Лукавое «заукраинство» и извращённый пацифизм могли стать причиной переноса Платоновфеста
фото ТГК «Культурный фронт Z"
На этой неделе губернатор Александр Гусев заявил о переносе XII Платоновского фестиваля на осень.
- Формат работы дирекции Платоновского фестиваля будет изменён, - прокомментировал глава воронежского региона. - Она станет отвечать за проведение и других массовых культурных мероприятий в регионе, их круг определим.
Напомним, что Платоновфест является детищем культуртрегера Михаила Бычкова и бывшего губернатора Алексея Гордеева.
После начала специальной операции на Украине дирекция фестиваля, в рамках которого проходят и всероссийские премьеры зарубежных постановок, до сих пор не представила программу - её объявление несколько раз сдвигалось в апреле. Кроме того, в конце февраля худрук и основатель фестиваля Михаил Бычков в числе других деятелей культуры призывал «отвести войска и сесть за стол переговоров», фактически предав русскую армию. После этого лишился поста.
Камнем преткновения стала и программа фестиваля на 2022 год. Как стало известно «Блокнот Воронеж» от источников, близких к дирекции Платоновского фестиваля, она находится на согласовании в департаменте культуры и вызывает массу вопросов.
Наш внештатный автор переговорил с экспертами, которые сделали вывод, что, по крайней мере, полдюжины спектаклей фестиваля в контексте современной международной обстановки выглядят провокационно. Навязывают зрителю прозападные взгляды и ценности. И прямо направлены на осуждение проведения ВСО РФ на территории Украины.
Разберём этот кейс.
Спектакль «Антигона» (16+) «Театр-Театр» г. Пермь.
Действо представляет собой попытку соединить классическую античную трагедию с «ультрасовременной» музыкой и танцевальным стилем «contemporary», что создает впечатление хаоса на сцене, а диссонансная музыка просто раздражает слух зрителей.
Кроме того, в одной из сцен постановки на экран над сценой выводится отрывок текста «Антигоны» со специальным выделением некоторых букв: «ЗНАЙТЕ, что это ВОЙна и для НАС она кончится смертью. ВОТ АНТИгона сидит, обхвативши колени руками». В контексте современной международной ситуации это воспринимается как лукавое послание режиссёра, осуждающее проведение специальной военной операции ВС РФ на Украине.
«Пир» (16+). Театр Романа Виктюка.
«Воплощенный абсурд», спектакль посвящен писателям начала 20 века из ОБЭРИУ (объединение реального искусства), декларирующих отказ от традиционных форм искусства и воспевающих гротеск и абсурд в изображении действительности.
Действие спектакля происходит в абстрактном «адском цирке», в мире фантазий, мыслей и рассказов указанных «деятелей искусства». В целом постановка –пугающий перформанс, имеющий мало общего с театральным драматическим искусством. Процитируем рецензию «Пир» бессмысленный и беспощадный» Вероники Словохотовой из «Независимой газеты»:
- Любая ситуация доводится до абсурда, и его предельная степень – смерть. Пушкин здесь по традиции спотыкается об Гоголя, а Гоголь – об Пушкина, оба в ярости готовы друг друга поубивать даже без дуэли. Товарищ Машкин вырывает внутренности у товарища Кошкина. То, что происходит на сцене, воспринимается как страшная метафора событий ХХ века. Конферансье-укротитель ведёт себя жестоко, подобно вождю народов, а финальный фокус оборачивается кровавой расправой. Несчастную балерину распиливают надвое, и адский театр закрывается, потому что всех его участников уже давно не на шутку тошнит прямо на зрителей.
Учитывая факты сноса памятников А.С. Пушкину на территории Украины и современный контекст постановки, драка Пушкина и Гоголя оценивается зрителем как метафора борьбы русской и «украинской» культуры.
«Иваново детство» (14+) Казанский ТЮЗ.
Постановка приглашённого режиссёра «Гоголь-центра» Антона Федорова. Депрессивная, мрачная антивоенная постановка, которая также в современном контексте звучит крайне провокационно. Литературный критик Галина Зайнуллина пишет о ней так: «Совершенно неясно, какой возрастной аудитории предназначается театральная версия «Иванова детства» Федорова. Что если на этот депрессивный спектакль в Казанский ТЮЗ будут организованно водить школьников? Смогут ли подростки разобраться в нагромождении эстетических наворотов режиссера? Это ведь даже не всякому взрослому под силу».
Сама постановка акцентирует внимание зрителя на главном герое, которому уже не 10-12 лет («Иваново детство», Мосфильм, 1962 г.), а более 30, он фактически умалишён на фоне пережитых ужасов войны.
Постановка преисполнена эксцентричными, чрезмерно эмоциональными сценами, значительно перегружена депрессивным, траурным музыкальным сопровождением.
«Костик» (18+) Московский драматический театр имени Пушкина (по мотивам пьесы «Чайка» Антона Чехова).
Спектакль-провокация. Главный герой постановки – представитель «современного искусства», который хочет докричаться до деградирующих «работников культуры» и сообщить им о таком же деградирующем российском «культурном коде» (из спектакля: «…Россия исчезает — минус 400 тысяч человек в год. Страну стерегут автобусы с черными космонавтами»).
В указанной постановке прослеживается акцент на безысходность, неизбежность исчезновения Российской Федерации и ее населения, ввиду тотальной цензуры, невозможности выражения людьми своего мнения (проведение митингов, акций), отсутствия свободомыслия. Основной упор сделан на зрителя студенческого возраста, тяготеющего к романтике протеста во всем.
«Война и мир» театра имени Вахтангова
Главный режиссер спектакля и художественный руководитель Театра Римас Туминас покинул Россию с началом специальной военной операции на Украине.
Емкой характеристикой спектакля является то факт, что сам режиссёр выделил в своей постановке – «бессмысленность войны и «тотальный обман, на котором всё зиждется, начиная с повседневной жизни». В современных реалиях такой посыл может быть воспринят не иначе как провокация.
Вечер одноактных балетов, состоящий из «KAASH» (хореограф – Акрам Хан), «Маленькой смерти» (хореограф – Иржи Килиан) и «Autodance» (хореограф – Шарон Эяль).
Комментарий к спектаклю «Маленькая смерть» (хореограф – Иржи Килиан):
- Декораций нет вообще никаких. Реквизита почти нет - шесть рапир, по числу пар, участвующих в спектакле и одно огромное полотно чёрной ткани. Костюмы мужчин состоят из телесного цвета обтягивающих шортов, женщин - из боди того же цвета. Создаётся иллюзия обнажённых тел.
Несмотря на столь краткое время действия (17 минут) спектакль разделён на три части, и каждая из них наполнена своим смыслом.
Первая представляет собой короткий, около 3-х минут анализ соотношения мужской агрессивности и сексуальности. Из полной темноты сцены, символизирующей первобытные инстинкты, возникают мужские фигуры. Шестеро танцовщиков синхронно играют рапирами и своими телами. Рапиры изображают и оружие, и являются фаллическими символами. Две страсти - убивать и совокупляться слиты воедино, находятся в сбалансированном состоянии. За столь краткий временной промежуток Килиан умудряется продемонстрировать переход агрессивности в сексуальность. При этом нет и намёка на проникновение рапир в тело ни в одном из их воплощений. Это домысливается зрителями.
В финале первой части балета мужчины из глубины сцены бегом приносят к рампе край огромного чёрного полотна, символизирующего убивающую, очищающую и, одновременно, возрождающую волну оргазма. Волна накрывает всю сцену. Вот она, воплощённая «маленькая смерть». Когда нахлынувшая волна откатывается, на сцене открываются лежащие вперемешку уже и мужские, и женские тела. Начинается игра двух полов. Вожделение в чистом виде отсутствует, страсть партнёров направлена на гораздо более глубокое метафизическое слияние, воссоединение с когда-то насильственно отторгнутой половиной.
Заключительная третья часть начинается одним дуэтом. Он символизирует начало всех начал страсти. Этот спектакль о страсти, родившейся из первобытных инстинктов и, в конечном счёте, породившей искусство.
Здесь, по крайней мере, обошлось без намёков на Навального и Украину. Но, по мнению экспертов, указанная постановка не укладывается в формат культурного мероприятия, фактически организованного под эгидой региональных органов власти. Прослеживается перенасыщенность контентом эротического содержания, граничащего с элементами пропаганды нетрадиционный семейных ценностей, беспорядочных интимных связей, однополых отношений.
В результате анализа предлагаемой программы Платоновского фестиваля искусств на 2022 год можно сделать вывод о том, сотрудники дирекции фестиваля остаются подконтрольны бывшему директору Михаилу Бычкову. И продолжают за государственный счёт в рамках государственного фестиваля продвигать на воронежскую сцену псевдокультурные проекты, дискредитирующие политическое руководство РФ, навязывающие зрительской аудитории европейские установки и идеи радикального либерализма, популяризирующие идеологию ЛГБТ-сообщества, размывающие основы патриотизма и культурную идентичность.
Всё как в той же «Золотой маске», которой обласкан Михаил Бычков. Осталось ещё спектакль «Юдифь» включить в Платоновфест, который выглядит, как нашумевший украинский ролик с «серпом и клятым москалем». В Воронеже до этого остался один шаг. Так что решение губернатора Александра Гусева перенести фестиваль на осень (или отменить, если программа останется такой, как сейчас) объявляется как никогда своевременным.
Сергей Черных
Новости на Блoкнoт-Воронеж