Воронеж Понедельник, 02 декабря
Общество, 09.12.2020 12:00

Департамент промышленности и транспорта Воронежской области рискует сорвать поручение президента

До конца года осталось совсем чуть-чуть.

Немногие знают, но в Воронежской области действует программа субсидий на перевод транспорта на природный газ. Ее запустили по поручению президента. Финансовую поддержку могут получить индивидуальные предприниматели и юридические лица, занимающиеся переоборудованием автомобилей на более «чистый» вид топлива.

Для этого в регион поступили федеральные деньги, которые в идеале местные власти должны были освоить до конца года, распределив между представителями малого и среднего бизнеса, а также частных владельцев авто. В период пандемии это было бы очень кстати. Предпринимателям — дополнительные деньги,  владельцам авто — скидка на установку газобаллонного оборудования под метан.

Но, как это часто бывает, идеальная картина мира никак не соотносится с тем, что есть в реальности. 

22 января 2020 года губернатор Александр Гусев поручил, цитата: «Усилить работу по развитию рынка газомоторного топлива в регионе». В совещании участвовал руководитель департамента промышленности и транспорта области Александр Десятириков, который сообщил, что в текущем году в регионе планируют перевести на метан 1984 единицы транспорта.

Тогда Александр Гусев подчеркнул, что эта программа находится в ведении департамента  промышленности и транспорта области, муниципалитеты же являются помощниками в этом процессе.

– Информацию о наличии техники и о желании перевести эту технику на газ, возможно, и нужно поручить собирать муниципалитетам, они там ближе и могут объективную картину нам дать. Но департамент должен искать потенциальных инвесторов, – заявил губернатор.


Это было 22 января.

Перенесемся на несколько месяцев вперед.

15 сентября губернатор Александр Гусев снова провел совещание. В этот раз перед ним по теме метана отчитывался заместитель председателя областного правительства Артем Верховцев. Он заявил, что в июле 2020-го размер субсидий на перевод транспорта на природный газ увеличили в два раза - с 30% до 2/3 затрат. Отличная новость! Значит, водителям будет легче отказаться от бензина? Да только здесь фигурирует уже другая цифра. Процитируем пресс-службу регионального правительства: «Ожидается, что в 2020 году в регионе на природный газ переведут порядка 500 единиц техники».


Как это понимать? В январе заявили, что в 2020-м планируют «ометанить» 1984 автомобиля, а в сентябре речь идет о 500 единицах. Из сообщения областного правительства не совсем понятно, говорили ли чиновники о 500 транспортных средствах за весь год или за период, допустим, с сентября по конец декабря. 



И это главная особенность этой, казалось бы, весьма узкой темы, интересной только определенному кругу лиц. 

Когда начинаешь разбираться, как же Воронежская область распорядилась федеральными деньгами, выделенными для помощи предпринимателям, занимающимся переводом машин на газ, то сталкиваешься с недосказанностью, эзоповым языком чиновников.

Чтобы внести хоть какую-то ясность, 23 ноября «Блокнот Воронеж» отправил в региональный департамент промышленности и транспорта на имя Александра Десятирикова запрос, в котором задал конкретные и простые вопросы. «Надеемся на оперативный ответ», – гласило письмо издания.

Надежда умерла, едва родившись.

Вопросы были следующие:

1. Сколько Воронежская область получила в 2020 году денег на субсидирование переоборудования транспортных средств на газомоторное топливо;

2. Сколько из этой суммы было выплачено субсидий за 10 месяцев 2020 года;

3. Что произойдет с деньгами, выделенными на субсидии, которые не успели освоить в 2020 году;

4. Какую работу проводит департамент с жителями Воронежской области, чтобы реализовать данную программу;

5. Поступают ли жалобы от предпринимателей, занимающихся переоборудованием автомобилей на газомоторное топливо.

Срок ответа на официальный запрос СМИ не должен превышать 7 дней. Как уже успели догадаться читатели, 30 ноября «Блокнот Воронеж» от департамента промышленности и транспорта ничего не получил.

Хорошо, подождали еще пару дней. Затем пришлось звонить и выяснять, не потерялось ли наше письмо. После нескольких переключений с одного специалиста на другого удалось поговорить с человеком, который непосредственно занимался запросом. Он, сославшись на высокую загруженность, искренне извинился и пообещал через пару дней прислать ответ. При этом всячески намекал, мол, «вы же понимаете, конкретные цифры будут известны к концу года» (хотя мы спрашивали только про 10 месяцев).

Ответа все не было. Во время следующей беседы специалист департамента заявил, что вот-вот все будет готово, идет согласование с руководством. Пришло ли после этого письмо? Нет.

Через пару дней состоялся очередной интересный разговор. В этот раз выяснилось, что вообще-то журналисты должны были делать запрос в профильное управление по взаимодействию со СМИ, а не в департамент. В принципе, об этом можно было бы сказать и сразу же после получения запроса от «Блокнот Воронеж», но, видимо, чиновники предпочли тянуть время. Вероятно, как раз придумывали, что же написать в ответе.

В итоге пресс-центр правительства Воронежской области прислал информацию только 4 декабря. Казалось, раз чиновники так долго составляли ответ, то там точно будет все подробно расписано, со всеми цифрами. 

Судите сами. Приводим полный текст: 

«Денежные средства на субсидирование переоборудования транспортных средств на использование природного газа (метана) доведены до правительства Воронежской области в объемах, установленных законом о бюджете в Российской Федерации.

До конца 2020 года планируется возместить недополученные доходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы по переоборудовании транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива по 620 транспортным средствам.

Не использованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток субсидии возвращается в федеральный бюджет.

Целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющим работы по переоборудованию транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива, в связи с предоставлением таким лицами скидки владельцам транспортных средств на указанные работы, произведенные на территории Воронежской области. Для реализации данной задачи департаментом проводятся комплексные мероприятия: информационно-аналитическая поддержка, предварительное рассмотрение заявок и др. 

Жалобы от предпринимателей, занимающихся переоборудованием автомобилей на газомоторное топливо (метан) не поступало. Спорные вопросы решаются в соответствии с нормами действующего законодательства».

Сколько было получено федеральных денег в 2020 году? Сколько выделили предпринимателям субсидий за 10 месяцев? 

Эти главные вопросы департамент промышленности и транспорта Александра Десятирикова оставил без ответа, отделавшись расплывчатыми формулировками. При этом чиновники подтвердили один ключевой момент: если до 1 января 2021 года они не освоят деньги, то их придется вернуть в федеральный бюджет. И здесь фигурирует новая цифра: 620 машин до конца года. До этого были планы на 1984 (в январе) и 500 (в сентябре) единиц транспорта. Получается, за оставшиеся дни декабря должны переоборудовать треть годовой нормы, запланированной изначально.

Не значит ли это, что ведомство Александра Десятирикова предпочло не называть оставшуюся сумму, потому что она слишком большая? Допустим, только допустим, что департамент провалил программу федерального уровня, которую запустили в рамках поручения президента РФ Минэнерго России. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы представить реакцию Кремля на такой саботаж на уровне региональной политики. А это может быть мощным ударом лично по губернатору Александру Гусеву.

И не надо забывать, что на носу выборы в Государственную Думу. Федеральному центру нужны будут надежные и политически крепкие главы регионов и их команды.

Кстати, по данным «Блокнот Воронеж», в 2020 году регион должен был получить более 70 млн рублей в качестве субсидий для предпринимателей, занимающихся переводом автомобилей с бензина на газ. Сумма выглядит солидно. Тем обиднее, если вдруг львиную долю, ну, например, 50 млн, придется вернуть в федеральный бюджет. Дадут ли денег в следующем году? Дадут, но только тем, кто умеет ими эффективно распоряжаться. Не факт, что таких людей найдут в Воронежской области.

Завершить хотелось бы словами самого Александра Гусева, которые он говорил на совещании по газомоторному топливу 22 января: 

«Сейчас не время для того, чтобы взять себе передышку. У нас с вами времени нет на раскачку. Мы должны активно включиться в решение и тех задач, которые для себя уже определили и подготовили для их решения мероприятия в рамках реализации нацпроектов, и, соответственно, тех задач, которые сейчас дополнительно перед нами поставлены Президентом». 

Владимир Смехнов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0