Воронеж Вторник, 16 апреля
Политика, 31.03.2014 05:49

Дмитрий Нечаев: Губернатор прекрасно отдавал себе отчет в том, какие народные избранники сидят перед ним

Дмитрий Нечаев: Губернатор прекрасно отдавал себе отчет в том, какие народные избранники сидят перед ним
Формат отчета руководителя субъекта РФ перед региональным законодательным собранием, как образец, взятый из практик функционирования политических институтов стран с развитой демократией, логично предполагает серьезный и глубокий анализ развития территории за определенный временной отрезок. Причем, с ответственностью сторон, за сказанное и сделанное. И это не просто дежурное мероприятие, не просто соседские посиделки, где участники говорят друзьям приятные слова. По идее это должна быть формирующаяся политическая традиция.

 

Гордеев прекрасно отдавал себе отчет в том, какие народные избранники сидят перед ним

В нашем случае, губернатор Алексей Гордеев выступал с отчетом перед депутатами Воронежской областной думы за пять лет своей работы. По его выступлению было видно, что он делает это через себя, без наличия драйва и это действо, как минимум, не доставляло ему особого удовольствия. Почему? Думаю здесь две причины. Первая, эту процедуру отчетности он уже, с небольшими вариациями, проходил перед СМИ, общественными структурами и повторятся ему не очень-то и хотелось. И, вторая, представив себе, в какие цифровые показатели сил и времени эти процедуры измеряются, губернатор, не исключено, что предположил, сколько конкретных полезных дел для людей и области он смог бы сделать за это напрасно растранжиренное время.

Но, Гордеев, не как менеджер, а как политик понимал, что это формирующаяся традиция публичной политики, где со временем практики отчетности чиновником перед парламентариями станут лучше. Более того, это правила, которые губернатору не нужно нарушать. Думаю, он прекрасно отдавал себе отчет и в том, какие люди сидят перед ним. Чего там греха таить, в большинстве своем это мало работающие, не на себя, а на общее (публичное) благо, так называемые народные представители. И Гордеев держал отчет не столько перед ними, сколько перед населением территории, кому опосредовано, собственно и были адресованы результаты работы областного правительства, анализ имеющихся проблем, которые глава области хотел бы разрешать вместе с ними, идеи развития на перспективу. И нынешние средства массовой коммуникации доставляли месседжи руководителя области до более широкой аудитории, чем областной депутатский корпус.

 

Большинство депутатов облдумы не готовы работать по-серьезному

Таким образом, формат отчетности оправдывал себя не только с точки зрения теории управления, но и с прикладной точки зрения. И губернатор подготовился к данному мероприятию. Он был готов к обстоятельному спросу и даже разносу депутатов на сессии (кстати, много вопросов ему удалось снять ранее, выступая на комитетах думы со своими заместителями). Он был открыт, реально знал, что удалось сделать его правительству, а что нет, какие меры нужно будет предпринимать на будущее. Однако, к серьезному разговору не были готовы сами депутаты. Во всяком случае, такой вывод сформировался у меня, да и не только у меня.

К тому же, может кто- то это и не видит, но уровень подготовки большинства областных депутатов, это, в большинстве своем, уровень вчерашнего, а то и позавчерашнего дня. У большинства народных избранников нет для депутатской деятельности и серьезных знаний и практического опыта законотворческой деятельности. Как оказалось и серьезного опыта политического.

Выступали руководители четырех фракций и в течении семи минут можно было и представить срез проблем и указать правительству области обоснованные пути развития. И, конечно, это должны были сделать лидеры трех оппозиционных парламентских партий. Но, куда им. Либо детский эмоциональный лепет (Рудаков - КПРФ), либо совершенно ненужное славословие в адрес губернатора (Овсяников-ЛДПР). Складывалось ощущение, что это не оппозиционные лидеры, а абсолютно «ручные» депутаты, встроенные в губернаторскую вертикаль власти, для некоторых из них можно было подобрать и термин о некоей тусовочной группе подпевал.

На мой взгляд, как и институт СМИ, региональный парламент должен быть зеркалом исполнительной власти субъекта РФ, строго спрашивать, контролировать, предлагать альтернативные пути решения проблем. Но, где там? Куда им до зеркала и до исполнения функций членов парламента.

Поэтому, одна из главных проблем в нашей области состоит и в том, что большинство депутатов облдумы пока не готово работать по- серьезному. А свое неумение (достаточно посмотреть на качество закона о парламентском расследовании) и не очень большое старание, депутаты с лихвой компенсируют таким ненужным славословием (после отчета А. Гордеев сказал о том, что он не любит лизоблюдства).

Кстати, когда спикер регионального парламента, завершая отчет губернатора, предложил депутатам принять постановление с удовлетворительной оценкой его деятельности и с добавлением того, что такая работа не только результат работы всей исполнительной власти, но «и лично Алексея Васильевича Гордеева», в этот момент мне вспомнились брежневские времена.

 

При ответственном лидере и состав Думы может быть таким замшелым и малоэффективным?

Представлялось, еще немного и в ходу депутатов областной думы, Владимиром Ключниковым возглавляемой, будут и «дорогой Алексей Васильевич» и «выдающийся деятель рабочего движения» и т.д. А может, будут и  такие практики из эпохи 80-х. Приведу пример, в 1988 году мне, тогда как молодому инструктору обкома ВЛКСМ уже продвинутый инструктор обкома партии рассказывал поучительную историю. На пленуме областного комитета КПСС, который вел первый секретарь Геннадий Кабасин, при обсуждении серьезного вопроса по реальному сектору экономики, все проходило конструктивно и по-деловому.

Члены областного комитета партии, не в пример нынешним депутатам, давали анализ проблем, предлагали пути их решения. Персональной критики членом бюро обкома и первого секретаря, как и на заседании областной думы Гордеева и членов облправительства, не было. Но тогда время менялось, требовалась большая конструктивная критичность, в том числе и с переходом на персоналии. И тогда к трибуне вышел руководитель одного из воронежских предприятий по фамилии Рубненков. И речь он свою начал так, что в зале наступило непривычное оживление, на лицах некоторых членов обкома партии политической провинции читался неподдельный испуг.

Рубненков вызывающе сказал: «Я хочу вас, Геннадий Сергеевич (Кабасин, первый секретарь) покритиковать!». Далее была многозначительная пауза и тревожное ожидание в зале. «Да,- продолжал Рубненков, - у нас в области все хорошо. Но, мало вы нас ругаете! Мало!». После этого зал вздохнул с облегчением. Тогда, на волне перестройки этот факт подтверждал, как тогда казалось, наличие в провинции негативных явлений - стагнации, застоя и лицемерия. Сейчас, правда, это не смотрится так однозначно. Более того, несмотря на косность партийно-  советского бюрократического аппарата в публичной сфере, включая декоративность областного совета народных депутатов, хозяйственная деятельность всех ветвей власти региона была выше всяких похвал.

Мне кто-нибудь логично предположит, что при ответственном лидере и состав думы может быть каким угодно, замшелым и малоэффективным. И с этим трудно будет не согласиться. Но, даже на уровне политической провинции должны работать все институты, все ветви власти, а состав народных представителей в них должно быть качественным и сбалансированным. И интегрируя позитивный опыт советского времени, те же депутаты должны вбирать в практику своей работы опыт успешной хозяйственной деятельности, а не славословие в адрес первого лица, косность и застой. И уж тем более не своими руками и малой деятельностью превращать региональный парламент(!) в политическую декорацию, в ненужный придаток исполнительной власти. Не дело это, их миссия формировать региональные политические традиции демократического, а не авторитарного,  общества. И за это с них будет спрос.

А нормально функционирующий региональный парламент такая же традиция, как и система разделения властей, где  законодательная и исполнительная власть имеет свое поле деятельности. Традицию системы сдержек и противовесов, где стороны не руководят и не подменяют друг друга. Парламентскую традицию, с наличием солидного и основательного дискурса при обсуждении важных вопросов развития региона, с реальной оппозицией, а не клубом друзей воронежского губернатора. И главное, традицию, где законодательной собрание хотя бы должно иметь цель движения к институту народного представительства, а не к статусу мелкой своднической конторы обустройства местных мелких олигархов.

 

                                        Дмитрий Нечаев, доктор политических наук


Новости на Блoкнoт-Воронеж
Персоны: Ключников Владимир
0
0