Рост цен или дефицит: чего ждать от рынка топлива в 2021 году, рассказал эксперт из Воронежа
Читайте также:
- Первые задержания сторонников Навального прошли в Воронеже (31.01.2021 13:04)
- Пробки образовались в центре Воронежа из-за несанкционированной акции сторонников Навального (31.01.2021 12:17)
- Силовики перекрывают центр Воронежа из-за предстоящей акции в поддержку Навального (31.01.2021 11:48)
Начало года - время, когда можно анализировать прошедшие 365 дней и смело думать о том, что нас ждет впереди. И здесь не последнюю роль играет топливный рынок, ведь это не только цены на бензин, но и значительная часть расходов во многих сферах. Пассажирские перевозки, грузовые транспортировки, услуги такси - все это и многое другое зависит от того, сколько будет стоить литр "девяносто пятого" или "девяносто второго".
"Блокнот Воронеж" поговорил с президентом Ассоциации топливного рынка Воронежа Алексеем Трепалиным и узнал, чего ждать автомобилистам в наступившем году:
"Если посмотреть, как дорожало топливо в 2020 году, то розничные цены в Европейской части России выросли в среднем на 3,3%.
В Воронежской области рост цены на бензин марок 92 и 95 составил 3,4%, что меньше официального уровня инфляции на 1,1%. Рассматривая вопрос цен на бензины и дизельное топливо, продаваемое на АЗС, важно учитывать уровень биржевых и мелкооптовых цен. Это важно, потому что только в декабре 2020 года биржевые цены на бензин увеличились на 8% и продолжили рост в январе 2021 года.
В 2021 году тренд на рост продолжится, это обусловлено тем, что выросла цена на нефть, а рубль практически не укрепился к доллару. Также в текущем году планируется повышение ставок акцизов, которые действуют только для внутреннего рынка, и одновременно снижается экспортная пошлина на поставляемое за границу топливо. Все вышеперечисленные факторы побуждают производителей увеличивать объемы отгрузок нефтепродуктов за рубеж.
В результате внешний рынок для производителей топлива становится «премиальным», в то время как продажа топлива на внутренний является менее доходной. При таком механизме внутренний рынок начинает испытывать дефицит топлива, который в совокупности с ростом акцизов разгоняет биржевые цены на продукт, продаваемый внутри страны. Фактически получается, что рост цен на топливо наименьший в розничных продажах на АЗС, так в течение года они заметно меньше биржевых цен. Как следствие - растущие быстрее розницы биржевые цены в итоге приводят к тому, что закупочные вплотную приближаются к розничным. Реализация топлива при таком диспаритете цен формирует отрицательную маржу у владельцев АЗС, что приводит либо к резкому скачку розничной цены, либо, при невозможности такого роста, к отказу от реализации этой продукции.
Один из примеров подобной ситуации мы увидели летом 2020 года. К июлю произошел беспрецедентный рост биржевой цены на 95-й бензин, усугубившийся дефицитом данного продукта. Биржевая цена литра топлива практически сравнялась с розничной и с учетом доставки и затрат на реализацию на АЗС стала формироваться отрицательная маржа. В качестве реакции на данное событие одна из сетей АЗС прекратила продажу 95-го бензина до стабилизации цен.
В начале года от правительства РФ поступила информация о том, что будут приняты меры, в результате которых розничная цена на топливо в РФ может увеличиться не более чем на прогнозные значения инфляции, то есть не более чем на 3,5-4%. И, вроде бы, беспокоиться не о чем. Однако пример подобного механизма регулирования мы можем видеть в ограничении цен на сахар и подсолнечное масло. В результате в начале 2021 года в некоторых розничных сетях образовался дефицит вышеуказанных продуктов питания. Вызвано это было тем, что торговые сети просто не смогли закупить продукцию по тем ценам, которые позволяют продать данную продукцию потребителям по ценам, рекомендуемым правительством.
Среди участников топливного рынка есть опасения, что ограничение розничных цен на топливо пойдет не комплексно, без учета закупочных биржевых цен и контроля объемов поставок на внутренний рынок. Тогда может реализоваться такой же негативный сценарий, как и с продуктами питания. А именно - в результате может образоваться дефицит какого-либо топлива на внутреннем рынке, что способно привести к резкому скачку розничной цены на АЗС".
Алексей Трепалин
Степан Иванов
Новости на Блoкнoт-Воронеж