слушания, сколько было негодования, сколько недовольных людей, какой был ажиотаж. Люди привели конкретные доводы, что платная парковка была организована незаконно. Воронежцы подавали обращения, высказывая свою позицию, но никакой реакции не последовало, ничего не изменилось. Если дальше мы копнем, то как у нас зима прошла? Ужасно. Разметки видно не было, полосы не чистились. За что вообще платить? Кому платить? Еще и незаконно.

В Белгороде, откуда пришел концессионер, сначала привлекали за неоплату парковки, но сейчас и там не привлекают. Я специально просил людей, чтобы парковались и не оплачивали. А какой правовой беспредел устроило руководство нашего города. 

Наши чиновники, наша верхушка отличилась, причем вместе с губернатором. Он говорил, что «всех накажем». За что и как накажете, если это незаконно? Мы говорим о беспределе правовом со стороны руководства области. Это какой стыд и срам - минимум для мэра, а максимум для губернатора.

Самое удивительное, что они в глаза говорят, что люди будут платить штрафы, зная, что это незаконно. Если бы не наши совместные действия по отмене постановлений, то они бы и дальше беспределили. Они проиграли во всех инстанциях, у них остался Верховный суд. Они почему-то верят, что могут выиграть. Это невозможно на данный момент. Только когда примут все изменения в Кодексе об административно-правовых нарушениях, законопроект есть в Госдуме, вот тогда смогут привлекать, но это точно не ближайшая перспектива.

Еще интересный момент. У «Городских парковок» есть служба фото- и видеофиксации. Для чего она им сейчас? Зачем они тратят деньги на эту службу, когда могли пустить на что-то другое. Технику, например, приобрести к зиме. Они собирают информацию, заведомо зная, что никто не будет привлечен. Единственная польза этой службы – рабочие места. Или это все-таки акт устрашения в отношении водителей - если кто-то фиксирует, то надо платить? Но все же прекрасно знают, что никого в итоге не штрафуют".


Блогер и гражданский активист Виталий Иванищев:


"Год назад я писал о том, что проект платных парковок станет важным экзаменом для нынешней мэрии, и сегодня, спустя год, я с сожалением говорю, что экзамен этот не был сдан. Платные парковки должны были решить одну главную задачу - увеличить оборачиваемость парковочных мест в городе, а также одну второстепенную - создать ещё один источник дохода для бюджета. 

Ни одна из задач не решена: днем в центре невозможно припарковаться, отчисления в бюджет- копеечные. Почему проект провалился? Тут много факторов. В первую очередь, это элементарная непродуманность хотя бы на полшага вперед. Неужели никто из идеологов проекта не удосужился узнать, как будут обстоять дела с данными из ГИБДД, прежде чем проект запустили? 

Во вторую очередь, была большая проблема с качественным информированием населения. Большинство воронежцев до сих пор неверно видит цели и задачи платных парковок. Здесь основной удар взяли на себя гражданские активисты из "Города и транспорта". ГиТ никак не был связан ни с мэрией, ни с концессионерами, однако именно они пытались провести информационную работу. А самое печальное, что сегодня, спустя год, все участники процесса засунули головы в песок и делают вид, что всё так и должно быть.

Можно ли исправить ситуацию? Да, можно. Для этого надо как минимум признать проблему и уже после этого составить план того, как из этой ситуации выйти".


Сопредседатель регионального отделения общественной организации "Город и транспорт" Юрий Новиков:


"На сегодня система платных парковок фактически не работает: становятся все, кто угодно, не платит никто или почти никто. Желающих поговорить о провале проекта найдется немало, я лишь скажу, что в настоящий момент он в глубокой коме.

И здесь есть две новости: хорошая и плохая. Плохая состоит в том, что Воронеж не очень хорошо выглядит перед бизнесом как инвестиционно привлекательный город. Вот мы привлекли концессионера - и...?

Хорошая новость заключается в том, что, наверное, слава Богу, парковки пока не заработали: система общественного транспорта концептуально не готова не то что к увеличению нагрузки, но даже к имеющейся. В часы пик автобусы (и даже троллейбусы) переполнены, во многих местах люди не могут войти в транспорт, чтобы вовремя доехать на работу или домой. На многих направлениях транспорт исчезает в принципе: практически исчез 81 маршрут, на грани исчезновения маршруты №№ 42, 62, 69т и 115.

Основная проблема в том, что время на транспортную реформу в городе измеряется отрицательными числами. Реформа транспорта должна была начаться максимум в конце весны, а платные парковки заработать уже этим летом. Сейчас уже должны появляться выделенные полосы. Время катастрофически упущено, еще немного и миграционный тренд развернется, а Воронеж начнет превращаться в Детройт. В самом плохом смысле этого слова".


Депутат Воронежской городской Думы Артем Рымарь:


"Организация платных парковок - это мера, которая должна применяться в комплексе и преследовать одну единственную цель - разгрузить центр города. Прежде необходимо обеспечить нормальное функционирование общественного транспорта, сделать его комфортным и удобным, то есть предоставить людям некую альтернативу автомобилю. В идеале, конечно, надо разместить в шаговой доступности школы и детские сады, однако,на сегодняшний день, при существующей застройке, это сделать невозможно. Отсюда и все проблемы. Транспорт нормально не функционирует, инфраструктура отсутствует - поэтому и возникает потребность в использовании автомобиля как средства выживания. 

Другой момент. На мой взгляд, система платных парковок не должна иметь коммерческую составляющую, это, скорее, мера ограничения, которую вынужден применить муниципалитет, чтобы разгрузить центр города от автомобилей. У нас же появилась некая коммерческая структура, которая получила в концессию парковочное пространство, появилось шесть тысяч парковочных мест, причём и где нужно, и где не нужно. Город, не желая нести затраты, привлёк концессионера, который, естественно, обеспечил себе возможность максимального извлечения прибыли. Людям от этого легче не стало. 

На мой взгляд, если городом было принято решение ввести платные парковки, то в любом случае они должны быть муниципальными, тогда и механизм регулирования был бы проще. Можно было бы увеличить количество льготных категорий, сделать меньше парковочных мест и так далее.

Однако самой основной проблемой на сегодняшний день является несовершенство действующего законодательства. Механизм взыскания штрафов за неоплату парковки не отрегулирован. Этот факт и является основной причиной, почему платные парковки не работают во всех регионах, в том числе и в Воронеже".


Заместитель руководителя управления транспорта мэрии Воронежа Максим Захаров:


"Концессионное соглашение, целью которого было создание платных парковок на территории Воронежа, в части привлечения инвестиций и организации работы системы реализовано в полном объеме: произведены все необходимые вложения в сумме 115 миллионов рублей, выполнен весь комплекс мероприятий, создана вся закрепленная соглашением инфраструктура. 

В ходе эксплуатации устранены все возможные нарекания к работе терминалов, системы оплаты, работе приложения и т.д. При этом ввиду несовершенства действующего законодательства возникли сложности с получением персональных данных для привлечения к ответственности лиц, совершивших административное правонарушение – размещение автомобиля на платной парковке без соответствующей оплаты. Это препятствует наложению штрафов, которые предусмотрены законом Воронежской области. Но штрафы и пополнение бюджета за счет нарушителей не являются самоцелью проекта, как и заработок с парковок. 

Несмотря на сложности с привлечением нарушителей к административной ответственности – с ними, кстати, столкнулись сейчас практически все города, где такая система внедрена – реализация соглашения во многом выполнила свою важнейшую функцию: упорядочила парковку, воронежские водители привыкли парковаться ровно и по разметке. Несовершенство закона, безусловно, значительно снизило и экономическую целесообразность проекта, но в результате того, что был применен именно вариант с концессионным соглашением, все финансовые риски несет инвестор, а не бюджет города.

В осенне-зимний период 2019-2020 годов предстоит решить проблему недостаточной качественной уборки парковочного пространства от снега и наледи, которая наблюдалась в прошлый сезон. Муниципальные комбинаты благоустройства в первую очередь выполняют важнейшую задачу по уборке улично-дорожной сети, и только после этого могут приступать к другим работам, в том числе по договорам с концессионером. Поэтому ООО «Городские парковки» для повышения качества уборки предложено заключить договоры с другими подрядными организациями".


Заместитель руководителя обособленного подразделения ООО "Городские парковки" в Воронеже Анатолий Кобяшев:


"Общий оборот системы с учетом как ежедневых транзакций, так и абонементов, в период с октября 2018 по август 2019 года составил 86 млн рублей.

Из них платежи в бюджет города по концессионному соглашению – 18 млн рублей, общий объем расходов на содержание созданного имущественного комплекса - 54 млн рублей, уплата НДС – 14 млн рублей. Объем средств, направленный на возврат инвестиций компании в указанный период, составляет лишь 450 тысяч рублей (из 115 млн рублей). Прибыль концессионер до момента возврата инвестиций не получает.

Все технические сложности мы устранили во время эксплуатации: нарекания к работе терминалов, системы оплаты, работе приложения и т.д.. Условия работы парковок были скорректированы после изменений в местных законах: сокращение периода работы парковок на один час; перенесение парковочных мест; новые группы льготников.

Как показал опыт старта проекта, большинство автомобилистов приняли условия использования парковок, которые определила администрация Воронежа. Автомобилисты получили свободные места там, где они всегда были заняты. Расходы на парковки большинства водителей - менее 100 рублей в месяц - это доступно и удобно. Воронежцы очень "мобильны" - большинство оплачивают парковку в мобильном приложение.

Мы хотим предложить администрации динамическую тарификацию в зависимости от популярности парковочных мест".



Напомним, ранее социологи изучили мнение воронежцев касательно того, помогли ли платные парковки избавиться от пробок. Почти 70% жителей спустя год ответили, что система оказалась бесполезной. 

Владимир Смехнов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Платные парковки Воронеж  Рубрика "Комментарий дня" Воронеж  
2
0