Финтех устраняет пропасть между клиентом и деньгами
Генеральный директор международной финтех-группы «TWINO» в России Светлана Гайдукова рассказала «Блокнот Воронеж» о том, что такое финтех, об особенностях работы технологичных компаний, а также о клиентах, обращающихся к сервисам альтернативного кредитования для решения финансовых трудностей.
- Светлана, расскажите нашим читателям, что такое финтех компании?
- Финтех в целом — это технологии, которые делают финансовые услуги более доступными для населения, это общепринятое мировое определение. Если мы приземлим его на Россию, то финтех — это скорее прогрессивные технологии, инновации, автоматизированные технологии выдачи денежных средств.
- Чем занимается финтех-группа TWINO?
- Расскажу немного истории. Сегодня TWINO является одной из крупнейших международных финтех-групп Европы. Компания основана в 2009 году, поэтому нас можно поздравить практически с десятилетним юбилеем. Наш головной офис находится в Риге, помимо Латвии, мы также работаем и в других странах, таких как Польша, Грузия, Казахстан и Россия. Если говорить о линиях бизнеса и о том, чем мы конкретно занимаемся, то, с одной стороны, мы предоставляем услуги альтернативного кредитования во всех странах присутствия. Это и короткий продукт до 30 дней и более длинный продукт. Также предоставляем возможность инвесторам с помощью нашей международной P2P платформы инвестировать в наш продукты и услуги. Это, если говорим про группу в целом.
Если мы говорим конкретно о России, то здесь мы работаем с 2013 года. Есть один факт, которым, безусловно, горжусь я и гордится вся команда — за первое полугодие 2018 года мы вышли в лидеры рынка, а именно заняли первое место по объему портфеля среди сервисов альтернативного кредитования. Это стало возможным благодаря технологическому стеку собственной разработки, то есть вся разработка наших платформ, систем, алгоритмов, скоринга у нас происходит внутри компании, благодаря лучшим специалистам, которые здесь работают.
- Опишите ситуацию в секторе альтернативного кредитования в России. Отмечаете ли вы рост спроса на услуги технологичных компании?
- За всех не могу сказать, скажу за себя. Мы видим прирост нашего портфеля на уровне 25% от одного квартала к другому. Это самый красноречивый факт, который говорит о том, что мы востребованы. Хотела бы также отметить, что и население страны становится более финансово грамотным и образованным. Поэтому снижается какая-то опаска и боязнь в сторону альтернативного кредитования. Мы видим, что наш клиент уже растет, образовывается и меняется. Это очень приятно.
- Как вы считаете, с чем связано повышение финансовой грамотности людей?
- Я думаю, что это все благодаря усилиям как регулятора, так и частных компаний, которые сильно заботятся о том, чтобы услуги были понятны и полезны, чтобы на сайтах компаний была размещена подробная информация о продуктах, без каких-то скрытых звездочек и все условия были максимально прозрачны для пользователя.
- Какие особенности развития FinTech компаний в мире?
- Если мы говорим про мир в целом, чтобы читателю было более понятно, проведу конкретный пример. Мы все помним, как в различных странах появился сервис по заказу такси UBER, какой это вызывало скандал, как это было неприятно и какое складывалось общественное мнение. Тем не менее, UBER сегодня является одним из самых прогрессивных и технологичных сервисов в мире. Если мы говорим об индустрии, например, гостиничного бизнеса, то ранее мы бронировали туры через турагентства, теперь мы напрямую идем на сайты агрегаторов для того, чтобы организовать свой досуг. Это и быстрее и дешевле.
Ровно также в мире произошло развитие финтеха. Клиент устал, что между ним, как клиентом, и деньгами есть огромная бюрократия, долгий процесс и неудобные барьеры. В свете этого и стали появляться технологичные компании, которые стали предлагать более удобные и выгодные для пользователя услуги. Конечно, финтех в США и Европе начал развиваться гораздо раньше, чем в России, еще в начале 90-х годов. Для России этот рынок достаточно свеж, взрывная динамика началась в 2012 году. Сейчас он становится более прозрачным и понятным. Как и сказала раньше, и финансовая грамотность граждан повышается.
- Кто является типичным клиентом сервисов альтернативного кредитования в Российской Федерации?
- Мы ждем всех и каждого, кому нужны наши услуги. Но если мы посмотрим на средний портрет клиента финтех-компаний — это все-таки мужчина около 30 лет с высшим образованием и средним заработком около 45 тысяч рублей. Также мы видим, что наши услуги актуальны для студентов, людей на раннем этапе своей карьеры и для людей старшего поколения.
- Какие новые направления бизнеса вы предполагаете развивать в 2019 году?
- Во-первых, мы планируем наращивать наши портфели и укреплять лидирующие позиции на рынке. Во-вторых, у нас уже достаточно большая база клиентов (порядка семисот тысяч пользователей), и мы хотим расширить линейку наших продуктов для того, чтобы предложить клиенту то, в чем он нуждается. А он нуждается в очень простых и понятных вещах — страховые продукты, которые мы вводим в четвертом квартале этого года, интересные предложения для лояльных клиентов, которые заключаются в предоставлении больших сумм на длинные сроки, также смотрим в сторону залогового кредитования. Пока не буду раскрывать все карты, но следите за нами в четвертом квартале, и там мы вас удивим.
- Как меняется отношение клиентов к сервисам альтернативного кредитования?
- Тут мы видим позитивную динамику. Рынок стал более понятным, что взрастило доверие пользователей к нам. С каждым годом условия кредитования становится более приятными и более выгодными для клиента. Мы все больше и больше становимся похожими на банковскую среду.
Если сравнивать с Европой, то там рынок развивался по таким же вехам, начиная от коротких сроков и коротких сумм. Сейчас европейский клиент стал более требовательным и ему можно предлагать другие продукты на более долгие сроки и суммы. И, в принципе, финтех очень вплотную подходит к банкам.
- Чем отличается рынок альтернативного кредитования в РФ от Европейских стран?
- В Европейских странах, во-первых, больше инвестирует как государство, так и частные компании, например, в pr продвижение отрасли. Это, в первую очередь, направлено, на повышение грамотности населения, то есть не просто показать, рассказать, а обучить. Именно обучающие программы являются там зерном. В это вкладывается и государство, и сами компании. Во-вторых, есть открытый диалог между регулятором и рынком, что позволяет наладить хорошую коммуникацию. В России мы тоже уже начали к этому двигаться, что очень приятно. В - третьих, более тесное сотрудничество между банками и финтехом. Они устраивают некоторую коллаборацию, а не соперничают. Банки учатся у технологичных компаний, как предоставить финансовые возможности всем слоям населения.
- Каким вы видите рынок онлайн-кредитования в России через 2-3 года?
- Я думаю, что мы продолжим развиваться и расти, это, во-первых. Во-вторых, рынком онлайн-кредитования закроется расстояние между тем, что мы хотим делать, то, что хочет клиент и то, что позволяет законодательство. Дальше, я ожидаю, что рынок станет больше консолидированным, что уже происходит сейчас.
- Испытывает ли сектор проблему, связанные с привлечением инвестиций?
- Если мы опять же вспомним Европу, как это происходит у них и у нас, то там на всех конференциях стартапы имеют возможности презентовать свои инновации большим лидерам рынка, чтобы привлечь инвестиции для развития проекта. На Западе и США - это инвестиционные фонды. В России, скорее, это инициатива коммерческих организации. Я думаю, что в России с этим будут проблемы еще долгое время, будет очень сложно привлекать инвестиции для развития. В группе-компании TWINO таких проблем нет, у нас есть международная P2P платформа, через которую мы как раз и привлекаем инвестиции. За время существования TWINO в нас инвестировали более 800 млн евро.
- Расскажите, почему вы решили открыть второй головной офис в Воронеже?
- У нас в Воронеже уже присутствует колл-центр на 150 человек. И когда мы думали о том, где обосноваться с точки зрения операционной деятельности, мы рассматривали все города-миллионики, сравнивали их по разным параметрам. Для нас ключевым является, конечно, человеческий капитал, потому что это то, из чего складывается успех компании. В Воронеже есть уникальная образовательная база, много молодежи, которая интересуется современными технологиями и хочет работать в современной европейской компании, развиваться и получать многогранный опыт.
- Если вы открыл офис в Воронеже, то становится актуальным вопрос поиска сотрудников. Как попасть в вашу организацию, какие конкурентные преимущества вы предлагаете сотрудникам?
- Я думаю, каждый человек в мире хочет видеть результат своей работы и причем достаточно быстро. У нас очень открытая европейская корпоративная культура, нам важно мнение и вклад каждого человека в развитии TWINO. У нас стабильная компания, которая на ежегодной основе проходит аудит в большой четверке. У нас есть аудиторские заключения компании KPMG, которая говорит, что у нас все в порядке и нет никаких нарушений, что очень важно. Мы, по-моему, единственная компания в секторе альтернативного кредитования, которая обладает таким заключением.
Также, поскольку мы международная компания, у наших сотрудников есть возможность обмениваться опытом с другими странами. Безусловно, мы ориентируемся на рынок и наши зарплаты соответствуют рыночному уровню. Есть и бонусные системы, которых нет у наших конкурентов. Самое важное, компания стремительно растет, и такое же развитие своей карьеры получают сотрудники, которые к нам присоединяются. Резюме можно отправлять Ирине Болдыревой на почту Irina.Boldyreva.hr@twino.ru
Новости на Блoкнoт-Воронеж