Воронеж Вторник, 03 декабря
Общество, 02.06.2022 12:47

Усталость русской культуры: молодой воронежский поэт рассказал о том, как все мы докатились до жизни такой

Знакомьтесь – Василий Нацентов.

Сегодняшний гость редакции – долгожданный даже для самого автора текста. Вася Нацентов – один из самых узнаваемых воронежских поэтов поколения 90-х. Перечень литературных журналов, в которых он печатался, устанешь перечислять, но мы с вами и не для того здесь собрались, чтобы пощекотать его эго. Мы собрались для того, чтобы поговорить о самом важном, чувственном и сокровенном. Чтобы под микроскопом изучить душу поэта и, может быть, хоть немного приблизиться к разгадке: кто же они, эти люди, стилистически живущие в веке позапрошлом, а физически и фактически в сегодняшнем дне? Еще не унесенные ветром цифрового века, но уже почти.

Мы приближаемся к последнему редуту, обороняющему классическую русскую культуру. И гарнизон его уже устал.


Слезы в ялтинском храме

Обнаруживаем Василия сидящим на лавочке под шумным вязом. Дерево треплет ветер, а вот наш герой на погоду особого внимания не обращает. Предстоит беседа.

— О высоком думаешь? — спрашиваю я его.

И сходу нарываюсь на философский ответ:

— Ну о низком всегда успеем подумать. Душа и разум все-таки должны быть заняты чем-то таким, что поднимает нас над не самой лучшей сегодняшней действительностью.

Справедливо. Справедливо. И раз уж диалог с самого начала так хорошо пошел, решаю переступить черту и ворваться в личное пространство собеседника.

— А расскажи о самой поэтичной вещи, которую ты переживал в своей жизни? Есть ли такое воспоминание?

Любовь-детство-Бог — в поисках, что же ответить, Вася перебирает темы в голове буквально вслух, но останавливается в итоге на религиозном переживании:

— В одном из ялтинских храмов, когда я был в Крыму несколько лет назад… заплакал я просто. Я даже сейчас не могу понять почему. Вообще, я довольно спокойно отношусь к религии и считаю, что переживания, которые касаются веры, они все-таки очень глубоко внутри. И необязательно быть в церкви. Но как стихотворение – это дом поэзии, так, видимо, храм – это дом Бога. И вот одна из самых сильных пережитых эмоций, что я зашел в этот маленький храм и просто стал плакать.

 

Настоящим поэтом движет страх смерти

Именно так считает Василий. Вообще, когда я его спросил, что же поэтом движет, я ожидал услышать что-то более… привычное что ли. Отчего-то мне кажется, что другой бы сказал любовь. Но Вася заговорил про смерть, и меня будто окатило холодной водой. Чувство знакомое на самом деле. Все-таки и сам я тоже творческий человек и мысль понял.

— Я в этом убежден. Настоящим поэтом движет очень сильное, мощное чувство близкого расставания с материей. С вещественным миром, — говорит молодой человек, полный сил.

И в этом диссонансе вся магия.

Побеждать мысли о смерти как раз и помогает творчество. Момент творения – это именно та схватка, в которой можно победить смерть хотя бы на коротком отрезке.

— Момент творческого акта, когда вдруг получаются стихи, тот миг, когда ты их выдохнул, и ты на них смотришь – вот оно – в эту секунду я понимаю, что я в каком-то смысле победил смерть. А потом я опять в проигрышной позиции и мне, в общем, плохо, и я переживаю, — говорит Нацентов.

 

Глобальное поражение чистой поэзии

Задаю я Васе и вопрос, который мучает, наверное, скорее меня самого даже больше, чем моего читателя, для которого делается этот материал.

Как так вышло, что поэзия проиграла битву за молодых? Рэп покорил Отечество, хотя по форме это почти то же самое, только беднее на смыслы и содержательность. А вот о чистых стихах, о голом мастерстве слова почти никто и не вспоминает.

— Мы наблюдаем сейчас усталость русской культуры, — отвечает мне Вася. — На протяжении последних двух десятков лет – это просто усталость культуры. Это как болезнь, из которой, есть надежда, что мы выкарабкаемся.

Однако положение, при котором какой-нибудь условный «Морген»* зарабатывает миллионы на примитивщине, а талантливый стихотворец прозябает, самих стихотворцев, по словам Василия, не обижает.

— Нисколько не обижает. Это просто разное. Если уж мы начали рассуждать на примере музыки – есть Бах, а есть Газманов, который на сцене колесо крутит. И тут нужно понимать, что это просто разное. Бах останется Бахом, Шостакович – Шостаковичем, а Газманов – Газмановым. И точно так же здесь. Борис Рыжий (поэт) – это Борис Рыжий, а рэпер – это рэпер. Мы сходимся лишь в том, что оба оперируем словами. Но мало ли, кто еще так делает. Журналисты, вот, те же. А то, что у них там проскакивают рифмы…

Усмехаюсь. Шутка эта, сдается мне, неплоха.

 

Что почитать?

Ну что, дорогие господа? Покряхтели мы тут о падении нравов, как старые бабки, поквохтали на молодежь, пора бы добавить и пару слов о том, как мы все это исправлять будем. Перед тем как разойтись, спросил у Васи, что он посоветует почитать нашим дорогим воронежцам из поэзии. Василий порекомендовал зарыться в позднего Пастернака, ознакомиться с не так давно ушедшим из жизни Борисом Рыжим, а из современников отметил Елену Лапшину.

А лично я бы посоветовал Бродского, Илью Савицкого и… ну конечно же нашего героя Василия Нацентова. Так что ниже целиком приложу одно его стихотворение, которое выбрал для вас сам:

 

*    *    *

Влажно и тихо. Воскресная ночь тяжела:

в ней затерявшийся не возвращается больше.

Мысль, ускользнувшая, два переулка жила —

в третьем исчезла. Какое спокойствие, Боже!

 

Нет даже страха. В объёмной, как шар, темноте

память гудит глубоко и невнятно.

Так проживёшь до весны и захочешь обратно.

Где мой холодный перрон, на какой широте?

 

Как не взошедшее Солнце — у самой земли —

будет тянуться бутон первородного мрака

к несотворённому свету, в котором могли

мы повториться на ножке лапландского мака

 

и зазвучать. Не померкнет со временем имя:

вправо и влево — два слога, как два маяка.

Если бы знать: эта ночь между ними мелка,

если бы верить: пространство слагается ими.

 

В пять начинает светать, я не знал, что так рано

в марте светает, и проступает тайком

комната, тополь в окне силуэтом тирана

в свете неоновом, невыносимом таком.

Александр Ежевский





*Минюст внёс Моргенштерна в список физлиц-иноагентов
Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Видео Блокнот Воронеж  Лица нашего города  
1
5