Новая схема гайд-парков Воронежа выскочила как чёрт из табакерки
Читайте также:
- Вдруг Эмилии Сухачевой опять помогут колдовские чары, - источник в Совете по культуре (03.04.2019 21:00)
- Депутат гордумы сообщил о запрете свободных митингов в Воронеже (03.04.2019 09:20)
- Куда приводят шутки бывшей Украины (01.04.2019 21:00)
- Явка, страх Гордеева, укус «провокатора»: чем вам запомнился «навальный» митинг в Воронеже? (28.03.2017 15:39)
«Секретное» обсуждение в облдуме судьбы гайд-парков на поверку оказалось круглым столом, модератором которого выступил депутат Виктор Буздалин.
Предваряя мероприятие с протокольным названием «О некоторых вопросах обеспечения безопасности публичных мероприятий в Воронежской области», депутат Буздалин подчеркнул: «Слово «безопасность» тут ключевое!»
И, мол, никакой секретности, как написал ранее в Сети депутат гордумы Андрей Померанцев, что вызвало волну в СМИ и митинг у здания Парламентского центра перед началом круглого стола.
С учётом «ключевого слова» первыми выступающими закономерно стали силовики - представители прокуратуры и полиции.
В своей пространной речи старший помощник прокурора области Алексей Федосов оповестил собравшихся чиновников разных уровней, депутатов и правозащитников, что гайд-паркам Воронежа «требуется актуализация». Напомним, в облцентре гайд-парками, где можно с декабря 2012 года митинговать без уведомления, являются территории на Советской площади, у здания Воронежской областной Думы, у памятника Пушкину (площадь Ленина, 7), у памятника Пятницкому (проспект Революции, 32), у памятника Платонову (проспект Революции, 24) и самая популярная из гайд-зон – у памятника Никитину (кинотеатр «Пролетарий»).
Везде, по словам прокурора, не учитываются требования закона в части антитеррористической защищённости. В частности, митинги проходят без рамок-металлодетекторов, не соблюдаются санитарные нормы (1 человек на 1 квадратный метр), нет лавочек для уставших граждан, зато есть транспортные проблемы. В этом месте старший помощник областного прокурора Николая Шишкина несколько загнул, заявив, что «центр города не позволяет пожилым людям принимать участие в митингах».
Ну конечно, и как они только раньше на площадь Ленина (кстати, не вошедшую в число гайд-парков, несмотря на пожелания оппозиции) умудрялись добираться…
Начальник Управления организации общественного порядка, офицер полиции Геннадий Минаков продолжил выступление коллеги, подойдя к вопросу с другого ракурса:
- Как представитель полиции заявлю, что основная задача при проведении подобных мероприятий - это обеспечение общественного порядка, но по закону оно должно ложиться не только на правоохранительные органы, но и на административные.
А чиновники, по словам Минакова, легко передоверяют эту работу полиции. И работа эта только усложняется из-за того, что публичные выступления в гайд-парках не требуют предварительного уведомления. Да ещё, дескать, протестанты путешествуют с одного гайд-парка в другой.
В качестве примера Геннадий Минаков привёл события 5 мая 2018 года, когда «митинг перерос в шествие» и «пришлось отреагировать».
Но лучше бы он на этот пример не ссылался, ибо тот митинг «он нам не царь» мог совершенно остаться незамеченным, если бы не массовые задержания (до 50 человек) активистов ОМОНом. Причём, что важно, не во время шествия колонны от «Пролётки» до памятника Пятницкому, а зачем-то после акции протеста.
Затем слово взял замруководителя управления региональной политики (УРП) правительства Воронежской области Александр Холод.
Он придал обсуждению новую тональность, напомнил, что круглый стол «задумывался как коллегия». Что изначально перечень специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий формировался на принципах гласности и демократии. Принятое в 2012 году решение по гайд-паркам устроило большинство участников политического процесса.
- Но прошло время, накопился опыт, как позитивный, так и негативный, – отметил чиновник облправительства. – Надо учесть поступившие в администрацию обращения граждан. Учесть предложения наших коллег. Например, то, что в гайд-парках нет тех же лавочек или крыши над головой – это нехорошо.
- Нехорошо власти своей работой заставлять людей выходить на митинг, – вполголоса отозвался депутат-коммунист Андрей Померанцев.
Словно его услышав, Александр Холод продолжил:
- Будем обсуждать, как улучшить ситуацию, и не только в Фейсбуке, как коллеги из КПРФ, а все вместе. Дальше, например, у нас будет круглый стол с архитекторами… И может, лучше сделать 6 гайд-парков в каждом районе, а не только в центре Воронежа.
Правозащитница Наталья Звягина согласилась, что «улучшать ситуацию всегда лучше», но раскритиковала многие прозвучавшие до неё предложения. Так, рамки-металлодетекторы будут, как она заметила, только оскорблять митингующих. Да и был негативный опыт: «в 2008 году старушки-протестантки их обрушили».
- А если надо актуализировать места, то давайте площадь Ленина включим в число гайд-зон, она до сих пор востребована, и площадку напротив мэрии Воронежа, - предложила Звягина, напомнив, что значение пикета - это обращение граждан к конкретным органам власти.
Омбудсмен Татьяна Зражевская со своей стороны поддержала распределение гайд-зон по районам города («если у меня проблемы левого берега, зачем мне ехать на правый»), но удивилась предложению силовиков о лавочках в местах протеста – «люди приходят не сидеть, а выражать требования».
В итоге опытная Зражевская предложила создать рабочую группу, чтобы «выработать дорожную карту по разрешению коллизий».
Представитель мэрии Воронежа Андрей Чечель как бы между прочим предложил новую схему размещения гайд-парков. Она сразу выскочила на мониторы малого зала облдумы, но собравшиеся по инерции какое-то время обсуждали ранее сказанное.
Например, модератор круглого стола Виктор Буздалин предложил поддержать создание рабочей группы.
Резко против этого выступил лидер фракции КПРФ в облдуме Андрей Рогатнев.
- Это запуск процесса закручивания гаек! - заявил депутат. – Не нужно заниматься регламентированием уже регламентированного. У нас есть 43 гайд-парка, 37 в районах, 6 в Воронеже, все они, как правило, в центре, пусть так и будет. А ваша актуализация попахивает стремлением увести оппозицию на окраины.
Затем коммунисты увидели схему от мэрии.
И схема эта, как узнал журналист «Блокнот Воронеж», была разработана уже за несколько месяцев до отчётного мероприятия.
Депутат гордумы Андрей Померанцев начал с того, что извинился, что ему «пришлось поддать газку в Сети», но тут же обрушился на чиновника мэрии Воронежа:
- Значит, представители города вышли на облдуму уже с какой-то схемой через голову нас, депутатов гордумы, которые назначают мэра вообще-то!
Половину мест на схеме организаторы пикетов и митингов, присутствующие в зале, вообще не узнали. Анализировать подробно данное предложение в этот раз никто не собирался.
- Надо выяснить, откуда у этого всего ноги растут, зачем эта тема вообще стала подниматься сейчас, - повышал градус Андрей Рогатнев.
- И надо учитывать не только экспертов за круглым столом, а мнение большинства, у нас есть для этого механизмы, недавно в гордуме прошли слушания от Общественной палаты по платным парковкам, слушайте большинство! - призывал депутат Померанцев. – Они и сейчас стоят перед областной Думой и митингуют.
Справедливости ради надо отметить, что перед Парламентским центром собралось не более дюжины человек во главе с бывшим чиновников, ныне - истовым либералом Борисом Супренком и лидером воронежского «Яблока» Татьяной Шкред.
Но шума они успели понаделать.
- Выставили усилительную аппаратуру, а рядом диагностический центр, там у бабушек может давление подскочить, - заметил Виктор Буздалин.
- Ничего, сейчас у всех пониженное, - парировал Андрей Рогатнев.
- Думал, что острота здесь будет на высоком уровне, но мы показали, что можем говорить цивилизованно, - решил подытожить встречу их коллега Роман Жогов. – Главное, никто не вправе запрещать гайд-парки, речь только об актуализации.
Но в ответ заметили, что «все тут взрослые», понимают, что может стоять за словом «актуализация».
В общем, первый раунд переговоров прошёл в атмосфере взаимопонимания. Разве что представители силовых ведомств вместе с чиновником мэрии выходили из зала весьма недовольные. Похоже, силовики были единственные, кто до конца надеялся, что «обсуждение на круглом столе» - просто для отвода глаз. И вопрос будет оперативно решён волевым порядком.
Виктор Лиходзиевский