Воронеж Среда, 13 ноября
Общество, вчера, 21:00

По 8 миллионов на депутата: облдума Нетёсова не будет затягивать пояса в 2025 году

Со вторника в региональном парламенте начинают проводиться заседания комитетов, на которых депутаты будут рассматривать законопроект «О бюджете области на 2025 год» в так называемом «нулевом чтении». Он должен был поступить на рассмотрение «народных избранников» еще две недели назад, но на Кирова, 2 решили не торопиться и приступить к практической работе над главным финансовым документом спустя ноябрьские праздники.

Ожидается, что после рассмотрения в парламенте в «нулевом чтении» законопроект будет отправлен обратно в облправительство – на «доработку», а оттуда вновь его направят на рассмотрение в облдуму уже для принятия в 1-м чтении. После этих «перепасовок» закон о бюджете области на 2025 год может быть принят во втором, окончательном чтении, за одну - две недели до наступления Нового года.

Будущий бюджет области один из самых напряженных за последние пару лет. Достаточно сказать, что его доходы прогнозируются в размере 183 млрд рублей. По сравнению с текущим годом – рост 9 процентов, то есть на уровне нынешней инфляции, можно сказать, что реальные доходы облбюджета на 2025 год прогнозируются в меньшем объеме, чем в текущем году. 

Кстати, в пошлом, 2023-м году, доходы облбюджета были 193,7 млрд рублей, так что о таких цифрах чиновники ныне и не мечтают. 

скриншот сайта облправительства

Значительно сокращается региону поддержка из федерального центра: если в 23-м году ее размер был 44 млрд рублей (по данным закона "Об исполнении  бюджета области за 2023 г."), то в текущем году прописан в сумме 30,8 млрд., а на 25-й год – 23 млрд. Правда, ожидается, что в конце ноября, после принятия во втором и третьем чтениях федерального бюджета, размер оказания финансовой помощи Воронежской области будет увеличен, но вряд ли достигнет даже номинального уровня, без учета инфляции, 2024 года. Не говоря уже про 23-й год с его 44 млрд.

В такой непростой ситуации очень странным видится поведение нынешних депутатов облдумы. С первых дней ноября, с момента поступления законопроекта о бюджете области на 2025 год, они две недели занимались, в общем-то второстепенными вопросами, вместо своей законотворческой деятельности. 

В частности, они могли бы часами сидеть над законопроектом, заранее искать в нем дополнительные источники доходов и предлагать сокращать ненужные бюджетные расходы. Тем более что нынешний документ весьма обширный, в нем более тысячи страниц, и за 1- 2 дня их все просто так не пролистать.

Вместо этого некоторые депутаты, которые, вероятно, работают в областной думе на постоянной основе и получают за это зарплату и надбавки до 400 000 рублей, участвовали в массовках в качестве "свадебных генералов".




скриншоты сайта облдумы, ее депутаты две ноябрьских недели в общем-то занимались общественной работой и самопиаром, вместо того, чтобы часами работать над главным финансовым документом области

Однако главное в законопроекте для нынешнего созыва облдумы уже известно: при сокращении численности ее депутатов расходы на «оставшихся» увеличиваются. В проекте облбюджета-2025 год предлагаются к принятию затраты на региональный парламент в сумме 456,8 млн рублей. В нынешнем году на «народных избранников» могут потратить 438 млн. Рост затрат казны на "народных избранников, многие из которых мультимиллионеры, есть даже миллиардер, происходит в условиях сокращения доходной части облбюджета. Но депутаты от этого не пострадают - этим можно объяснить их поведение, участие в массовых общественных мероприятиях, а не в законотворческой деятельности.

А в 2020-м, в первый год работы облдумы нынешнего созыва, бюджет израсходовал на этих же депутатов всего 224 млн рублей, то есть, в 2 раза меньше (!) чем планируется потратить на 2025-й, последний год работы облдумы нынешнего, VII созыва .А разве зарплаты воронежских бюджетников с 2020 года также выросли в 2 раза?

Особенно резко увеличились расходы бюджета на содержание председателя Владимира Нетесова и его заместителей: если в 2020-м затраты налогоплательщиков составили каких-то 15 млн рублей, то в 2025-м – запланированы в сумме 40,9 млн рублей.

скриншот из законопроекта "О бюджете области на 2025 г."

Интересно, что в меньшей пропорции, чем на Нетесова, увеличились бюджетные затраты на содержание нескольких неизвестных депутатов и их помощников. За пять лет - с 76 млн рублей до 137 млн. А расходы на содержание думских чиновников, десятков, если не более, 100-150 сотрудников аппарата облдумы, чьё количество не раскрывается, за пятилетку увеличились с 97 млн до 161 млн в 2025-м году.

скриншот из проекта "О бюджете области на 2025 год"

Если предположить, что расходы на содержание одного сотрудника аппарата облдумы составляют 1 млн рублей в год (средняя зарплата 83 тыс рублей в месяц), то как таковой депутатской обслуги как раз может быть под 150 человек на 55 нынешних депутатов, с учетом одного «народного избранника», сидящего за решеткой. То есть, одного депутата могут «обслуживать» до трех сотрудников аппарата облдумы!

Это намного больше, чем было в XIX веке, когда известный российский писатель М. Салтыков – Щедрин написал «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сейчас такое невозможно: чтобы «прокормить», содержать, обслуживать двух «генералов-депутатов», требуется до шести «мужиков», то есть сотрудников аппарата Воронежской областной Думы. При этом информация о деятельности данной структуры парламента, как и о денежных доходах депутатов, получающих там зарплату, фактически засекречена.

Ведь оказывается, что немалая часть воронежских депутатов облдумы, если не находится в разводах, то живёт, как и сам Нетесов, в одиночестве или в неполных семьях.

скриншот сайта облдумы, последние данные (за 2021 г.)  о доходах и семейном положении спикера облдумы Нетесова, ранее он публиковал информацию о наличии у него супруги и ребенка, но несколько лет назад они "пропали" из его налоговой декларации.

На неоднократные официальные запросы СМИ нынешний спикер и мультимиллионер Владимир Нетесов так и не смог дать конкретного ответа по доходам и расходам депутатов за последние пару лет, как и о том, сколько депутатов работают в облдуме на постоянной основе и могут получать за это зарплату (и надбавки) до 400  000 рублей ежемесячно. 

И как ранее писал «Блокнот», действующий количественный состав депутатов облдумы видится чрезмерным: в нем насчитывается 56 депутатов, тогда как, к примеру, в парламенте Московской городской думы, с количеством избирателей свыше 8 млн человек, работают всего 45 «народных избранников». Так что если на 30 процентов секвестировать количество в депутатов облдумы, то вряд дли это отрицательно скажется на ее работе. В конце концов, в первые 10 лет работы облдумы с 1994 года в ее составе было 45 депутатов, а не 56, как ныне, и ничего страшного не произошло.

Остается добавить, что в текущем плане мероприятий облдумы отводится на этой неделе всего два дня – вторник и среда – на рассмотрение законопроекта о бюджете области на 2025 год в профильных комитетах, где могут присутствовать и разработчики этого документа. Это очень мало для того, чтобы хотя бы пролистать более чем 1000-страничный документ, не говоря уже о его профессиональном анализе, нахождении плюсов и минусов в законопроекте. И главное, надо ответить избирателям на вопрос: почему при планируемом сокращении доходов облбюджета в 2025 году на несколько миллиардов рублей депутаты-мультимиллионеры хотят увеличить бюджетные расходы на своё содержание


Владимир Даньшин

Новости на Блoкнoт-Воронеж
1
0