Мэр платных парковок и современных идей для Воронежа: итоги 2018 года
Читайте также:
- Мэра Кстенина попросили спасти Воронеж от блатных автохамов (09.12.2018 09:01)
- Мэр Кстенин пошел против воронежцев в голосовании за имя аэропорта (05.12.2018 09:21)
- Мэр Кстенин зашугал чиновников из-за уборки снега в Воронеже (30.11.2018 19:01)
Вадим Кстенин, которого не избирал народ, уже запомнился населению сдачей городского имущества частникам, полумерами и невиданным до этого благоустройством.
Неделю назад популярный российский блогер Илья Варламов опубликовал в своем ЖЖ сообщение о втором сезоне проекта БДСМ. Так известный медиадеятель называет свои прогулки с главами городов страны, где им задаются неудобные вопросы по благоустройству, развитию тех или иных территорий и многом, многом другом. В первом сезоне проекта Варламова приняли участие мэры Вологды, Иваново, Красноярска, Евпатории, Обнинска, Ярославля и Кирова. Как говорил блогер, градоначальники «буквально в очередь выстраивались». Во втором же сезоне Илья Варламов решил помучить прогулками глав Белгорода, Томска, Калининграда, Махачкалы, Грозного, Омска и... Воронежа. Блогер предложил пресс-службам городских администраций ответить на его предложение.
Надо сказать, что стражи протокола мэрии Воронежа откликнулись на идею Варламова и сказали, что очень ждут его в столице Черноземья. Дескать, администрация заинтересована в приезде блогера и хочет показать ему проекты реконструкции площади Победы и проспекта Революции. Удастся ли это сделать, когда Илья Варламов начнет гулять по Воронежу с мэром Вадимом Кстениным — точно неизвестно. Зато у местных жителей к градоначальнику очень много вопросов, хотя господин Кстенин занимает пост главы города меньше одного года.
Наше издание предлагает читателям проанализировать работу мэра Воронежа в уходящем 2018 году. Быть может, вопросы, которые прозвучат в этом материале, не подходят под формат варламовского проекта БДСМ, но ответов на них воронежцы до сих пор так и не получили. Вместе с тем, были в работе градоначальника и позитивные моменты — те, по которым местные жители уже соскучились или никогда не их не видели. Итак:
Мэр, которого не избирал народ
Начать анализировать работу Вадима Кстенина стоит, прежде всего, с того момента, как он, собственно, стал главой городской администрации. А произошло это 4 апреля, чему предшествовали бурные обсуждения среди общественности. Напомним, что три депутата муниципального парламента Олег Захаров, Николай Гребенкин и Александр Головин еще в 2016 году, как сказала известный политик Галина Кудрявцева «сообразили на троих», и предложили отменить прямые выборы мэра Воронежа. Вместо простых людей, по мнению народных избранников, именно в парламенте должно решаться, кто будет руководить городом. Каким бы скандальным не было это предложение, его в итоге приняли, не приняв во внимание ни спорный итог публичных слушаний, ни данные соцопросов, говорящие, что воронежцы не согласны расставаться со своим правом избирать главу города.
Слушания по внесению изменений в устав города по вопросу отмены прямых выборов мэра Воронежа
При этом инициаторы изменений и сочувствующие им коллеги даже не стеснялись своих выражений. Вот, что, к примеру, сказал во время обсуждений этого скандального законопроекта депутат Олег Черкасов:
- Авторитет 36 депутатов Воронежской городской думы, которым было велено проголосовать за кандидатуру мэра, весомее, чем авторитет избирателей, которые приходят на участки, не знают кандидатов и ищут графу «Против всех», - высказался Олег Черкасов.
После этих слов общественность возмутилась до предела. Представители регионального отделения Национально-демократической партии потребовали за это убрать из парламента героя этой публикации. Они сказали: «Таких, как Олег Черкасов, надо гнать из депутатов поганой метлой!».
Депутат Олег Черкасов
Однако, как бы бурно не реагировала общественность на отмену прямых выборов мэра, эту инициативу не отменил никто. Комиссии при Думе были предложены две кандидатуры на пост мэра Воронежа — бывший первый замглавы администрации по городскому хозяйству Вадим Кстенин и глава ЕПСС ЖКХ Руслан Кочетов. На конференции большинство голосов было именно за первого кандидата.
Вадим Кстенин и Руслан Кочетов
За Вадима Кстенина на проголосовали 25 человек, а за его конкурента Руслана Кочетова - всего 5 членов комиссии. Еще 5 голосов были признаны недействительными. Новый мэр Воронежа на своей инаугурации 11 апреля сказал, что будет прилагать максимальные усилия для благоустройства города. Тогда Кстенин даже перешел на довольно-таки молодежную тему Интернета и социальных сетей:
- Сейчас конкурс остался позади, и я намерен включиться в работу самым активным образом. Я хотел бы, чтобы главным ее итогом было то, чтобы воронежцы жили комфортно, а гости нашего города всегда говорили, что Воронеж – это город, в который хочется возвращаться. Поэтому хэштег #хочувворонеж однозначно будет жить, – заявил во время инаугурации Вадим Кстенин.
Инаугурация Вадима Кстенина
Однако, какие бы обещания не давал тогда новый градоначальник в апреле, в истории он навсегда останется тем мэром Воронежа, которого народ не избирал.
Пустой имидж новатора
Надо сказать, что первые шаги Вадима Кстенина свидетельствовали о том, что он был явно настроен написать новую страницу в управленческую традицию нашего города. Чего стоит даже внешний вид политика, когда он начал появляться перед объективами камер. Кстенин всегда стильно одет (вспомнить то же его выездное совещание по уборке города от снега, где он предстал в модной шапочке). К тому же, мэр не чужд новых технологий, свежих веяний и идей. Наконец, градоначальник не раз заявлял об открытости перед воронежцами, перед СМИ, которые, собственно, и представляют интересы общественности.
Вадим Кстенин в стильной шапочке на выездном совещании по уборке улиц от снега
На деле же упомянутый имидж Вадима Кстенина пока выражается лишь только в словах, заявлениях и обещаниях. Взять то же сотрудничество со Страной восходящего солнца. Лишь немногие инновационные проекты в рамках российско-японской рабочей группы по созданию комфортной городской среды (а Кстенин горячо поддерживал эти начинания) дали свои позитивные плоды.
К примеру, местные жители слабо почувствовали так называемые «умные светофоры», дающие сигналы участникам движения не по заданному интервалу, а по текущему трафику. А ведь эти японские устройства, которые горячо приветствовал мэр Воронежа, должны были разгрузить утонувшие в пробках Московский проспект и улицу Плехановскую минимум на 40%. Как терпели горожане адские вечерние пробки, так и продолжают терпеть.
- До 15 сентября планируем завершить работу по оценке эффективности интеллектуальной системы по управлению дорожным движением Воронежа, – говорил в конце августа Кстенин заместителю министра ЖКХ Андрею Чибису. – Мы склоняемся к ее масштабированию на периферию и рассчитываем, что это позволит повысить эффективность.
Однако 15 сентября наступило, и каких-либо сообщений об оценке эффекта от «умных светофоров» от администрации не было. Неужели именно такую открытость перед общественностью изначально имел ввиду глава города?
Впрочем, удивляться здесь нечему. Достаточно вспомнить, как Вадим Кстенин на форуме предпринимателей сбежал от неудобных вопросов журналиста «Блокнот Воронеж». На открытии того мероприятия на сцене выступал губернатор, уполномоченный президента по правам бизнесменов и еще ряд федеральных чиновников. А вот стоящему рядом с ними градоначальнику слова так и не дали.
Мэр Вадим Кстенин на форуме предпринимателей
Это событие весьма заинтересовало журналиста «Блокнот Воронеж». Корреспондент хотел выяснить причину, по которой Кстенин не удостоил на открытии гостей форума своим приветствием. Кроме того, по мере ответа мэра журналист хотел расспросить его о постоянных кредитах, которые администрация берет в банках (только на днях был опубликовал тендер о займе в 1 млрд рублей), о том, когда местные жители начнут ездить на нормальных маршрутках, а также о постоянной сдаче городских объектов и предприятий в концессию. Словом, вопросов к Вадиму Юрьевичу накопилось много, корреспондент направился к градоначальнику во время пресс-подхода других чиновников-участников форума.
Однако едва журналист подошел к Кстенину, из ниоткуда возник руководитель управления информации мэрии Никита Чеботарёв. После недолгого диалога страж протокола попробовал пригласить Вадима Кстенина, чтобы тот дал комментарий на камеру. Однако градоначальник выслушал своего пресс-секретаря, резко развернулся и направился прочь. Произошедшее попало на видео:
Городское имущество - частникам
Все описанное в предыдущей главе скорее относится к декларативному поведению Вадима Кстенина. Теперь же, как думается, необходимо остановиться на том, что как раз больше всего за свой короткий срок управления успел сделать градоначальник. А в этом плане за Кстениным уже прочно закрепилась репутация руководителя, который сдает имущество, вверенное властям населением. Сказать прямо — мэр успел передать городские дороги, объекты и предприятия в руки частников. При этом объяснял свои решения глава администрации довольно расплывчато и туманно.
Самым ярким примером такой сдачи является введение платных парковок. Подобный вид стоянок заработал в центре Воронежа с 1 октября в тестовом варианте, а с 15 октября — в полную силу. Соответствующие места для автомобилей при этом были обустроены концессионером, белгородской фирмой «Городские парковки». С этой организацией городская администрация заключила соглашение, по которому компания вложила в инфраструктуру 115 млн рублей. Теперь теперь 75% денег от оплаты стоянок идет именно фирме «Городские парковки». Город же получает по-сути крохи в размере 25% средств. Когда же компания окупит вложенные средства, то она будет забирать себе чуть меньше, но все равно больше половины — 60%.
При этом штрафы за неуплату парковок взимаются крайне слабо. Больше чем за месяц работы таких стоянок привлечь к ответственности удалось только 9 нарушителей. Все это происходило из-за того, что, как указывали в мэрии, в правовом поле существуют противоречия, которые осложняют возможность автоматизации деятельности административных комиссий. Эти процессуальные сложности и влекут за собой нарушение сроков возбуждения дел об правонарушениях.
Словом, администрация во главе с Вадимом Кстениным отдала частной белгородской фирме городские дороги, так и не продумав мелочи. Компания же «Городские парковки» стала крайне халатно относиться к вверенным ей объектам. К примеру, именно она была обязана расчищать стоянки от последствий осадков. Однако, когда в конце ноября прошел снегопад, парковки утопали в сугробах, а автомобилисты материли ответственные службы на чем свет стоит. Концессионер же не пошевелил и пальцем.
Платные парковки после снегопада
Другая сдача городского имущества частникам произошла в отношении муниципальных частных предприятий. Еще в июле в правительстве Воронежской области обсуждался вопрос эффективности работы таких компаний. На этом совещании была затронута тема дебиторской и кредиторской задолженности существующих МУПов в региональном центре. Было озвучено, что среди городских предприятий 90% долгов приходятся на «Воронежтеплосеть» и «Воронежскую горэлектросеть». По первому МУПу мэрия реализовывала мероприятия по передаче его имущества в концессию. По второму же проходил процесс акционирования.
В итоге, убыточную «Воронежтеплосеть» после долгих переговоров решило взять в концессию ПАО «Квадра». Договор на имущество предприятия будет действовать 15 лет. За это время инвестиции со стороны «Квадры» составят 3,6 млрд рублей. Компания начала обещать, что произойдет масштабное обновление сетей, обновление генерирующих мощностей с заменой теплообменного и насосного оборудования. Кроме того, должна быть приобретена новая спецтехника. Акционирование же «Воронежской горэлектросети» должно завершится в 2019 году.
Казалось бы, нет ничего предосудительного в передаче убыточных предприятий в частные руки. Однако с таким мнением совсем не согласен бывший советник главы администрации Воронежской области по экономике Владимир Бренделев. Он сказал, что, естественно, концессионная передача коммунальных предприятий приведет к резкому росту тарифов для населения. Дескать, взявшие под крыло городские организации компания захотят сразу же отбить вкладываемые деньги в модернизацию.
Наконец, третьей ситуацией, связанной со сдачей имущества Воронежа частникам, стали планы по концессии подземных переходов. Одну из таких площадок около цирка уже получило ООО «Меридиан». Теперь в 2019 году мэрия хочет отдать в концессию подземки возле Петровского сквера, на улице Волгоградской, у механического завода на Ворошилова и рядом с ВГТУ. Кстенин со своей стороны стал объяснять решение о концессии довольно расплывчато:
- Проблема не в том, что у нас самих нет денег, чтобы работы выполнить. Есть. Не такие уж большие деньги там нужны. Проблема в том, чтобы сохранить то, что сделано. К сожалению, не успеваем мы сделать ремонт или реконструкцию подземного перехода, как тут же вандалы все разносят, независимо от того, что там висят камеры видеонаблюдения. Менталитет меняется, и я уверен, что в ближайшее время мы научимся бережно относиться к общественным пространствам. Но пока это все-таки не тот этап эволюционного развития, - цитировала Кстенина пресс-служба мэрии.
Примерно так преобразятся подземные переходы, которые отдадут частникам
Интересно, для кого такое объяснение могло стать убедительным? Почему, исходя из слов Кстенина, с вандализмом воронежцев концессионер сможет справится, а власти — нет?
Наполеоновские планы
19 декабря депутаты Воронежской городской Думы утвердили так называемую Стратегию социально-экономического развития столицы Черноземья до 2035 года, то есть на 17 лет вперед. Документ прописывает три цели, которые необходимо достичь в долгосрочной перспективе. Это повышение качества жизни, развитие экономики и формирование комфортной городской среды. Главной же претензией, которую высказали немногочисленные противники принятия Стратегии-2035, стало то, что в документе нет никаких конкретных решений, а указаны только общие параметры. Словом, планы наполеоновские, а вот достижение их — туманное.
Вместе с тем, реализовывать эту абстрактную Стратегию начнет, как представитель исполнительной власти, именно мэр Вадим Кстенин. Что он будет делать в условиях, когда шаги абсолютно непонятны — остается вопросом открытым. Отчасти из-за этого в гости к градоначальнику хотела зайти бывшая советница министра экономического развития Максима Орешкина Юлия Алферова. Она в целом критически отозвалась о Стратегии, разработанной дна 17 лет вперед:
- Хочется, чтобы развитие родного города шло ускоренными темпами, соответствовало запросам жителей и бизнеса, – рассказывала нашему изданию экс-советник министра Орешкина. – Важно, чтобы документ был актуален и обсуждался открыто. Есть ряд направлений, по которым готова предложить актуальные корректировки: малый и средний бизнес, развитие кооперации, цифровизация, туризм, молодёжная политика, работа с сообществами. Безусловно, сам проект нужно актуализировать с мероприятиями 12-ти национальных проектов, недавно одобренных президентом.
Юлия Алферова
Современные идеи и задумки
Хочется заметить, что начать писать новую страницу в управлении Воронежем Вадиму Кстенину все же отчасти удалось. Это видно, к примеру, по тому, как коммунальные службы стали бороться с последствиями снегопада. Стихия накрыла город в конце ноября и начале декабря. На борьбу с последствиями осадков было брошено 180 единиц техники. Ситуацию градоначальник взял на личный контроль.
Кстенин даже не поленился провести выездное совещание по вопросу уборки улиц от снега. То самое, где глава администрации стоял в упомянутой нами выше стильной шапочке. Мэру доложили тогда, что техника за один день вывезла с улиц 1800 кубометров снега. А затем коммунальщики и вовсе порадовали Кстенина асфальтом на дорогах, то есть тем, что управленец от них и требовал.
Такая ситуация, естественно, не могла не порадовать местных жителей. В бытность мэром Александра Гусева, Сергея Колиуха или Бориса Скрынникова воронежцы о такой уборке улиц от снега не могли даже мечтать. Теперь же Вадим Кстенин показал, что качественная расчистка территорий для Воронежа вполне реальна.
Коммунальная техника на уборке городских дорог
Кроме того, герой нашего материала впервые за много десятилетий заговорил о проблеме ливневок на дорогах. Мэр города отметил, что существующих стоков мало, и они в основном забиты мусором. Необходимо заново создать систему ливневок, и сделать это надо, по мнению Вадима Кстенина, в ближайшее время.
К слову, для воплощения упомянутой инициативы мэра в администрации с марта будущего года начнет работать новая структура при администрации. Ее назвали «Городской дорожной службой». Эта организация будет ответственна не только за воронежские ливневки, но также и за аварийный ремонт городских дорог.
Внушают уважение и планы Вадима Кстенина по реконструкции главной магистрали Воронежа, проспекта Революции, а также площади Победы. В этом отношении уже были проведены аукционы и определены подрядчики по проектировке задумок. Градоначальник ранее говорил, что эти места должны стать лицом столицы Черноземья, за которое было бы не стыдно перед гостями города.
Так будет выглядеть обновленная площадь Победы
Решил Вадим Юрьевич разобраться и с наболевшей проблемой муниципального транспорта. В администрации заговорили о конкретных шагах по обновлению автопарка, внедрении системы «умных остановок», где пассажиры будут видеть цифровые табло с расписанием маршруток. А с 1 сентября в воронежском общественном транспорте стало возможным расплатиться банковской картой. Такое нововведение, безусловно, кроме современным по другому и не назовешь.
Наконец, именно при Вадиме Кстенине была закончена реконструкция Советской площади. А к 100-летию ВЛКСМ в уходящем году власти провели восстановление Комсомольского сквера. Активно поощряются ТОСы, которые делают Воронеж все более и более красивым и ухоженным.
То есть, определенные свежие идеи и задумки Вадима Кстенина на посту мэра есть, и их реализация не может не радовать население.
Комментарий специалиста
Для объективности анализа работы мэра Вадима Кстенина наше издание решило обратиться к эксперту. Им стал воронежский политолог, генеральный директор Центра социально-политических технологий Владимир Инютин:
- С моей точки зрения, давать системные оценки Вадиму Кстенину на посту мэра города пока рановато. Однако уже видно, что, с одной стороны, у градоначальника присутствуют более широкие горизонты, чем у его предшественников, стремление соответствовать федеральным масштабам. Инициативы по преобразованию муниципального транспорта, по внедрению системы оплаты проезда банковскими карточками, по разгрузке центра Воронежа путем платных парковок — все это говорит в пользу Вадима Кстенина, как главы города. К этому же можно добавить проект строительства метро. С точки зрения пиара городская администрация поддерживает подобную задумку достаточно последовательно. Несомненно, и это заслуживает поддержки.
С другой стороны, способности к исполнению решений Вадима Кстенина заслуживают лучшего. Почти все перечисленные мною инициативы либо пока не реализованы, либо выполнены не достаточно хорошо. Своего рода полумеры. К примеру, введение системы оплаты проезда банковскими картами явно хромает. К тому же, как мне думается, администрация должна идти в направлении введения транспортных талонов, освобождения водителей функций по взиманию денег. Этого, как видим, в Воронеже нет.
Кроме того, возьмем те же платные парковки. Система сейчас находится в состоянии некоего конфуза. Это новшество, во-первых, вызвало сопротивление со стороны населения. Во-вторых, оно было воплощено в самом худшем виде. Особых вливаний городской бюджет не получил, видна мутная схема с концессионером, который еще и не убирает парковки, не работает система штрафов. То есть, в этом вопросе все минусы собраны, а плюсов население не видит.
В общем, я бы поставил работе Вадима Кстенина оценку «4 с минусом». Виден его широкий кругозор при слабых технологиях реализации новых идей, - прокомментировал работу мэра в 2018 году политолог Владимир Инютин.
Илья Ершов