Общество,
сегодня, 08:05
Русский бунт показала Мастерская Фоменко на воронежской сцене

Читайте также:
- Специалисты Нововоронежской АЭС познакомили с профессией атомщика детей центра «Орион» (вчера, 13:57)
- Предупреждение МЧС объявлено из-за погоды в Воронеже (вчера, 13:46)
- МегаФон поддержит российский футбол (вчера, 12:56)
Мастерская Петра Наумовича Фоменко приехала в гости
Пугачевский бунт ожил на театральной сцене в воплощении Мастерской Петра Фоменко. Поставить поэму Есенина решился молодой режиссер Федор Малышев.
Спектакль приехал в гости в столицу Черноземья в рамках Платоновского фестиваля. "Пугачев" (18+) прошел в Воронеже дважды – 15-го и 16-го июня.

Малышев обратился к произведению Есенина, которое тот создал лично для Всеволода Мейрхольда и его театра. Однако именитый мастер в последствии отказал поэту. Счел, что поэма не сценична. Минули годы, и к произведению Есенина вновь стали обращаться режиссеры. Рискнул и Федор Малышев, он отметил, что любой текст можно поставить, главное, найти подход.

Как рассказал создатель спектакля, его Пугачев – человек, который услышал социальные веяния того времени и не смог пройти мимо. Силы сами вели его. Возможно, поэтому бунтарь Мастерской не выглядит человеком отчаянным, как мы привыкли воспринимать Пугачева (бунт, так бунт!). Скорее, он выдержан и четко идет по своему пути.
На сцене играют два основных цвета – черный, как огромная декорация, как та часть сцены, которая не освещена. И красный – как сюртук Пугачева. Красный, да не просто. Практически бурый, как пролитая кровь.
Спектакль "фоменок" – практически балет, только спектакль. Да, так может быть. Каждое действие здесь – на своем месте. У всех артистов присутствует своя четкая партитура перемещений и движений, каждый жест – на своем месте. Безусловно, постановка физически крайне сложная, что создает на сцене огромный масштаб.

Большую роль играет передвижная декорация. Как отметил режиссер Федор Малышев, она воплощает собой сразу несколько образов – это и деревенский забор, и будущая тюрьма для Пугачева. И самое главное – запертая конструкция, обстоятельства, которые пытаются порвать и преодолеть участники пугачевского бунта.

Декорация играет вся, от пола до потолка (или самого верхнего театрального штатива) – на нее забираются актеры, оттуда вещают казаки, там "вещают" дворян. Словом, Малышеву мало плоскости сцены, он создает объемное произведение.
Ритм
Сказав о пластичности истории, нельзя не отметить музыкальную и ритмическую части спектакля. На сцене создается композиция из казачьего свиста, рылея (это такой редкий в наше время инструмент), звучат стихи Летова и Башлычева.

Даже полет пули здесь – свист, почти ультразвук. От пули встревоженно "отмахиваются" все персонажи, пока ее звук летит над сценой. Ведь когда она выпущена, может попасть в любого.
Историю ведет рассказчик. Как отметили на сайте "фоменок", сказку ведает калика перехожий. Это он, может, сам видел пугачевский бунт, а может, только слышал. А если слыхал интересную историю, ее надо рассказать, вот так – из уст в уста.
Именно он дает в начале спектакля главную рецензию Пугачеву, процитировав притчу об орле и вороне – лучше один раз испить свежую кровь, чем 300 лет питаться падалью.

Дайте огня
В "Пугачеве" Малышева все порой даже слишком спокойно. Самым эмоциональным моментом спектакля выдалась сцена появления Хлопуши – каторжника, которого отправили убить Пугачева. Он не стал, только сам присоединился к бунту. Именно эту роль в свое время играл Владимир Высоцкий. Сцена, где он, закованный в цепи, кричит "Пустите меня к нему. Я хочу видеть этого человека!" завоевала сердца зрителей по всей стране. Даже те, кто ни разу не видел ее вживую, наслышаны про нее.

– Я смотрел видео и пытался понять, почему он играет именно так. Вот здесь он смеется, зачем он смеется? Конечно, я вспомнил про исполнение Высоцкого, но оно на меня не давило при создании роли, – прокомментировал актер Тагир Рахимов.
В финале "Пугачева" Мастерской Фоменко бунтарь остается один. Декорация, еще недавно помогавшая казакам, становится клеткой и захлопывается перед главным героем.
фото: Андрей Парфенов
Пугачевский бунт ожил на театральной сцене в воплощении Мастерской Петра Фоменко. Поставить поэму Есенина решился молодой режиссер Федор Малышев.
Спектакль приехал в гости в столицу Черноземья в рамках Платоновского фестиваля. "Пугачев" (18+) прошел в Воронеже дважды – 15-го и 16-го июня.

Малышев обратился к произведению Есенина, которое тот создал лично для Всеволода Мейрхольда и его театра. Однако именитый мастер в последствии отказал поэту. Счел, что поэма не сценична. Минули годы, и к произведению Есенина вновь стали обращаться режиссеры. Рискнул и Федор Малышев, он отметил, что любой текст можно поставить, главное, найти подход.

Как рассказал создатель спектакля, его Пугачев – человек, который услышал социальные веяния того времени и не смог пройти мимо. Силы сами вели его. Возможно, поэтому бунтарь Мастерской не выглядит человеком отчаянным, как мы привыкли воспринимать Пугачева (бунт, так бунт!). Скорее, он выдержан и четко идет по своему пути.
На сцене играют два основных цвета – черный, как огромная декорация, как та часть сцены, которая не освещена. И красный – как сюртук Пугачева. Красный, да не просто. Практически бурый, как пролитая кровь.
Спектакль "фоменок" – практически балет, только спектакль. Да, так может быть. Каждое действие здесь – на своем месте. У всех артистов присутствует своя четкая партитура перемещений и движений, каждый жест – на своем месте. Безусловно, постановка физически крайне сложная, что создает на сцене огромный масштаб.

Большую роль играет передвижная декорация. Как отметил режиссер Федор Малышев, она воплощает собой сразу несколько образов – это и деревенский забор, и будущая тюрьма для Пугачева. И самое главное – запертая конструкция, обстоятельства, которые пытаются порвать и преодолеть участники пугачевского бунта.

Декорация играет вся, от пола до потолка (или самого верхнего театрального штатива) – на нее забираются актеры, оттуда вещают казаки, там "вещают" дворян. Словом, Малышеву мало плоскости сцены, он создает объемное произведение.
Ритм
Сказав о пластичности истории, нельзя не отметить музыкальную и ритмическую части спектакля. На сцене создается композиция из казачьего свиста, рылея (это такой редкий в наше время инструмент), звучат стихи Летова и Башлычева.

Даже полет пули здесь – свист, почти ультразвук. От пули встревоженно "отмахиваются" все персонажи, пока ее звук летит над сценой. Ведь когда она выпущена, может попасть в любого.
Историю ведет рассказчик. Как отметили на сайте "фоменок", сказку ведает калика перехожий. Это он, может, сам видел пугачевский бунт, а может, только слышал. А если слыхал интересную историю, ее надо рассказать, вот так – из уст в уста.
Именно он дает в начале спектакля главную рецензию Пугачеву, процитировав притчу об орле и вороне – лучше один раз испить свежую кровь, чем 300 лет питаться падалью.

Дайте огня
В "Пугачеве" Малышева все порой даже слишком спокойно. Самым эмоциональным моментом спектакля выдалась сцена появления Хлопуши – каторжника, которого отправили убить Пугачева. Он не стал, только сам присоединился к бунту. Именно эту роль в свое время играл Владимир Высоцкий. Сцена, где он, закованный в цепи, кричит "Пустите меня к нему. Я хочу видеть этого человека!" завоевала сердца зрителей по всей стране. Даже те, кто ни разу не видел ее вживую, наслышаны про нее.

– Я смотрел видео и пытался понять, почему он играет именно так. Вот здесь он смеется, зачем он смеется? Конечно, я вспомнил про исполнение Высоцкого, но оно на меня не давило при создании роли, – прокомментировал актер Тагир Рахимов.
В финале "Пугачева" Мастерской Фоменко бунтарь остается один. Декорация, еще недавно помогавшая казакам, становится клеткой и захлопывается перед главным героем.
фото: Андрей Парфенов
Екатерина Кочетова
Новости на Блoкнoт-Воронеж