Воронеж Пятница, 19 апреля
Общество, 24.07.2020 21:03

Что общего между делом Михаила Чухлебова и Олега Гречишникова

Уголовное дело бывших строительных чиновников Олега Гречишникова и Владимира Пешкова досталось судье Ленинского райсуда Юрию Спицыну.

Напомним, судьбы экс-руководителя областного департамента строительной политики Гречишникова и бывшего главы управления строительной политики мэрии Пешкова переплелись, когда чиновников обвинили в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Зафиксирован факт давления на победителя аукциона на возведение пристройки к детскому саду, который и обратился в органы.

А Юрий Спицын прославился на страницах «Блокнот Воронеж» в связи с уголовным делом пенсионера Михаила Чухлебова, которого судья Спицын приговорил к штрафу в 12 тысяч рублей за неисполнение решения судьи Лисицкой (от пенсионера потребовали взять назад его слова о вице-губернаторе Геннадии Макине).

Бывают странные сближенья… Представим здесь судью Юрия Спицына как маркер, неожиданно обобщающий так называемые кейсы Олега Гречишникова (которого называют застрельщиком смены подрядчика) и Михаила Чухлебова. На первый взгляд, ничего не может быть общего между ещё вчера высокопоставленным чиновником воронежского правительства и новоусманским пенсионером, выступившим против другого бывшего высокопоставленного чиновника. Однако – может.


Михаил Чухлебов и судья Спицын

При внимательном рассмотрении их историй приходишь к выводу, что и Гречишников, и Чухлебов оказались преступниками – формально. А, по сути, они – не виноваты.

Дело Михаила Чухлебова мы подробно освещали много раз. Пенсионер возвысил одинокий голос против одного из сильного мира сего – Геннадия Макина. Чиновник решил, что пенсионер не похож на таксиста, и наказал Михаила Александровича через Ленинский райсуд.

Михаил Чухлебов, жертвуя частью пенсии, а затем рискуя лишиться свободы – отказался исполнять решение судьи Лисицкой.

Чтобы чётко было понятно, почему пенсионер Чухлебов, по сути, прав, напомним, какие публикации скопом присудила в 2017 году Наталия Лисицкая опровергать редакции «Блокнот Воронеж». Например, мы должны были опровергнуть слова главы ЦИК России Эллы Памфиловой о том, что в руководстве региона приложили руку к фальсификации на выборах 18 сентября («дело Селянина-Макина») – слова, которые были на видео и во многих СМИ. Или то, что Фонд «Петербургская политика» по итогам своего мониторинга за июль 2016 включил обвинение вице-губернатора Геннадия Макина в причастности к избиению таксиста Переславцева в число негативных региональных событий. И «Блокнот Воронеж» был вынужден сделать это, чтобы продолжать свою работу.

Но Михаил Чухлебов выбрал другой путь, поэтому, когда уже в марте 2020 судья Юрий Спицын приговорил 69-летнего пенсионера к штрафу в 12 тысяч рублей за неисполнение решения судьи Лисицкой (ст.315 УК РФ, ч.1 – до одного года лишения свободы), он действовал, конечно, по закону. Формально.

Теперь перейдём к более сложной, с точки зрения моральной оценки, теме: Олег Гречишников и Владимир Пешков меняют подрядчика, выигравшего тендер на «симпатичную» им, как писали некоторые СМИ, фирму.

Суть преступления как будто – налицо. Чиновники, чисто корысти ради, порадели за своих.

Но, как заметил Оскар Уайльд, правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой. Иначе современная жизнь была бы невыносимо скучна. 


Губернатор Гусев не унывает в окружении "глупости"

Тут кстати будет вспомнить, что говорил губернатор Александр Гусев после того, как принял решение отстранить господина Гречишникова от работы в первый же день огласки об уголовном деле. 

– Это история о глупости, – сказал Гусев. – Не должен руководитель его уровня так себя вести. Он ведь очень трудолюбивый человек, вовлеченный во все процессы…

Не думаю, что там какой-то меркантильный интерес с его (Гречишникова – ред.) стороны был, добавил Александр Гусев, и, сдаётся, это тот редкий случай, когда попал в точку.


Олег Гречишников не ожидал, что от него так скоро откажется губернатор 

Представьте, есть объект, строительство в рамках нацпроекта, по которому вдруг выигрывает тендер некая фирма-новичок. По крайней мере, для честолюбивого Олега Гречишникова, который всё это курирует. Между прочим, после пандемии это немудрено забыть, но тогда нацпроекты были самой важной темой в работе чиновников. Чем выше чиновник – тем важнее для него всё, что связано с нацпроектами. Гречишников не хотел рисковать (это когда, скажем, левое СМИ выигрывает конкурс, тут риск небольшой, если что, всегда можно отредактировать любую туфту, а строительство, стуча по клавишам, не отредактируешь). И руководитель областного департамента строительной политики Гречишников допускает ту самую «глупость», находит, как выразился губернатор Гусев, «более опытного» подрядчика, а сам уговаривает победителя слиться. Ну, наверное, передавил. Хотя и обещал, говорят, равноценную замену. Подрядчик-победитель пошёл к силовикам и…дальше все знают.


Владимир Пешков попал под раздачу?

Однако областной чиновник Гречишников (как и городской Пешков, которого старший коллега, скорее всего, вовлёк в это дело) всего лишь болел душой за результат. Отметим, что, как «Блокнот Воронеж» писал ранее, «через Гречишникова проходили такие суммы по нацпроектам, что его миллион раз уже могли посадить...». Однако сигналов об откатах и т.д. конкретно в отношении Олега Гречишникова не было.

Я далёк от сравнения его с Юрием Деточкиным, но всё-таки вслед за героем Олега Ефремова можно сказать – «Гречишников, конечно, виноват, но он не виноват».

Как и Михаил Чухлебов.

Это их сближает. Хотя различий между ними тьма. Вспомним, как Михаил Чухлебов заявил в суде, что виновен только в одном – он, добрый христианин, нарушил заповедь: «не судите». А Олег Гречишников сразу стал сотрудничать со следствием, чтобы не сидеть в СИЗО. Потом родилось политическое оформление его задержания: дескать, не «свой» он был человек для Александра Гусева, а «свой» для первого министра облправительства Виталия Шабалатова, которого ослабило выпадение господина Гречишникова из обоймы.

Ясно, что Чухлебов и Гречишников обитают в разных мирах. Возможно, их общность просто ирония моего ума, рождённая от известия о том, что оба попали к одному и тому же судье.

Однако, настаиваю, такова есть не чистая и не простая правда.

Виктор Лиходзиевский

Новости на Блoкнoт-Воронеж
  Тема: Авторская колонка   
3
0