Воронеж Пятница, 22 ноября
Общество, 15.01.2016 12:13

Запахло серой! Воронежская Опера - в подвешенном состоянии

У пресс-конференции худрука Воронежского театра оперы и балета Андрея Огиевского не было своего художественного руководителя. Однако, если представить, что был, то замышлял он определённо аллюзию на театр кукол Карабаса-Барабаса.

Бунтари-солисты сидели в уголку кабинета директора, причём, господин Огиевский с первых секунд пресс-конференции предупредил, что они «присутствуют только как гости, а не как задавальщики вопросов». Восьмью минутами ранее и. о. директора театра Александр Арнаутов попробовал удалить из кабинета бунтарей, но ведь на то и бунтари, чтобы хоть из  уголка, но уметь сказать своё «нет».

По обе стороны от худрука напротив своих табличек с именами (бунтари сидели безымянными) устроились артисты, которых всё устраивало. В эту компанию попала и отколовшаяся от девяти бунтарей Юлия Проняева.

Периодически некоторые из них выдавали восторг такого запредельного уровня, что против воли приходила мысль о том, что за кулисами худрук Огиевский сечёт недовольных розгами. Журналист «Блокнот Воронеж» на всякий случай поинтересовался об этом у Александра Арнаутова, сидевшего рядом с «ложей прессы», директор заверил, что, нет, розги в театре не практикуются. Да и, прямо скажем, Андрей Огиевский на вид слишком интеллигентен для того, чтобы идти по стопам Карабаса-Барабаса. Может, Карабас (Михаил Бычков?) в кабинете вовсе отсутствовал…В остальном же мизансцена выглядела вполне аутентичной. Все говорили про отсутствующего Карабаса исключительно с пиететом – от худрука Огиевского до ведущих солистов с обеих сторон.

Целью вступительной речи Андрея Огиевского было подчеркнуть, что никакого кризиса (на котором настаивают восемь солистов) в ТОБ нет.


Худрук выдал статистику по итогам 2015, где по всем показателям было превышение плана: спектакли посетили 145,7 тыс. зрителей (планировалось 108,9 тыс.), прибыль ТОБ составила более 33 млн рублей (план - 20 млн рублей), было показано 245 спектаклей (план - 212). Затем руководитель дал понять, что с ещё большим оптимизмом смотрит в будущее, перечислил планируемые спектакли. В конце пресс-конференции худрук скажет, что и конфликта никакого в театре не существует. Эх, подверстать бы эту фразу в начало, да и кончить действо.

Но …не дремала ещё и группа поддержки.

- В Интернете (вероятно так худрук обозначил портал «Блокнот Воронеж», первым написавший и о демарше солистов и о роли Бычкова – ред.) буддируются слухи, что пришёл к нам ставить оперу Михаил Бычков, у которого нет концепции, нет идеи, и в театр он вообще не ходит, - сделал вводную  Андрей Огиевский. И предложил артистам подле себя рубить правду-матку про «страшного и ужасного» режиссёра.

Как было сказано выше, ни одного худого слова правдорубы не нашли. Особенно выделилась солитска Анастасия Черноволос, которая призналась, что «очень рада, и даже счастлива поработать с драматическим режиссёром». Оказалось, солистка Черноволос только и ждала такого как Михаил Бычков, ибо «в театре требуется реалистичность, а не чопорность с точки зрения мизансцены». А ещё – «петь теперь можно лёжа, в подвешенном состоянии, даже в перевёрнутом, как в настоящем кино!»

Восхищение Анастасии Черноволос распространилось и на помощницу режиссёра «прекрасную Анастасию», что работает с труппой никак не меньше мастера. Забившие ключом эмоции солистка не смогла сдержать и после того как слово перешло к её коллегам. Например, когда исполнитель партии угодливого слуги Дон Жуана Лепорелло  солист Игорь Горностаев заметил, что работа с Бычковым – это задание, которое надо профессионально выполнить, Анастасии Черноволос тут же уточнила – «приятное задание».

Совсем иной коленкор выступления был у  солиста  Александра Назарова, решившего посыпать перцу на хвост сатане. Назаров перечислил то, что готовится в ТОБ при Огиевском (от оперы Чайковского «Черевички» до оперы Таривердиева «Граф Калиостро») и заметил, что от репертуара несёт запахом серы, который, мол, принёс Огиевский в ТОБ.

- Я с опаской ждал, какого худрука подсунет нам либеральная команда, и вот он пришёл, - как-то так выразился Александр Назаров своим характерным басом.

Подумалось, как же он теперь выкрутится, всё-таки как-никак сидит по левую руку от руководителя. 

Но опытный солист и политик (на выборах 13 сентября Назаров представлял партию «Патриоты России») выкрутился-таки. Во-первых, он признал, что в итоге обнаружил, что подсунули театру «настоящего хорошего руководителя». Во-вторых, обличил коллег-бунтарей в корысти со всей пролетарской ненавистью. Заклеймив недостойное поведение восьми солистов, Александр Назаров снисходительно бросил: «С этими людьми мы будем разбираться в рабочем порядке».

Мятежный солист Алексей Иванов при этих словах было встал с места, но друзья усадили его. До поры-до времени.

Время наступило весьма скоро, когда стали разбирать пресловутые ППК, начисление которых девять солистов назвали унизительным. Солистке Юлии Проняевой худрук позже разъяснил, что с её ППК произошла ошибка, поэтому из лагеря бунтарей она вышла и унижений больше не испытывала.

Андрей Огиевский сообщил, что 90% труппы получили прибавку к зарплате, и только 10% потеряли, но за дело. Мол, сами заслужили, в частности тем, что уходили на больничный. Но бунтари с документами на руках тут же выдвинули контраргументы.  И подчеркнули, что дело совсем не в ППК. Ведётся постановка оперы «Дон Жуан» Моцарта за 9 млн рублей (ранее сообщали о 10 млн),  «костюмы шьют на «Мосфильме», декорации делают в Москве, хотя в ТОБ есть свои пошивочный и декорационный цеха. При беспрецедентном бюджете «Дон Жуана» не находятся малых средств, чтобы починить декорации уже проверенных опер. Например, тенор Уриэль Гранат был обвинён в том, что мало поёт в спектаклях театра. За что и был лишён надбавки к зарплате. Певец парировал, что спектакли с его участием выпадают из репертуара, потому что нет  мизерных сумм, чтобы восстановить амортизировавшиеся декорации.

- Важна несправедливость! - сказал Уриэль Гранат. - Я протестую даже не из-за денег. Я не из тех, кто по ночам тайком ест под кроватью свою пайку.

Где-то в этом месте выяснилось, что за театр равно болеют душой, как артисты, что остались с худруком, так и те, кто бросили ему вызов. Ибо в театре, и шире  - в культурной политике облправительства наблюдается именно что системный кризис.

- Во всех бедах Оперного, конечно, виноват, не худрук Андрей Огиевский и не глава Камерного театра Михаил Бычков. Виновата гордеевщина как система внешней московской власти, пренебрегающая обычаями, традициями, элементарной этикой воронежского общежития, - прокомментировал ситуацию известный публицист Воронежа Святослав Иванов.

Кстати, напомним, что солистки Людмила Солод и Светлана Дюдина были повышены в окладах, но присоединились к бунтарям по принципиальным причинам.

И имя главной причины – волюнтаризм руководства ТОБ плюс, как считают солисты, профессиональная несостоятельность худрука. Красноречивая иллюстрация тому была дана под занавес пресс-конференции.

Вкратце напомним судьбу тенора Назара Немченко. Получив назначение на роль Дона Оттавио, он понял, что его голос не подходит для этой партии (более крепкий, а не лирический). Солист мог просто лишиться голоса, поэтому проведя пару репетиций, он отказался от партии. Худрук объяснил, что если Немченко не будет участвовать в постановке, то в его услугах в театре не нуждаются и он может ехать в Днепропетровск, где, вероятно, артисту очень обрадуется СБУ Украины.

Журналисты спросили Огиевского о причине распределения партий – по внешним данным, а не от голоса. И тот снова чётко повторил, что, по его мнению, любой оперный артист должен петь любую партию. Проблемы несоответствия голосов и ролей худрук отказался обсуждать.

- Сегодня 21 век, артисты должны быть в хорошей форме, уметь больше, прекрасно выглядеть, есть для этого возможности, есть фитнес-клубы, - отметил Андрей Огиевский.

Как же, видимо, не повезло автору «Дон Жуана», что в его время оперу пели солисты, не имевшие абонемент в фитнес-клубы.

- Намерены ли Вы всё-таки как-то гасить конфликт, извиниться перед солистами за причисление их к «пятой колонне»?  - был задан вопрос.

- Я ни с кем не ссорился, у меня конфликта нет, - меланхолично сообщил худрук ТОБ. – Я никому не хамил, но когда люди наносят тебе оскорбления, а потом просят перед ними извиниться, считаю такое извращением. Увольнять никого не собираюсь, как и извиняться.

Он сообщил, что принял решение в марте 2016 года провести профессиональную аттестацию артистов театра, начав с оперной труппы.

- По итогам аттестации идет повышение или понижение по трем категориям, необязательно сразу увольнять. В качестве экспертов к проверке привлечем выдающихся оперных артистов СССР и России, пока не скажу каких, имена будут в приказе,  - сказал Андрей Огиевский.

В общем, в Опере впору ставить спектакль «Доживём до марта». Ничего пока не ясно. Кроме того, что вдруг прояснилось, на кого похож Андрей Огиевский  - на Пьеро, которого назначили (Карабас?) начальником.

Думается, Пьеро, у которого были амбиции насчёт чужих ролей,  тоже  отдавал бы должное фитнес-клубам.

Виктор Лиходзиевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0