Воронеж Суббота, 30 ноября
Общество, 12.09.2019 09:00

Впервые в России: воронежский следователь отправится на скамью подсудимых за незаконный обыск

Так получилось, что я, Дмитрий Носков, главный редактор сети городских порталов «Блокнот» (26 филиалов в России и ближнем зарубежье) более 5 лет лично знаком с известным воронежским адвокатом Анатолием Рипинским. Всегда с интересом наблюдал за его адвокатскими баталиями, делая вывод, что он как профессионал работает не только за гонорар, но и пытается изменить мир к лучшему.

Поэтому с огромным удивлением узнал, что в октябре 2018 года к Анатолию Рипинскому домой вломился следователь с сотрудниками правоохранительных органов и без законных оснований провел там обыск. Со своей стороны хотел сразу же отразить эту сомнительную с точки зрения законности ситуацию на сайте «Блокнот-Воронеж», однако Анатолий уговорил не спешить и доверить сначала ему разбирательство в этой истории. Сначала Анатолий Рипинский добился возбуждения уголовного дела в отношении следователя, а затем следствие отправило его на скамью подсудимых.


Дмитрий Носков и Анатолий Рипинский

- Анатолий, действительно ли впервые в России следователь отправился на скамью подсудимых за незаконный обыск?

- Да, дело будет прецедентное. Такого в современной истории России (и несовременной) еще не было, по крайней мере, мне ничего подобного не известно. Дело направлено в Центральный районный суд Воронежа для рассмотрения по существу. Отслеживая в прессе действия моих коллег из разных субъектов Российской Федерации, я вижу, что не одному мне пришлось пережить довольно неприятную процедуру. Некоторым из них уже после меня максимум удалось признать сам факт проведения обыска незаконным. Но чтобы возбудили уголовное дело, предъявили обвинение и направили в суд, это пока что-то из разряда фантастики. К сожалению.

- Что произошло в тот день?

- Если кратко, то 8 октября 2018 года рано утром в шесть утра ко мне в квартиру начали звонить и стучать (мягко выражаясь). Гостей я не ждал. Не открывая дверей, решил выяснить: кому я так срочно понадобился в такую рань? Через некоторое время в окно увидел у подъезда человек 5-7, один из которых был одет в форменную одежду. Поскольку всегда вел законопослушный образ жизни, мне стало сразу понятно, что в отношении меня со стороны правоохранительных органов будут совершаться противоправные действия.

Многолетний профессиональный опыт и внутреннее чутье редко обманывают. Возникла необходимость экстренно связаться с руководством адвокатской палаты или хотя бы с коллегами, чтобы сообщить о происходящих событиях. Как на зло везде все телефоны были выключены.

В итоге в 8 часов утра с приездом бригады МЧС начали ломать и пилить дверь моей квартиры. В этот момент я объявил «ломщикам», что они незаконно пытаются проникнуть в жилище адвоката и через оторванную дверную коробку в проем потребовал предъявить постановление о разрешении обыска. На что мне последовал отказ и продолжение спила замка. Я открыл дверь, и ко мне завалилось человек 6-7, которые явно хотели сразу же разбрестись по комнатам.

Но этого сделать им не удалось в силу расположения комнат в квартире, а также стоящих на страже и проинформированных мной жены и двух сыновей, чтобы внимательно следили за каждым вошедшим персонажем дабы исключить любые провокации или подброс незаконных предметов либо веществ.

Никто из «гостей» не предъявил мне своих служебных удостоверений, хотя я настойчиво требовал. Только следователь ознакомил с постановлением суда о разрешении обыска, которое я сразу оценил как незаконное и наряду с иными нарушениями, в том числе оно было вынесено в отношении обычного гражданина, а не спецсубъекта, каковыми являются все адвокаты, следователи, прокуроры, судьи, депутаты и т.п. В уголовно-процессуальном кодексе прописан ряд обязательных к исполнению требований к порядку получения разрешения на проведение следственных действий, форме документа и их практически пошаговая реализация.

Я это очень подробно рассказал следователю и посоветовал получить новое, законное постановление. Он отказался и решил продолжить обыск, чем превысил свои должностные полномочия.

В ходе обыска конечно же ничего не нашли, но изучив мои делопроизводства и компьютерные папки с файлами нарушили защищенную законом адвокатскую тайну. Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

Материалами уголовного дела не установлено, но я лично подозреваю, что эти события носили провокационный характер или вернулись в качестве отместки за мою деятельность.


Анатолий Рипинский

- Что нарушил следователь?

- Будучи обязанным, он не установил данные о личности, то есть не установил род и вид занятий. Между тем такая информация легко получается одним нажатием кнопки. В сети Интернет в открытом доступе введя «Рипинский Анатолий» в любом поисковике выдается множество гиперссылок озаглавленных: «адвокат Рипинский»; «Рипинский Анатолий Анатольевич, адвокат ВОКА»; «Рипинский А.А./Адвокатская палата» и т.п.

Также у следователя вообще не было никаких оснований для проведения обыска. В отношении меня не возбуждалось уголовных дел, я не привлекался в качестве обвиняемого и в других качествах тоже, даже свидетелем не допрашивался. Там вообще какое-то «левое» дело о незаконной продаже земли 20 лет назад. Соответственно и судье он тоже ничего не сообщил.

Также следователь нарушил ст.ст.23 и 25 Конституции РФ, согласно которых каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Статью 8 об адвокатской тайне Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и статьи 165, 182 и 450.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующие как общие основания и порядок проведения обыска, так и у адвокатов.

Итогом всех перечисленных нарушений явилось предъявленное обвинение по статье 286 УК РФ - превышение должностных полномочий.

Если по-простому, на бытовом языке, то своей безграмотностью и запредельным чувством вседозволенности он нанес существенный урон моей репутации, репутации полиции, при этом не без помощи оперативных сотрудников.

- Что ты предпринял дальше?

- Собирал доказательства, обжаловал постановление суда и уже 21 ноября 2018 года (спустя полтора месяца) обыск был признан незаконным. Обжаловал действия следователя и его привлекли к дисциплинарной ответственности, опять собирал доказательства. И когда набралось их достаточно написал заявление о возбуждении уголовного дела и его возбудили 19 марта 2019 года. Последнее мне предписано нашими внутренними рекомендациями.

- Какую цель преследовал, когда написал заявление? Каких результатов ждешь от суда?

- Целей много. Защитить свою семью, защитить своё честное имя (оно самое важное у адвоката, я его зарабатывал много лет), защитить от произвола всех граждан страны, защитить профессию и коллег, а также всех спецсубъектов. Теперь у меня есть основания опасаться в будущем провокаций и иных действий в отношении себя, своих близких, имущества.

Что касается суда, то по закону здесь вариантов немного, всего два: приговор обвинительный или оправдательный. Не исключаю, что на суд и участников процесса может оказываться всякого рода давление. Ходят слухи, что планируется вернуть дело для производства дополнительного расследования. Что же касается лично меня, то, по моему мнению, состав преступления есть. Такой же позиции придерживается Следственный комитет с прокуратурой. Изучив дело, я нарушений никаких не обнаружил. У ГУ МВД по Воронежской области противоположное мнение, обвиняемый продолжает работать.

- Добиться такого результата трудно. Наверное, поспособствовало то, что ты входишь во влиятельную структуру – воронежскую палату адвокатов?

- В канун предъявления обвинения просил президента палаты не афишировать ход дела в СМИ. Самую значимую и значительную помощь я получил от своего стажера, старшего сына полного моего тезки Рипинского Анатолия Анатольевича, который 12 сентября 2019 года получает статус адвоката (с чем его и поздравляю). Оказал поддержку мой заведующий консультацией. Ну и конечно повезло, что рассмотрением моих жалоб, заявлений и самого уголовного дела занимались Профессионалы с большой буквы.


Анатолий Рипинский с сыном-стажером 

- Кому и какая польза от этого судебно-следственного прецедента?

- Во многом правоприменение складывается из прецедентов. Польза будет всем: обычным гражданам, юридическим лицам и конечно спецсубъектам. В нашем законодательстве хорошо прописаны все действия полиции. Вот пусть правоприменители строго соблюдают нормы закона тогда претензий к их работе не будет. Поэтому в определенном смысле пользу извлекут и они.

Беседовал Дмитрий Носков

Новости на Блoкнoт-Воронеж
18
1