Воронеж Пятница, 29 ноября
Общество, 30.05.2023 21:01

Сюрприз Бавыкину устроила прокурор на суде по мошенничеству на выборах в Воронеже

30 мая в суде по делу Бавыкина-Васьковой о мошенничестве на выборах-2020 материализовалась Юлия Тищенко, председатель ТИК Коминтерновского района.

Та самая, что незримо давно присутствовала. Та, про которую на записях прослушки УФСБ Васькова говорит после выборов депутатам Жукову и Губиной: «Ну, скиньтесь ещё по 25 тысяч, я Юлю Тищенко вызову – председателя территориальной избирательной комиссии. Вы её и сами поцелуете».

Когда в ходе процесса судья Юлия Воищева спросила Светлану Васькову – о каких 25 тысячах для Тищенко шла речь, та воспользовалась 51 статьёй Конституции: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников…»

Ранее сама председатель ТИК Тищенко давала показания в суде, но это было до обнародования записей прослушки. Так что журналисты давно ждали Юлю Тищенко для повторного допроса. И не только журналисты.

«Блокнот» даже опрос запилил, в котором почти 90% читателей высказались за вызов Тищенко.


И, судя по всему, прокурор нас внимательно читает. Потому что сегодня подготовила соответствующее ходатайство. Причём, сама Тищенко ждала решения судьи в коридоре.


Юля Тищенко, фото с официального сайта 

Её появление стало неприятным сюрпризом для стороны защиты Юрия Бавыкина.

Напомним, ранее на суде Юрий Бавыкин заявил, что процессом массовой фальсификации рулили сверху лидер воронежской «Единой России» Владимир Нетёсов, спикер Воргордумы Владимир Ходырев, его зам Александр Провоторов (ныне осужденный за мошенничество на выборах), политтехнолог реготделения Роман Жогов (в СИЗО по обвинению в мошенничестве) и мэр Воронежа Вадим Кстенин, на тот момент руководивший горотделом «Единой России». Также он посвятил два выступления отдельным депутатам – Кудрявцеву и Клецову, которые, по его версии, сами заказывали фальсификацию в их пользу.

Сегодня Юрий Бавыкин планировал выступление о депутате Иване Кандыбине, который выложил за победу на выборах 1 млн рублей (или «килограмм конфет», как говорилось на записях ФСБ). Когда прокурор заявила ходатайство о допросе Тищенко, сторона Бавыкина была против, дескать, её время не пришло: «в ходе допросов свидетелей ещё могут появится к ней вопросы». Но судья Юлия Воищева ходатайство удовлетворила и в зал заседаний вплыла 36-летняя блондинка, она же - председатель ТИК Коминтерновского района.

Прокурор начала допрос своего свидетеля с преамбулы о том, что «сейчас идёт активный допрос представителей УИК», которые рассказывают, что на их участках нарушения на выборах зафиксированы не были. А затем в ходе допроса все эти педагоги и детсадовские работники и иногда врачи начинают путаться в показаниях, терять память. Вот, мол, обвинение и вызвало Юлю Тищенко, как главную по УИКам, чтобы она осветила все тёмные места.

И госпожа Тищенко не подкачала, начав освещать. Она ответила по всем пунктам, что раньше вызывали вопросы у защиты. Даже – почему голосующих за кандидата в гордуму на УИК получалось больше, чем - в облдуму. Оказывается, всё дело в сервисе «Мобильный избиратель».

- «Мобильный избиратель» применялся только в облдуму, но избиратель мог потом вернуться на свой участок и проголосовать за гордуму, - пояснила Юля Тищенко.

- Но это же незаконно…, - прокомментировал адвокат Андрей Рябов, с чем председатель ТИК не согласилась.

Также уверенно Тищенко пояснила про расхождения голосов в бюллетенях, когда председатели или замы участковой комиссии говорят о 10 надомниках, в документе их сотня. Юля Тищенко пояснила, что 7 строка бюллетеня «число бюллетеней, содержащихся в переносных урнах для голосования» не верно понимается. Это не только надомники, а те, кто проголосовали досрочно плюс на дому. Так и сказала: «7 строка – это сумма 5 и 3».

Интересно, что применительно к бюллетеням с УИК, чьи представители были ранее допрошены судом, это формула работает как гранаты фашиста из «Брат-2» - «даёт осечки, примерно, 50 на 50». Вот скрины документов, которые мы уже публиковали:



Как видим, на примере УИК №1045 председатель ТИК права относительно голосования по Вороблдуме, а - по Воргордуме задачка не сходится с ответом.

Но Тищенко на это почему-то никто не указал. Более того, судья Юлия Воищева, которая всегда активно допрашивала председателей УИК, не задала ни одного вопроса председателю ТИК Коминтерновского района.

А самый козырный – по поводу скинуться по 25 тысяч "для Юли Тищенко" - прозвучал от прокурора.

- Никаких денег ни от Васьковой, ни от кого не получала, - эмоциональнее, чем обычно ответила свидетель. – Непонятно, с какими целями обо мне так говорили третьи лица…

Подсудимого Юрия Бавыкина интересовали два вопроса. Во-первых, если за работу по выборам в Воргордуму, деньги УИК выдавались наличкой в ТИК, в подвале управы («в цокольном этаже», как выразилась Тищенко), то была ли там касса?

- Я не знаю, я же не бухгалтер, - не очень удачно ответила Юля Тищенко.

- Но вы же руководитель этого подразделения! – воскликнул Бавыкин.

Тогда руководитель вспомнила, что была некая «кассовая книжка». (Кстати, в другом месте Тищенко обмолвилась, что записи видеокамер с УИК были уничтожены спустя три месяца после выборов).

Второй вопрос касался выемки после каждого дня голосования бюллетеней из урн и помещения их в сейф-пакеты. Линия защиты строится на том, что в эти моменты могла быть произведена подмена бюллетеней. Председатели УИК ссылались в суде на инструкцию из ТИК. Когда Юлию Тищенко спросили, откуда такая инструкция, она процитировала некое постановление ЦИК РФ.

- Не могли бы вы сказать выходные данные этого документа, номер и прочее? – спросил Юрий Бавыкин.

Юля Тищенко ответила, что не имеет информации под рукой.

- Но вы же так уверенно его цитировали сейчас, - настаивал подсудимый.

Журналисту «Блокнот Воронеж» он после суда прямо сказал, что считает данное «постановление» - выдумкой Тищенко, чтобы оправдать выемку бюллетеней.

Но вернёмся к самому весёлому вопросу – из данных прослушки ФСБ, благодаря которому Юля Тищенко давно незримо присутствовала в суде по делу о мошенничестве на выборах. Он, кроме прочего, обозначил раскол в лагере подсудимых.

Адвокат Бавыкина Андрей Рябов поинтересовался, готова ли Тищенко пройти тест на полиграфе по поводу брала или нет она деньги от Васьковой.

Прокурор тотчас перебила его, что об этом никто не ходатайствовал. Адвокат ответил, что просто хочет узнать, что ответит Юля Тищенко.

Та попросила повторить вопрос. Андрей Рябов повторил.

- А зачем? - отреагировала Тищенко. – Это имеет смысл, пройти полиграф?

Вскоре подняли и Светлану Васькову, которая вдруг решила не прятаться за 51 статьёй.

- Можно я поясню, денежные средства мною свидетелю не передавались, - заявила Васькова.

- То есть, как вы говорили на записи, вы так не делали, не передавали? – уточнила судья.

- Никому не передавала, - продолжила Васькова и затем добавила тумана. - Действовала только по указанию руководства.

Тут триггернуло Юрия Бавыкина, он даже в сердцах бросил очки на листы перед собой (возможно, текст выступления про Кандыбина, которое было отложено). Вообще, на этом заседании эмоции периодически охватывали главного подсудимого.

- Какого руководства? – спросила судья.

- У меня тогда было одно руководство, - ответила Васькова, работавшая до ареста замом префекта Бавыкина.

- А когда руководство давало вам подобное указание? – спросил Васькову адвокат Рябов.

- Воспользуюсь 51 статьёй, - вернулась «в домик» Светлана Васькова.

Адвокат Андрей Рябов заявил ходатайство о приобщении записки «о ценниках на выборах», которую Бавыкин получил уже под домашним арестом при помощи своей жены Маргариты от сотрудницы управы Марии Дорошевой. Как доказательство неосведомлённости Бавыкина о конкретных расценках до возбуждения дела. Юрий Бавыкин в волнении даже достал телефон с перепиской жены и Дорошевой. Но суд отказал в удовлетворении ходатайства

Продолжение судебного процесса назначено на 1 июня.

Виктор Лиходзиевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
3
1