Воронеж Воскресенье, 13 октября
Общество, 22.01.2022 21:00

Чудеса математики показал губернатор Гусев, отчитываясь перед премьер-министром Мишустиным

1=2 - такой новый метод анализа социально-экономического положения региона был применен губернатором Александром Гусевым на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Инновация в сфере сразу двух наук - математики и экономики – заключается в том, что для хорошего отчета перед начальством, демонстрации якобы успешного развития региона следует поменять методику подсчета результатов в свою пользу. Для этого надо «подогнать» цифры, чтобы они все были «красивыми», а о проблемных отраслях в экономике, где идет заметное падение показателей, лучше и не упоминать.


Судя по опубликованному пресс-релизу облправительства, на деле это выглядело так. Показатели промышленного производства в нашей области за два пандемийных года, 2020-2021 гг., суммировались и сравнивались с одним допандеминым 2019-м. 

И оказалось, по версии авторов такой методики, что «за 2020-2021 гг. совокупный рост промышленного производства Воронежской области превысит уровень 2019 года, до начала пандемии короновируса, на 12,2%, а в обрабатывающих производствах – на 11,4%» 

Откуда взял эти цифры губернатор Гусев при общении с премьер-министром, – в опубликованном пресс-релизе не уточняется.

скриншот сайта облправительства

По одной из версий, могли быть использованы данные регионального департамента экономического развития, который возглавляет Данил Кустов. Действительно, в одном из опубликованных документов департамента, «Прогнозе социально-экономического развития области на 2022 год», приводятся такие цифры по индексу промышленного производства, его темпам роста. 

В допандемийном 2019-м индекс промышленного производства вырос (по сравнению с предыдущим годом) на 11,3%, а за два последних, уже пандемийных года - на 12% (рост 9,9% в 2020 г и 2,1% - в 2021-м).

скриншот сайта департамента экономического развития, где D - отчет за 2019 г., E - отчет за 2020 г., F - оценка за 2021 г.

Тогда как раз и получается, как и записано в пресс-релизе и выходит со слов Александра Гусева: «за 2020-2021 гг. совокупный рост промышленного производства превысит уровень 2019 года». Действительно, за два последних года темп роста промпроизводства суммарно составил, по данным департамента экономразвития, 12%, тогда как в 2019 г. рост был 11,3%. Победа! 

Однако среднегодовой темп роста промпроизводства за 2020-2021 гг. получается всего 6%, что чуть ли не в 2 раза хуже, чем в допандемийный год. Но в пресс-релизе об этом не говорится, умалчивается и проблемное положение дел в таких важных отраслях, как АПК, строительство: в первой зафиксировано падение объемов продукции сельского хозяйства почти на 5%, а во второй – снижение объемов строительных работ почти на 40%, свидетельствуют данные Воронежстата за 11 месяцев прошлого года.

Но вот интересно, откуда Данил Кустов или губернатор Александр Гусев взяли цифры для своего прогноза по темпам роста промышленного производства? Дело в том, что они совсем не совпадают с официальными данными Росстата. 

По информации этого федерального ведомства, индекс промышленного производства в Воронежской области в 2020-м составил 3,8%, а за 11 месяцев прошлого года – 3,6%. Совокупный рост промпроизводства за этот период, за 23 месяца, выходит всего 7,4%, а не 12% из пресс-релиза. Это существенно меньше допандемминого показателя – рост на 11,3%.

данные Росстата за 2020 г.

данные Росстата за 11 месяцев 2021 г.

Данные КСП Воронежской области также свидетельствуют: в 2020-м не было никакого роста промышленного производства «по-Кустову» в 9,9%, был рост на 3,8%. Как так можно было ошибиться – более чем в 2 раза – в темпах роста промпроизводства, непонятно.

данные КСП Воронежской области

И можно ли после этого доверять другим показателям департамента экономразвития? Далее Александр Гусев докладывает премьер-министру, что у нас «среднемесячная заработанная плата за 2 года увеличилась почти на 19%. Этот говорит о стабильном положении региона», - сказал губернатор.

Действительно, по данным департамента экономразвития темп роста номинальной начисленной среднемесячной зарплаты работников организаций составил за два ковидных года 18%, что больше допандемийного показателя в 8%. 

Однако среднегодовой рост номинальной зарплаты в 2020-2021 гг выходит в 9%, что и не так уж отличается от 2019-го года. Более того, если использовать другой показатель – реальную зарплату работников (где учитывается инфляция, рост цен за прошедший период), то никаких успехов тут – нет. В 2019-м рост реальной зарплаты был 3,4%, а в пандемийные годы – 3,2% и 3%.

данные департамента экономического развития, "Прогноз социально-экономического развития области на 2022 г."

В инфографике Воронежстата видно, что не все ладно и с зарплатным прогнозом «по-кустовски». В прошлом полугодии, с июля по октябрь, наблюдалось падение (в том числе уход в отрицательную зону) размера реальных зарплат воронежцев. Номинальный размер зарплат воронежцев также стал терять темпы роста. 

скриншот сайта Воронежстата

Куда более важный, а может и главный оценочный показатель работы властей – динамика реальных денежных доходов граждан, а не только их зарплат, также не демонстрирует устойчивого роста. После нескольких лет падения в 2019-м году реальные денежные доходы воронежцев, по данным департамента экономразвития, выросли аж на 0,2%. 

В первом ковидном году они снова пошли вниз, сократились на 5,3%, хотя по данным Воронежстата падение было на 4,8%. В 2021-м году произошел небольшой отскок: в ведомстве Кустова полагают, что был рост реальных денежных доходов на 1,3%, а в Воронежстате увидели рост на 0,3% (за 9 месяцев прошлого года).

Незначительное увеличение доходов граждан может объясняться дополнительными социальными выплатами разным категориям россиян, которые правительство РФ массово произвело накануне сентябрьских выборов в Госдуму. При этом в нашем регионе прогнозируют небольшой рост (на 0,4% - до 8,9%) численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, то есть особого эффекта в росте материального благополучия граждан от федеральных выплат как бы и нет.

Удивительно, но низкие темпы роста (или даже – снижение) реальных размеров зарплат и реальных денежных доходов воронежцев по-прежнему не стыкуются с многочисленными заявлениями губернатора Гусева и его подчиненных о том, что в нашем регионе наметились высокие темпы развития в различных отраслях экономики, повышаются расходы (на миллиарды рублей) на ремонт и строительство социальных объектов, растет финансирование здравоохранения, образования, увеличиваются на десятки процентов (!) поступления бюджет области от налогов с граждан и бизнеса. 

Но при этом уровень жизни значительного числа воронежцев почему-то остается низким. Власти установили на 2022-й год величину прожиточного минимума «на душу населения», так именно сказано в постановлении облправительства, в размере 10 тыс 756 рублей в месяц (это 358 рублей в сутки – на всё: еду, ЖКХ, лекарства), что по нынешнему курсу составляет около 140 долларов США или около 10 часов труда американца на самой низкооплачиваемой работе. 

И при таких данных настоящих мертвых душ в нашем регионе становится все больше: в 2021 году областным управлением ЗАГС было зафиксировано свыше 46 тысяч гражданских актов смерти, а с учетом снижения рождаемости показатель естественной убыли населения составил уже около 20 тысяч человек.

Отметим, что чудеса математики воронежское правительство демонстрировало и ранее. Например, когда губернатор Александр Гусев в 10 раз завысил смету на строительство больницы, отчитываясь перед Владимиром Путиным.

Владимир Даньшин

Новости на Блoкнoт-Воронеж
3
0