Воронеж Четверг, 25 апреля
Общество, 27.05.2023 12:00

Начинали работать под пулями: как сложилась судьба «отцов» главных мостов Воронежа

Организация начинала свой путь как мостопоезд, а затем стала создателем множества знаковых объектов во всей России.

«Блокнот Воронеж» продолжает рубрику, где рассказывается о местных успешных предприятиях. В ситуации, когда нашу страну обложили санкциями, именно российские заводы и фабрики могут стать драйверами промышленного импортозамещения. Россия уже показала всему миру, что может обеспечивать себя продуктами сельского хозяйства (сейчас уже никто не вспоминает про пресловутые ножки Буша). Теперь настала очередь сказать свое слово российской промышленности.

Сегодня мы хотим рассказать читателям о воронежском филиале акционерного общества «Дороги и мосты» - «Мостоотряде –81». Предприятие специализируется на строительстве и реконструкции автодорожных, железнодорожных и городских мостов и путепроводов, дорог и других инженерных сооружений. Его сотрудники работали над созданием конструкций на автомобильных трассах «Москва - Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск», «Москва – Астрахань», «Курск – Саратов».

«Мостоотряду –81» насчитывается более 80 лет.

Работа под пулями

Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году вышел приказ о создании Мостостроительного поезда № 9 Мостотреста. Через год он получил другой номер - №409. Задача поезда состояла в быстром восстановлении разрушенных фашистами мостов и переправ. Коллектив в то время работал под пулями сутки напролет, восстанавливал мосты, по которым советская армия шла к Победе.

Мостопоезд вместе с действующей армией прошел боевой путь по Ленинградской области, Эстонии, Латвии. 9 Мая 1945 года мостостроители праздновали в Риге. В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения строительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности. Это время положило начало истории трудового коллектива, который сегодня называется «Мостоотряд —81».


Коллектив мостопоезда №409 во времена СССР 

В 1953 году мостопоезд был отправлен на постоянную дислокацию в Воронеж.

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»


Вогрэсовский мост в наши дни

Уже через год мостопоезд показал в Воронеже свое творение. Так, в 1954 году в нашем городе открылся Вогрэсовский мост. Это - арочная конструкция с распорным пролетным строением. Точно таким же был и Чернавский мост города, пока не подвергся реконструкции. Во время открытия Вогрэса в Воронеже всюду были развешаны знаменитые советские агитационные плакаты, где было написано: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».

Старожилы Воронежа говорят, что на въезде и выезде с Вогрэсовского моста ранее стояли художественно выполненные фонарные столбы. Их очень любили горожане и часто ходили на мост фотографироваться. Сейчас, к сожалению, от них уже ничего не осталось.


Вогрэсовский мост во времена СССР

А еще ранее по Вогрэсовскому мосту ходили трамваи. Их движение было остановлено в 2002 году из-за того, что старый транспорт больше не мог подниматься на крутой подъем возле Чижовки. Затем в 2008 году на Вогрэсе начали убирать трамвайные пути в нарушение всех строительных норм. Тогда мост признали аварийным. С подрядчиком случился скандал, и на обочине появился плакат: «По возможности пользуйтесь другими мостами! Не подвергайте опасности свою жизнь и жизнь своих близких».

Кстати, параллельно с Вогрэсовским рабочие мостопоезда в 1954 году начали восстанавливать и разрушенный во время войны Чернавский мост. Для него была выбрана арочная конструкция - не из-за красоты, а ради экономии железобетона. Речные пролеты автодорожного моста были перекрыты шестью трехшарнирными железобетонными арками пролетом 52 м со стрелой 8 м. Ширина проезжей части там составляла 19,6 м; тротуары были шириной по 2,25 м. Полная ширина Чернавского моста между перилами - 24,1 м.


Чернавский мост во времена СССР

Открытие сооружения состоялось в 1959 году. Чернавский мост стал, можно сказать, главной переправой Воронежа. 



Чернавский мост в наши дни

Эх, дороги…


Ветераны «Мостоотряда-81» 

После сдачи в эксплуатацию Вогрэсовского моста мостопоезд №409 получил название «Мостоотряд-81». Началась мощная трудовая поступь предприятия. Организация с 1954 по 1987 годы построила 204 автодорожных, железнодорожных, пешеходных моста и путепровода в Воронежской, Белгородской, Курской, Липецкой, Ростовской областях. Общая протяженность всех этих сооружений составляла 19400 погонных метров.

Среди творений «Мостоотряда-81» можно назвать автодорожные мосты через реку Дон в Семилуках, Подпольном – 528 п.м, в Верхнем Мамоне – 579 п.м, Белогорье – 386 п.м., канал Донец-Донбасс в Славянске Донецкой народной республике. Однако самым интересным творением предприятия стал Северный мост Воронежа. Он открылся в 1985 году.


Северный мост во времена СССР

Северный мост представляет из себя двухэтажную конструкцию. Первый ярус предназначен для автомобильного движения. По второму этажу ранее ходили трамваи, но теперь он не несет никакой функции.


Современный Северный мост

Кстати, Северный мост в 80-е годы строили к 400-летию Воронежа. В то время оценочная стоимость работ составляла 20,3 млн рублей.

Главное – люди


Коллектив «Мостоотряда-81»

В «Мостоотряде-81» говорят, что главной его ценностью является коллектив. Именно он творец истории предприятия, хранитель и продолжатель трудовых традиций, которые передаются из поколения в поколение. Сотрудники предприятия постоянно остаются преданы своему делу. Даже несмотря на все тяготы жизни транспортных строителей, связанные с вахтовой работой.

– Наши работники долгое время живут вне дома, вдали от семейного уюта и привычного образа жизни. Поэтому стараемся создавать для них комфортные бытовые условия и даже обеспечиваем спортивную инфраструктуру, - рассказывает руководитель филиала АО "ДиМ" "Мостоотряда-81" Евгений Якименко.


На нескольких объектах для вахтовиков обустроили спортивные залы: штанги, скамьи, теннисные столы, гири, комплекты для бокса.

Сейчас предприятие участвует во множестве проектов, связанных со строительством и реконструкцией российских автодорог. Создаются мостовые переходы, путепроводы, эстакады. В «Мостоотряде-81» уверены, что справятся со всеми текущими задачами, ведь за плечами есть длинная история, начавшаяся в суровые годы Великой Отечественной войны.


Бывший министр транспорта РФ и нынешний помощник президента Игорь Левитин на объекте «Мостоотряда-81»

– Недавно впервые применили вибропогружение шпунта российского производства — и это был успешный опыт, – добавил Евгений Якименко. Используем технологические эстакады для более оперативного возведения сооружений — например, на объектах с железнодорожными путями или скоростными автотрассами. В обычном режиме подобные работы потребовали бы остановки железнодорожного и автомобильного движения и заняли бы несколько суток. Например, при строительстве в районе села Жаворонки Ростовской области мы использовали кран высокой грузоподъемности (800 тонн), что позволило смонтировать металлические пролеты высотой в 100 м всего за 40 мин.

Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Легендарные предприятия Воронежа  
Организации: ЗаводОрганизации: предприятияОрганизации: промышленные предприятиямостСобытия: История
1
0