Воронеж Воскресенье, 05 января
Общество, 15.11.2022 21:00

Департамент социальной беззащитности

Правительство Воронежской области, возглавляемое губернатором Александром Гусевым, с начала года сократило реальные расходы в бюджете региона статьи «Социальная политика». Секвестр финансирования социальных программ продолжится, судя по всему, и в 2023 году.

При официальном размере инфляции за 9 месяцев текущего года в 13,4%, о чем свидетельствуют данные Центробанка РФ, номинальный рост расходов на «социалку» оказался ниже этого показателя и составил 8,6%. 

То есть реальные расходы бюджета по статье «Социальная политика» сократились в этом году почти на 5%. Хотя в номинальном выражении затраты казны за год на «социалку» выросли с 25 млрд до 27 млрд рублей, но при высокой инфляции этот рост не был компенсирован в достаточной мере.

 

данные сайта облправительства, о расходах бюджета на "Социальную политику" за январь-сентябрь 2022 г.

Примечательно, что при сокращении реальных расходов бюджета по статье «Социальная политика» затраты налогоплательщиков на содержание нынешнего губернатора Александра Гусева увеличились за 9 месяцев на 22,3% и составили 5 млн 105 тысяч рублей (в среднем – 567 тысяч рублей в месяц). Такие данные содержатся на сайте областного правительства.

данные облправительства

Из этих официальных данных следует: темп роста расходов бюджета на содержание Гусева оказался выше в 2 раза, чем увеличение затрат на «социалку». Причем по ряду статей, таким как «Охрана семьи и детства», «Социальное обеспечение населения», темп роста бюджетного финансирования оказался чуть ли не в 5 раз меньше, чем на содержание Александра Гусева. Кстати, расходы на содержание "дорогого Александра Викторовича", срок полномочий которого заканчивается в сентябре 2023 года, будут увеличены с нынешних 6,8 млн рублей до 7,4 млн в будущем году.

В документах облправительства (см. скриншот выше) записано, что в целом расходы облбюджета за январь-сентябрь увеличились на 22,6%. А вот финансирование статьи «Социальная политика» выросло на 8,6%. Из этого можно сделать вывод: финансирование данной отрасли, «социалки», не является первостепенной задачей для нынешнего губернатора Гусева. В противном случае такого бы не наблюдалось при исполнении закона «О бюджете области на 2022 год».

Возможно, в данной ситуации есть и вина подчиненных Гусева, которые отвечают за эти направления  - первого зампредседателя облправительства 70-летнего Владимира Попова, самого богатого пенсионера в областном правительстве (с доходами за прошлый год свыше 14 млн рублей или более 1 млн рублей в месяц) и фактически его подчиненной – руководителя департамента социальной защиты Ольги Сергеевой (с доходом за прошлый год в 4 млн 340 тысяч рублей или 361 тысяча рублей в месяц).


Ольга Сергеева и Владимир Попов

Вероятно, чиновники-миллионеры не хотят или не могут проявлять должного «административного напора», лоббирования интересов своей отрасли, из-за чего она оказывается реально недофинансированной даже в условиях роста доходов облбюджета.

Кстати, по данным региональной КСП, за 1 полугодие доходы облбюджета увеличились на 21,1%, а расходы – на 24,6%. То есть явное недофинансирование социальной отрасли происходит не по причине отсутствия в казне денег, они там есть, их там становится больше, но, вероятно, из-за каких-то административных проблем, либо слабых управленческих качеств Попова и Сергеевой, их отрасль, «социалка», реально недофинансируется.

Этим (в том числе) можно объяснить факт массового обращения воронежцев (как физических лиц, так и юридических) за оказанием мер социальной поддержки не в департамент Ольги Сергеевой, а к другим государственным, коммерческим и иным организациям. Особенно часто такая информация, с просьбой оказать социальную поддержку, появляется на сайте областной думы. Вот один из таких последних примеров.

скриншот сайта областной думы

Из этой информации непонятно: прочему директор управления социальной защиты Ленинского района обращается к депутату за оказанием материальной поддержки – покупки кулера и игровых наборов? Почему эти расходы нельзя по-нормальному заложить в бюджет данной организации и за счет этих казенных средств производить закупку тех или иных товаров? Или на это уже нет денег в управлении социальной защиты Ленинского района?

Вот другой свежий пример: в начале ноября вице-спикер облдумы Николай Колосков посетил Терновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. В пресс-релизе облдумы говорится, что там депутат не только вручил сладкие подарки детям, но и "выделил материальную помощь на обновление материально-технической базы".

скриншот сайта областной думы

Каким образом это сделал Колосков – не уточняется. То ли из своего кошелька достал несколько тысяч рублей и передал "наличку" руководству социального учреждения, то ли произвел какую-то безналичную оплату. Главное в другом: на сайте регионального парламента фактически говорится об имеющихся финансовых проблемах в обновлении материально-технической базы Терновского социально-реабилитационного центр для несовершеннолетних.

Почему о них не знает «куратор» этого подведомственного учреждения - руководитель департамента социальной защиты Ольга Сергеева? А если знает, то почему она не решает эти проблемы ведомственной организации? А если Сергеева не знает, что надо делать в этой ситуации, то почему ей не подскажет ее руководитель - 70-летний Владимир Попов?

Вот еще один свежий пример оказания депутатом облдумы помощи для социального объекта. Депутат Павел Большов, по сообщению пресс-службы облдумы, недавно посетил социальный приют для детей и подростков Воронежа. Там он передал воспитанникам приюта тетради, ручки, несколько коробок с вещами. Так же не поясняется,за счет каких средств – личных или денег налогоплательщиков (средства на содержание облдумы) «народный избранник» оказал эту помощь. Может, за нее он кроме пиара получит еще и налоговый вычет? 

скриншот сайта областной думы

Здесь главное другое – в социальном приюте для детей и подростков Воронежа, вероятно, есть проблемы в наличии канцелярских и других товаров, тех же тетрадей, ручек. В противном случае, зачем тогда депутату оказывать такую помощь, если в ней нет необходимости? А если такова – есть, то почему? Значит ли это, что нынешний руководитель департамента социальной защиты Ольга Сергеева не смогла в необходимом объеме запланировать расходы бюджета данного социального приюта на приобретение различных товаров, услуг? Это – очередная ошибка в работе руководителя департамента?

Кстати, таких примеров оказания депутатами различной помощи как гражданам, так и областным социальным объектам - десятки, сотни.

Как бы там ни было, но факт остается фактом: ни Владимир Попов, ни Ольга Сергеева не могут наладить должное финансирование своих подведомственных социальных учреждений, организаций. При наличии в бюджете области профицита в 13,6 млрд рублей (за 9 месяцев, доходы - 125,7 млрд рублей, расходы – 112,1 млрд рублей), его статья «Социальная политика» явно недофинансируется.

А руководители или работники подведомственных учреждений Ольги Сергеевой вынуждены чуть ли не с протянутой рукой ходить по миру и просить всех оказать материальную (или и иную) помощь социальным организациям – приютам для детей, районным управлениям социальной защиты, социально-реабилитационным центрам и так далее.

Судя по всему, перемен к лучшему в деятельности областных социальных объектов не стоит ожидать и в 2023 году. В представленной властями проекте облбюджета на будущий год пока не планируется увеличение бюджетных расходов по статье «Социальная политика», зато сокращение - почти на 1 млрд рублей. О чем «Блокнот Воронеж» на днях рассказал в публикации под заголовком «Чиновникам – машины и премии, а детям – урезание бюджета на миллиарды: социалка по-воронежски».
То есть и в данном случае "бюджетные мультимиллионеры"  Владимир Попов, Ольга Сергеева не смогли или не захотели пролоббировать, отстоять интересы свой отрасли – «социалки» - и заранее, не дожидаясь помощи из федеральной казны, хотя бы в номинальном, а не в реальном выражении увеличить расходы на соцподдержку граждан и организаций. Ведь они же «нашли» дополнительные деньги, более 25 млн рублей, на пенсионное обеспечение государственных служащих.
скриншот сайта облправительства, проект областного бюджета на 2023 г., перед "нулевым" чтением в  облдуме
Кстати, о низкой эффективности работы нынешнего руководителя областного департамента социальной защиты Ольги Сергеевой говорят не только в СМИ, в социальных сетях, но и в экспертном сообществе, к мнению которого прислушивается как губернатор Гусев, его правительство, представители федеральных и региональных органов власти и организаций.

Так, в итоговом докладе уполномоченного по правам человека Воронежской области за 2021 год сообщается о существенном падении показателя «Обеспечение жильем детей сирот», который сократился на 36% по сравнению с 2020-м годом. Из категории «дети-сироты» два года назад жильем были обеспечены 500 воронежских льготников данной категории, тогда как в 2021-м – лишь 318 человек, - говорится в докладе омбудсмена Сергея Канищева.

Там же сообщается, что на 1 января текущего года в данной очереди состояло почти 4000 граждан, имеющих категорию «дети сироты». Из-за того, что департамент социальной политики плохо работал в этом направлении, льготники массово судились с ним. На начало текущего года не было исполнено 474 судебных решений по предоставлению «детям-сиротам» жилья.

Фактически после такого срыва в работе данного направления – обеспечение жильем детей-сирот - этот "фронт работ" был передан из департамента Сергеевой в департамент строительной политики. А финансирование этой деятельности в 2022 году уже резко увеличено. 

Кстати, очень большое количество сообщений, а это - десятки, о проблемах с обеспечением жильем детей-сирот за предыдущие годы можно увидеть, к примеру, на сайте областной прокуратуры. Там приводятся многочисленные примеры того, что многие годы департамент социальной защиты во главе с Сергеевой не справлялся со своей задачей – предоставлением жилья для детей-сирот. 

 

скриншот сайта прокуратуры области

Причем деньги в бюджете области на решение этой социальной задачи у чиновников всегда были. Другое дело, что губернатор Гусев и его подчиненные, по всей видимости, больше уделяют внимания собственному содержанию, улучшению комфорта во время своей работы. А как иначе можно объяснить регулярные закупки чиновниками облправительства дорогих иномарок? К примеру - недавнее приобретение правительством области, его одним из ведомственных предприятий, иностранного автомобиля KIA K900, за который налогоплательщики заплатили 6 млн 510 тысяч рублей.

скриншот из публикации "Блокнот Воронеж", вот в таких комфортных условиях теперь работают чиновники облправительства и получают еще за это "надбавки" к зарплате "за особые условия труда" и доплату к пенсии

Получается, что правительство Гусева тратит миллионы бюджетных рублей на новые иномарки (только в автопарке облправительства, не считая его ведомственных предприятий организаций, насчитывается сегодня свыше 100 иномарок), в то время как в социальный приют для детей и подростков Воронежа приезжает депутат и там передает воспитанникам приюта тетради, ручки, в которых, видимо, есть потребность. Разве это нормально?

Немало претензий к деятельности департамента социальной политики можно прочитать в опубликованных материалах Контрольно-счетной палаты по результатам проверок различных социальных объектов из «ведомства Сергеевой». Вот один такой пример по результатам проверок психоневрологических интернатов (ПНИ).

скриншот сайта областной КСП, результаты проверки учреждений департамента социальной защиты

Думается, что подобные нарушения при ремонтных работах вряд ли вообще были допустимы в шикарно главном здании облправительства на пл. Ленина, 1 или в департаменте соцзащиты на ул. Ворошилова, 14.

А вот еще одна информация о проверке КСП ведомственных учреждений Ольги Сергеевой. Ревизоры здесь открытым текстом пишут о многих миллионах бюджетных рублей, которые были необоснованно выплачены, что было расценено как «неэффективные расходы средств субсидий на выполнение государственного задания».


скриншот сайта областной КСП, опубликованные материалы одной из проверок департамента социальной защиты

Понес ли кто за эти нарушения наказание в департаменте социальной защиты, в отчете КСП не сообщается.

Качеству работы нынешнего руководителя департамента соцзащиты Ольги Сергеевой, различных бюджетных социальных учреждений и организаций, деятельность которых ей поручено контролировать, есть немало вполне обоснованных, «заслуженных», претензий не только со стороны КСП, прокуратуры, СМИ, но и самих граждан.

А после скандальной историей со связыванием воспитанников Бутурлиновского детдома-интерната для умственно отсталых детей вопросов стало еще больше. И их теперь задают на самом высоком уровне.

Правда, воронежские чиновники выводы делать не спешат. «Включилась махина по подметанию собственного говна», – так описала ситуацию юрист Екатерина Гордон.

Владимир Даньшин



Новости на Блoкнoт-Воронеж
5
0