Воронеж Суббота, 20 апреля
Общество, 06.06.2017 10:33

В музее Воронежа появились картины, которые трогать обязательно

В музее Воронежа появились картины, которые трогать обязательно

В рамках Платоновского фестиваля в музее изобразительных искусств имени И.Н.Крамского открылась самая уникальная выставка в Воронеже – копии мировых шедевров для незрячих людей.

Экспозиция с дерзким названием «Видеть невидимое» - совместный культурный проект Сбербанка, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и платежной системы Visa.

На открытии выставки незрячим воронежцам перед осмотром семи шедевров мирового искусства (кисти Сандро Боттичелли, Лукаса Кранаха Старшего, Жана-Батиста Симеона Шардена, Анри Руссо, Поля Гогена, Пабло Пикассо и Джакомо Франческо Чиппера) предложили ознакомиться с фильмом «Представь себе» - о том, как пришла идея создания тактильных картин.

Ленту сняли известные российские документалисты Екатерина Гордеева и Николай Ковальков, но, однако, она была не столь безупречна, как полотна Гогена или Пикассо.

Журналист «Блокнот Воронеж» смотрел фильм рядом с незрячими зрителями, следящими за сюжетом при помощи аудио-комментариев. Многое вызывало у целевой аудитории картины возражения. Например, когда один из экспертов в фильме (искусствовед В. Сусленков) заявил, что стандарт восприятия картин таков, что в любой женщине с ребёнком зритель готов опознать Мадонну (кстати, на выставке экспонировалась и «Мадонна с Младенцем» (около 1520) Лукаса Кранаха Старшего), один из главных зрителей чётко произнёс: «довольно спорное утверждение».


А пришедшему на выставку по линии библиотеки для слепых Сергею Гладышеву показалось, что к фильму недостаточно комментариев:

- Я слышу «он вошёл в мастерскую», а какой он? Как он одет? Что за мастерская? Мне не хватило ответов на эти вопросы!

Впрочем, в целом, фильм Сергею Гладышеву понравился, он даже выразил желание, чтобы тот шёл более отмеренных создателями 45 минут.

По сути кино было о том, что образы тех людей, которые когда-то видели, существенно отличаются от образов, что живут в сознании тех, кто не видит с рождения. И незрячих от рождения людей нужно учить образам с детства.


Запомнилось откровение в фильме одной незрячей художницы: «Когда держу руку над чёрным цветом, ощущаю преграду, когда над белым – пустоту». Неужели так?

Ответ на этот вопрос мог быть получен в ходе осмотра семи картин – шести привезённых Пушкинским музеем, и одной воронежской («Крестьянская трапеза» Джакомо Франческо Чиппера), сделанной по заведённому в рамках проекта обычаю в городе, где проходит экспозиция. Седьмая картина так и останется в Воронеже.

Главным зрителям картин, как они признались, достигнуть особой чуткости художницы из фильма не удалось. Однако выставка увлекла незрячих воронежцев. Слушая аудио-гид, они подолгу ощупывали каждое полотно. Иногда отдёргивая руки, как, например, вдруг натыкаясь на зверя в картине «Нападение ягуара на лошадь» (1910) Анри Руссо.

Для журналиста «Блокнот Воронеж», который с закрытыми глазами решил осмотреть шедевры, все картины слились в одно полотно: где чередуются гладкие и шероховатые поверхности различной текстуры. Оно и понятно, навыка «осмотра» ведь нет.

- Мы учились сами тому, чего раньше никогда не делали, - пояснила заместитель директора по науке Пушкинского музея Ирина Баканова. - После того, как мы передали написанные к этой выставке тексты нашему искусствоведу, работающему со слабовидящими, он вернул их с множеством правок. Многое из того, что кажется нам ясным в описании картины, будет совершенно непонятным нашей незрячей публике. Так мы сами учились другому языку.

Любопытно, что примерно о том же в фильме «Представь себе» говорит глава Сбербанка Герман Греф.


- Поэтому мы и стараемся поддерживать социальные инициативы и воплощать в жизнь интересные обществу проекты, - заметил на открытии выставки заместитель Председателя Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Денис Скребец. - Радует и то, что в Воронеже впервые увидят фильм «Представь себе».

К слову, эпиграфом к фильму послужили строки из книги Ольги Седаковой «Путешествие с закрытыми глазами»:

- Видимое живёт внутри громкой непробудной невидимости.

Истинно так?

Виктор Ганик


Новости на Блoкнoт-Воронеж
Продукты: картинаОрганизации: СбербанкМеста: Музей
0
0