Воронеж Вторник, 23 апреля
Общество, 29.10.2015 19:58

«Народный суд» в Петропавловке: сотрудники администрации обвинили коллегу в том, что он гражданин

О произволе властей в селе Петропавловке ранее писало и федеральное издание «Новая газета», и портал «Блокнот Воронеж». На записи, сделанной на планёрке сразу после выборов, ясно слышно, как глава села Юрий Шевцов говорит директору ДК Сергею Шевцову (однофамильцу): «Если не хочешь проблем с женой и бизнесом, вот тебе бумага и ручка».

После моих публикаций, Юрий Шевцов, боясь, что его слова снова будут опубликованы, стал требовать от подчинённого оставлять за дверью все записывающие устройства. Самого директора ДК заслушивал первым, после чего говорил: «Всё, можешь быть свободным».

«Где надо, там дадут»

Я съездила в село, чтобы своими глазами посмотреть, как проходят местные планёрки. Юрий Шевцов решил, что его однофамильца-бунтаря «должен судить народ». Сотрудники сельской администрации восприняли отстаивание Сергеем своих гражданских прав, его борьбу  против произвола начальника как личный выпад против себя, и в "добрых традициях" СССР высказали ему коллективное осуждение. Близкие к администрации люди говорят, что такое поведение сослуживцев — результат внушений главы села.

Еженедельные планёрки проходят в кабинете главы села. Вдоль двух противоположных стен расставлены серые стулья — это места для сотрудников администрации.

— У нас на планёрке присутствует Репринцева Юлия, которая написала очень хорошие статьи, — объявил перед началом Юрий Семёнович. В небольшой комнате стало теснее.

Докладчики выступали по кругу, Сергей Шевцов был предпоследним. Он рассказал, что в прошедшую пятницу его команда заняла первое место на районных спортивных играх «Старты Плюс» (всего было семь команд от разных сёл). И как на прошлой неделе он лично вымыл полы, стены и весь реквизит в Доме культуры — сейчас там проходит ремонт. Уже побелён фасад, заменены некоторые двери. Спустя много лет в здании, наконец-то, появится отопление. Сергей рассказывал, что его не было с 1998 года. «После ваших публикаций ночью неожиданно привезли трубы», — ранее говорил он мне.

Я уже писала о том, что глава села забрал себе и не отдаёт директору ДК ключи от новых дверей.

  

«Скоро у меня ключей вообще ни от чего не будет, — говорил Сергей. — В ближайшее время будут менять двери в моём кабинете. Думаю, ключи от них мне тоже не дадут». На этой недели должны заменить все двери в ДК. Неудивительно, что на планёрке он вернулся к этому вопросу:

— Я хотел спросить, мне по окончании работ ключи дадут?

— Где надо, там дадут, а где не надо — не дадут, — ответил глава села.

Последней выступала заведующая канцелярией Вера Улеватая. Оказывается, большая часть её работы составляет подготовка документов по жалобам Сергея в трудовую инспекцию и прокуратуру.

Планёрка подошла к концу. Ещё перед началом я договорилась с главой, что мы останемся вдвоём — я хотела взять у него небольшое интервью. Однако неожиданно Юрий Шевцов объявил: «Сейчас я выйду, и приглашу весь коллектив, чтобы они с вами побеседовали», «Да зачем весь?», ответила я, подразумевая, что достаточно будет тех, кто сам захочет, однако глава села слушать меня не стал: «А я хочу, чтобы весь коллектив с вами побеседовал», и вышел из кабинета, уже на пороге сказав: «Я вас оставляю наедине, чтобы вы не думали, что я оказываю давление. Надеюсь, вы всё откровенно расскажете». Несколько раз, однако, глава села возвращался и что-то искал в стоящем у двери шкафу. Впрочем, это его шкаф, и его кабинет.

Они «хотели» высказаться коллективно

Спустя какое-то время глава села привёл из соседнего кабинета двух тихих женщин. До конца учинённого «народного суда» они просидели, не проронив ни слова.

Юрий Шевцов, самоустранившись от процесса, решил предоставить отвечать за свои слова своих подчинённых, что они вынужденно и сделали, впрочем, попытка, хоть и слабая, отказаться от участия была.

— Я не пойму, что вы за шоу устроили? — реакция специалиста Юрия Самородского на присутствие журналиста на официальном мероприятии органа муниципальной власти была неожиданной.

— Шоу устраивает ваш глава, — парировала я. — Вообще-то я хотела взять комментарий у него, разговаривать со всем коллективом в мои планы не входило.

— Ну, а мы-то тут причём? — послышалось с разных сторон.

— Если вы не хотите разговаривать, не делайте этого. Вас никто заставить не может, — сказала я, однако все продолжали сидеть на стульях.

— Ваше присутствие нас не устраивает, — неожиданно продолжил директор торгового ряда Михаил Курышкин. Видимо, работникам администрации самим в тягость вся эта ситуация, но деваться некуда.

Моя отсылка к 47 статье федерального закона «О СМИ», где сказано, что журналист имеет полное право находиться на подобных мероприятиях, услышана не была. Тогда я добавила, что о своём присутствии предупредила главу и тот не возражал. Это подействовало.

— Вы написали неправду! Выслушайте нас! — попросили сослуживцы Сергея. Я сказала, что готова выслушать всех, кто пожелает, но сразу предупредила:

— Прежде чем говорить, пожалуйста, представляйтесь и называйте свою должность.

Возникла небольшая пауза.

— А можно высказаться коллективно?

В итоге представились только двое. Остальные не захотели. Впрочем, имена сотрудников администрации известны — сведения об органе местного самоуправления являются открытыми данными согласно российскому законодательству.

«Мы бы тебе все баночки посчитали»

— На каком основании вы написали, что Дом культуры держится на директоре Сергее Шевцове? У нас другая информация, которую мы сейчас даём в прокуратуру и администрацию района, — начала атаку зам. главы по финансовым вопросам Раиса Кобцева и спросила, обращаясь к Сергею Шевцову: — С какого года мы делаем ремонт? Когда меняли крышу?


— 2003 или 2004 год, я точно не помню.

— Покраска полов и панелей ежегодна шла?

— Была покраска полов.

— Где часть краски?

— Всё в зрительном зале, в коридоре, в фойе.

— Вот если бы мы знали эту ситуацию, мы бы тебе все баночки посчитали.

Не «посчитав баночки» в своё время, сослуживцы принялись за подсчёт сейчас и припомнили Сергею всё, от костюмов и праздников, до ремонта в ДК и скрепок. Все выпады Сергей парировал.

— По запросу прокуратуры мы подняли все документы. Текущий ремонт проводился регулярно! — продолжила за Кобцеву заведующая канцелярией Вера Улеватая.

— Крыша как текла, так и течёт — ответил Сергей.


— Эта твоя крыша, ты должен за неё отвечать! — заметил директор торгового ряда Михаил Курышкин. — Возьми и почини. Почему за тебя кто-то должен это делать?

— Надо мной есть учредитель.

— Ты всё врешь. Как денег нет? Каждый год в бюджет закладываем! Мы поднимем все финансовые отчёты. Сколько мы тебе костюмов купили! — не унималась главбух Кобцева.

— Сколько?

— Деда Мороза купили? Снегурку купили? Бабу Ягу купили? — стала она перечислять.

- И всё, три костюма за 12 лет, - парировал Сергей. - А в районном д/к ежегодно покупают 23 костюма.

— Почему у тебя ансамбля, хора нет?

— Условий нет. Зимой в здании минус 20 градусов.


Припомнили и поставили в вину Сергею сослуживцы даже то, что он проводил у них свадьбы и юбилеи, а с дохода не заплатил налоги. Например, об этом говорила главбух Кобцева.

Что сделала сама Кобцева, чтобы приглашённый ею же Сергей Шевцов заплатил налоги, неизвестно. Ни слова о том, предлагала ли она ему заключать договор, и почему вообще согласилась работать, зная, что договора нет, и она тем самым способствует нарушению законодательства, она не сказала. Однако за это, по её мнению, отвечать теперь должен один Сергей. «Это был выходной день, — рассказала мне позже Алёна, жена Сергея. — Она говорила: «Я хочу только вас, я всё оплачу». 


Мы провели сначала свадьбу у её дочери, потом, когда ей исполнилось 55 лет, она пригласила нас на свой юбилей. У Натальи Хамадовой мы тоже на свадьбе работали. Она тогда ещё не работала в администрации. К нам вообще часто обращаются люди со словами: «Мы хотим только вас».

— То есть вы сами пригласили к себе на свадьбу человека, а теперь обвиняете его в том, что он не заплатил налоги? — я решила вмешаться.

— Да, обвиняем! — воскликнула главбух и пояснила, почему: — Потому что он нас обвиняет!

- Вы написали статью и очернили весь коллектив. Что тут у нас работают коррупционеры и воры, — негодовала главная по финансам в селе. Я попыталась объяснить, что в моих текстах ничего не сказано о сотрудниках администрации, и нет оценки их работы. Попыталась встать на защиту Сергея, раз среди проработавших с ним бок о бок 12 лет людей не нашлось ни одного, кто бы отметил что-то хорошее в работе директора Дома культуры.

Но главбух не дала мне договорить:

— Так он нас всех обвинил в коррупции! А он белый и пушистый!

— А где вы это прочитали? В моём тексте этого нет.

— Да везде!

— Сергей, будь мужиком! — по кабинету ходил Курышкин и бил себя в грудь. — Будь мужиком! Мы пытаемся скрыть, а ты всё наружу показываешь.

— Ребят, я понимаю — город! — продолжал он. — Мы живём в деревне. Кто как дышит, кто с кем спит, — мы всё друг о друге знаем. Когда ситуация такая складывается… Молчим, потому мы — коллектив. Мы стараемся как-то скрыть эту ситуацию, а нам выплюнули это всё за весь период работы — кто-то 10, кто-то 15 лет проработал.

Что пытаются скрыть сотрудники администрации стало  понятно, когда речь зашла о свином гриппе.

«Это была заготовка дров, а не уборка заражённых свиней»

Напомню, Сергей Шевцов рассказывал, что два года назад во время эпидемии свиного гриппа в Воронежской области работников ДК заставили убирать заражённые трупы животных. Трупы приходилось оттаскивать и сбрасывать в яму без респираторов и специальной одежды.

— Это был указ губернатора, — заявила зам. главы села.

— Это должны были делать культработники? Без специального оборудования, без ничего? — уточнил Сергей.

— Что ты мелешь, а остальные где были? Не с тобой? — вдруг спросила Кобцева. Так выяснилось, что в уборке свиней, заражённых смертельной для человека болезнью, участвовала вся администрация. «Я был у ямы», — подтвердил специалист по земельным вопросам Юрий Самородский.

— Серёж, ты всё выдумываешь! — вдруг заявила Раиса Кобцева. — В трудовом соглашении ты что подписывал? Это была заготовка дров. Ты соглашался на это добровольно.

— У меня есть видео.

— Никто не работал, один Сергей Александрович! — когда речь зашла о свиньях, не смогла промолчать специалист Наталья Хамадова. — Мы также ходили по дворам! Также собирали этих свиней! И слёзы лились! Потому что у самих дети маленькие! А потом в больницу ехали и обкалывались! А на следующий день также вставали и шли работать! И никто ни слова не сказал! Никто! А ты стоял у ямы и снимал на камеру, и сейчас делаешь из себя несчастного.

— Наташ, мне как в прокуратуре сказали: «Вы же молчите», — тихо проговорила Вера Улеватая. — А Сергей Александрович не молчит.

— Приехали пожарные и сказали: «Вы здесь все отравитесь», — Сергей попытался объяснить, почему решил заснять уборку на камеру.

— А что ж я не отравилась-то? — возмутилась Хамадова.

— Слава богу, что не отравилась, — ответил Сергей.

— Ты бессовестный! Ты отвращение в коллективе заработал! — вынесла вердикт главбух.

За эту работу, как рассказал через пару дней после планёрки Сергей, сотрудникам администрации должны были заплатить по 7 тысяч рублей, однако на руки выдали в разы меньше — всего 2 тысяч.

«Инцидент исчерпан?»

Когда глава села вновь заглянул в кабинет, я снова спросила, могу ли рассчитывать на комментарий. Сначала он ничего не ответил, а потом неожиданно оказалось, что ему надо убегать по срочному делу — «прибыла техника». «Нам надо работать, нам некогда давать комментарии», — ответила за главу заведующая канцелярией, которая вместе с остальные участвовала в «коллективном осуждении» уже полчаса. Снова начался балаган, и вдруг Курышкин сказал про главу: «Да тут он, за дверью стоит». Видимо, стройматериалы подвезли прямо к кабинету.

Позже я узнала, что сотрудники администрации на планёрке говорили одно, а на самом деле думают совсем другое. «Он нас за людей не считает», — сказал один из чиновников про главу села Юрия Шевцова. Уверена в этом и жена директора ДК Алёна Шевцова: «Когда главу уберут, они его первые затопчут».

Когда, наконец, «народный суд» закончился, я позвонила так и не вернувшемуся в свой кабинет Юрию Шевцову и в третий раз спросила, ответит он на мои вопросы или нет. Он согласился.


— С вами проводили беседу о «недопущении нарушений действующего трудового законодательства»?

— Никто со мной не беседовал.

— У меня в руках документ, подписанный зам. администрации района Нестеренко. Здесь сказано, что с вами провёл беседу глава администрации района Алексей Собкалов.


Вместо ответа Юрий Шевцов сказал:

— Инцидент исчерпан. Никто никого не увольняет.

На этом в этой истории можно было бы поставить точку. Однако исчерпан ли инцидент теперь будет решать трудовая инспекция Воронежской области, которая проводит проверку в отношении действий главы села, и суд, если Сергей Шевцов обратиться туда с жалобой. Сам Сергей говорит, что ждёт результата проверки инспекции, если она, как и другие инстанции, не увидит никаких нарушений, он будет отстаивать свои права уже в суде, причём не в Петропавловке, а сразу в Воронеже. В правительстве Воронежской области факт превышения должностных полномочий главой села признали. Соответствующее письмо пришло из управления региональной политики. 


К слову, сельская прокуратура нарушений не усмотрела.

Поскриптум. «Как я и предполагал, Ваш приезд наделал шуму не меньше, чем публикации. На центральной улице Петропавловки резко начали опиливать деревья, ремонтировать крыши зданий, работы не прекращаются ни на минуту. Только что проезжал мимо сельского Дома культуры. Там стоит пять или шесть спецмашин, копают канавы, газовики шуршат вовсю. Ремонт СДК идёт полным ходом. Сейчас за ситуацией с Сергеем наблюдает весь район (похожие ситуации есть и в других селах): получится у него отстоять свои права или нет. От этого зависит будущее всей Петропавловки. В случае победы, тех, кто боится, станет, я уверен, меньше», — такое письмо прислал мне член инициативной группы поддержки Сергея Шевцова Вячеслав Иванов.

На эту тему – посткриптум2. Я была поражена тем количеством обращений и жалоб, с которыми ко мне обратились местные жители. Говорю: «Вы понимаете, о неработающих фонарях, о том, что к дому не может подъехать «Скорая», должны писать ваши местные журналисты? Никто из воронежских СМИ, и тем более, федеральных, не будет писать об этом». И спрашиваю: «Вы к ним обращались?». А в ответ услышала столько «добрых» слов в адрес «РИА Воронеж» (привет Илье Сахарову), что аж уши в трубочку завернулись. «Вы видели нашу местную газету? Раньше нормальный редактор был, обо всех проблемах писали, а когда РИА поглотила наше «Родное Придонье», пишут только о том, как глава района школе футбольные мячи дарит».

А Сергей Шевцов (наверное, чтобы сильно не расслабился от того, что «инцидент исперчен») уже получил первый выговор «за отсутствие на рабочем месте».

 

 


Юлия Репринцева

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0