Воронеж Воскресенье, 28 апреля
Общество, 21.03.2024 12:00

Идеальный вариант реформы общественного транспорта назвал воронежский активист

Правда, по его словам, такой сценарий вряд ли возможно осуществить в нашем городе.

20 марта основатель движения «ВелоВоронеж» Игорь Титов опубликовал на своей странице в соцсети любопытный пост. В нем констатировался системный кризис в сфере общественного транспорта столицы Черноземья. Сейчас ни для кого не секрет, что маршрутки в городе все время ездят до отказа забитыми пассажирами. Люди едва ли не часами стоят на остановках в ожидании автобусов. Водители постоянно нарушают ПДД, иногда ведут себя некорректно по отношению к окружающим. Словом, в сфере общественного транспорта назрела реформа. Правда, как говорит основатель движения «ВелоВоронеж», повышением проезда, даже до 36 рублей, ничего не поменяешь.

По словам Игоря Титова, почти в каждой сфере есть элементарная экономическая суть, какая-то одна операция, определяющая если не все, то очень многое. И сразу по все индустрии. В сфере общественного транспорта – это полная стоимость поездки, а не то, что платит пассажир за проезд.

Игорь Титов в этом контексте рассмотрел несколько вариантов развития сферы на 2-3 года вперед. Они предполагают, как повышение стоимости поездок, так и отказ от такого шага.

Итак, согласно первому варианту, в Воронеже ничего не меняется (дескать, зачем лишний раз волновать народ). Проезд все так же стоит 26-28 рублей. Однако в таком случае люди увидят продолжение деградации общественного транспорта, постепенное замещение частников муниципалитетом. При таком варианте, по словам Титова, полезут и другие проблемы, для решения которых городу придется делать вливания из бюджета. Пассажиры все так же не будут видеть автобусы по вечерам, в часы пик посчитают за счастье проехаться «селедками» в переполненных салонах. Постепенно выбор людей падет на личные авто. А у частников с муниципалами продолжится грызня.


Второй вариант – это повышение проезда до 36 рублей. Такой шаг значительно ничего не улучшит. Возникнет только передышка на 2-3 года, после которой надо будет увеличивать цену до 40 рублей. А дальше снова системный кризис. Люди начнут возмущаться, так как проезд им поднимут, а никаких существенных метаморфоз не произойдет. При таком варианте проблема просто передвинется немного вперед по времени.

Третий сценарий, как говорит Игорь Титов – это вариации 1 и 2 пунктов. Тариф остается на уровне 26-28 рублей, но вводится еще и вечерний (например, на уровне 40 рублей). Это могут сделать, чтобы повысить привлекательность для водителей совершать рейсы в позднее время с полупустым салоном. Тем не менее, при таком варианте наступят все «прелести», описанные выше. При этом существенно ничего не изменится.

- Четвертый вариант – это 36 рублей и через нетто-контракты еще 10 рублей (26+10 рублей платит пассажир и 10 рублей перевозчику доплачивают власти), по факту цена 46 рублей. Где-то 2 млрд рублей в год будет стоить эта схема для регионального бюджета, в городе таких денег нет. При ней перевозчики получат вливания на обновление транспорта, а пассажиры всякие приятные схемы типа льготного проезда для пенсионеров. Появится еще один рычаг воздействия на частников, можно будет чуть культуру подтянуть, качество и безопасность перевозок повысить. Почти революция, появятся может и «гармошки», в целом индустрия станет привлекательнее для инвесторов, - говорит Игорь Титов.

Есть еще и пятый вариант. Согласно нему, стоимость проезда повышается до 36 рублей. Добавляются еще брутто-контракты (доплата из бюджета 20 рублей). То есть, фактически стоимость поездок составит 56 рублей. Вся выручка будет идти городу, который станет нанимать тех, кого захочет, для качественного исполнения контракта. При таком варианте транспорт начнет ходить полупустым, во всех автобусах появятся кондиционеры, маршрутки будут приходить к остановкам по расписанию. К тому же, у водителей общественного транспорта не будет смысла нарушать ПДД. Если этот сценарий осуществится, то постепенно автомобилисты пересядут на маршрутки, так как станет быстрее добираться на работу и с работы.

В ходе реализации пятого варианта, по словам Титова, воронежцы увидят единую транспортную карту, льготный проезд, бесплатные пересадки. Это – мечта для частных и муниципальных перевозчиков. Мечта простых водителей автобусов, с которыми активист общался по душам. Те, кто водят маршрутки, хотят просто возить людей, а не гоняться за выручкой. При такой схеме пассажиры смогут свободно уезжать в 23 вечера в полупустых автобусах. Но для этого в год потребуется вливаний порядка 5 млрд рублей. Зато произойдет транспортная революция. Лучше – это только восстановление трамвая, запуск городской электрички на 30 станций вокруг города.

- Пятый пункт - это полноценная транспортная реформа, которая возможна в Курске, но невозможна в Воронеже – «у нас специалистов нет». Четвертый пункт невозможен по причине нежелания отдельных чиновников просто так давать бюджетные деньги коммерсантам - они же на них себе новые мерседесы купят, а давать их только муниципалу смысла нет с их долей рынка 26-30%. Для второго пункта нужно всем людям заранее объяснить почему платить надо больше, а видимых улучшений не будет, объяснять мы в основном можем по факту случившегося, а скандалов и без этого хватает. Первый пункт транспортную проблему впечатывает в рейтинг городских проблем на первое место навсегда, - резюмировал Игорь Титов.


На этот пост отреагировал в своем telegram-канале главный редактор «Блокнот Воронеж» Владимир Смехнов. Он заметил, что пятый вариант – идеальный. Однако этот сценарий, как говорит Титов, невозможен. Дескать, и спецов нет, и затраты по 5 млрд рублей в год. Но это будет реальная транспортная революция с комфортными автобусами, ходящими до вечера.

- А я думаю, все возможно. Было бы желание! 5 миллиардов в год - сумма внушительная, но не такая уж неподъемная. Разделить пять миллиардов на миллион жителей - получится по 5 тысяч рублей на человека. Столько стоит комфортный проезд в Воронеже? Там мэрия как-то хвасталась, что избавилась от кредитов… Смотрите, полмиллиарда я уже нашел. Примерно столько потратят на работу Воронежской областной Думы в 2024 году. Было бы желание. А возможности всегда есть, - прокомментировал главный редактор «Блокнот Воронеж».

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
2
3