Вогрэсовский мост Воронежа как символ трудового подвига горожан
Читайте также:
- В Воронеже 13 маршрутка теперь будет ездить по ВОГРЭСовскому мосту (11.09.2015 20:27)
- Более десятка машин попали в ДТП на ВоГРЭСовском мосту в Воронеже (ФОТО и ВИДЕО) (29.03.2015 20:32)
- В сети появилось видео с ДТП на ВОГРЭСе, в котором погибла женщина (28.08.2014 15:10)
Наше издание представляет читателям ретроспективу одной из связующих «артерий» столицы Черноземья.
В День весны и труда 1 мая «Блокнот Воронеж» хотел бы обратить внимание читателей на один из символов рабочего энтузиазма города Вогрэсовский мост. К сожалению, сегодня об этом сооружении большинству населению мало, что известно. Ежедневно тысячи горожан проезжают по Вогрэсовскому мосту с Правого на Левый берег и наоборот. Однако то, в каких условиях было создано это сооружение, знают не многие. «Блокнот Воронеж» предлагает читателям ретроспективу этой связующей «артерии» столицы Черноземья.
Следует отметить, что изначально на месте Воргэсовского моста с давних пор существовала так называемая Кузнечная переправа. Воронежцы стали так ее именовать, поскольку на Правом берегу города находилось множество кузниц. Работу переправы обеспечивали жители слободы Монастырщенка (ныне квартал от улицы Нижней до Дворца имени Кирова – прим. редакции).
Купеческая (Кузнецкая) переправа в 1911 году
- Примитивный мостик именовали также Купеческим. Это название происходило из-за Купеческих двориков на Левом берегу реки, - говорит один из воронежских краеведов. - Оба названия переправы сохранились вплоть до 20-х годов 20 века. Однако в связи с индустриализацией Левобережье подверглось серьезным изменениям. В 1931-1934 годах вместо Купеческой (Кузнецкой) переправы был возведен железобетонный мост, который и стали называть Вогрэсовским, так как он выходил он на районную электростанцию ВОГРЭС. Строили его заключенные. Одновременно сооружалась и правобережная дамба, расширенная в послевоенное время.
Новый Вогрэсовский мост и его оформление в 30-е годы 20 века
Некоторые успехи индустриализации страны в 30-е годы 20 века, тем не менее, были разрушены, когда в город вошли немецко-фашистские войска. Уничтожению подвергся и Вогрэсовский мост. Когда же наша страна одержала Победу над гитлеровской Германией, наступило восстановление Воронежа. Постепенно отстраивались дома, дороги, школы, больницы. Пришло время восстанавливать и мосты. В августе 1954 года на месте разрушенного Вогрэса был введен в эксплуатацию новый мост. Его масштабное строительство было для города знаковым. Известный воронежский поэт написал по поводу Вогрэсовского моста такие слова на въезде в улицу 20-летия Октября: «Из одного металла льют, медаль за доблесть и за труд!».
Разрушенный Вогрэсовский мост В Великую Отечественную войну
Вогрэсовский мост в 60-е годы 20 века
Стоит отметить, что сооружение и сейчас имеет арочную конструкцию с распорным пролетным строением. Точно таким же был и Чернавский мост города, пока не подвергся реконструкции. Старожилы Воронежа говорят, что на въезде и выезде с Вогрэсовского моста ранее стояли художественно выполненные фонарные столбы. Их очень любили горожане и часто ходили на мост фотографироваться. Сейчас, к сожалению, от них уже ничего не осталось.
- Стоит отметить, что ранее по Вогрэсовскому мосту ходили трамваи. Их движение было остановлено в 2002 году из-за того, что старый транспорт больше не мог подниматься на крутой подъем возле Чижовки. Затем трамваи убрали и по всему городу, - говорит воронежский краевед. – В 2008 году на Вогрэсе начали убирать трамвайные пути в нарушение всех строительных норм. Тогда мост признали аварийным. С подрядчиком случился скандал и на обочине появился плакат: «По возможности пользуйтесь другими мостами! Не подвергайте опасности свою жизнь и жизнь своих близких».
Городские легенды говорят, что во время демонтажа трамвайных путей строители выкопали на их месте прямоугольные углубления. Их стоило залить бетоном. Однако по углублениям проехался бульдозер и сломал все перемычки моста.
- Вогрэс стоит немедленно закрыть и подвергнуть масштабной реконструкции. Мост должен получить «новую жизнь». Сейчас по нему ездить горожанам попросту опасно, - отмечает собеседник журналиста «Блокнот Воронеж». – Помимо вопросов безопасности есть и проблема нашей истории. Мост является символом трудового подвига нашего народа и его неиссякаемого рабочего энтузиазма. Даже, когда соседняя ВОГРЭС стала в 1959 году официально называться ТЭЦ-1 (станция начала вырабатывать не только электрическую, но и тепловую энергию – прим. редакции) народ именовал мост по прежнему Вогрэсовским. Эта связующая «артерия» нашего города должна всегда напоминать людям о великом прошлом страны.
Илья Ершов
Новости на Блoкнoт-Воронеж