Воронеж Среда, 20 января
Общество, 14.08.2013 13:40

Дрессировщица Юлия Филатова: «Во время клинической смерти дед сказал мне жить дальше. Бог оставил для продолжения династии»

Дрессировщица Юлия Филатова: «Во время клинической смерти дед сказал мне жить дальше. Бог оставил  для продолжения династии»

Заслуженная артистка России, улыбчивая и добрая, Юлия Филатова своих животных, а их у нее 47, - среди которых собаки, кошки, питоны, леопарды, медведи и пони, - считает своими детьми. К их воспитанию относится очень серьезно: ведь характер закладывается в детстве. Считает, что главное в отношениях — это доверие, как и у людей. С нежностью вспоминает своего дедушку автора известного на весь мир аттракциона «Медвежий Цирк» Валентина Ивановича Филатова — одного из знаменитой династии, берущей начало аж в 1836 году. Артистка верит, что именно он помог ей остаться на этом свете.


Работа с животными. Какая она?


- Самое трудное в нашей работе это, наверное, когда болеют животные, и ты не знаешь, как им помочь. А самое приятное – это выращивание молодняка. Мы забираем их от мамок и приносим к себе домой в нашу обычную трехкомнатную квартиру в Москве. Они тусуются, все такие непонятные, шкодные, сегодня доверяют тебе, завтра - нет. В этот — ясельный - период очень важно воспитать в них доверие. Если животное сможет тебе доверять, ты сможешь с ним работать.


Юлия, поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями, как правильно надо воспитывать животных.


- Как детей. Прежде чем брать любого детеныша, нужно подготовиться морально, психологически и профессионально. Прочитать всю литературу по физиологии и психологии животного, определить все, что необходимо для достойного содержания вашего любимца. Еще очень важно помнить, что обижать животных нельзя. Объясню, почему, на примере из цирковой жизни. В одной из веток нашей династии - у Корниловых - был такой случай. Один служащий плохо обходился со слонихой, его уволили. Через 20 лет он случайно узнал, что в его город приедут с гастролями Корниловы. Он пришел в цирк. Решил зайти к слонам, так та слониха узнала его, и чуть насмерть не задавила. Она все эти 20 лет его не видела и, представляете, узнала. Из этого ясно, что все животные помнят обиду, нельзя допускать, чтобы она у них была.


А какие хитрости вы используете при дрессировке, чтобы цирковые животные вас слушались?


- Я знаю, кто и что любит. Вот у нас есть овчарка, которая у многих вызывает смех. Она очень любит яблоки, клубнику и малину — мясом не корми. Если на репетицию не принесешь ничего из этого, она развернется и уйдет. А если собака на репетиции что-то неправильно сделает, мы дадим ей кусок мяса, она тогда поймет, что сделала что-то неправильно.


Юлия, помните такой инцидент: в прошлом году во время выступления в передвижном цирке в Тольятти леопард напал на двух девочек, дрессировщик ничего не смог сделать. Кто в этом виноват, и как можно было предотвратить ситуацию? Может, артист допустил ошибки в воспитании, поэтому произошло подобное?


- Как говорил мой дед Валентин Иванович Филатов, в любом поведении животного виноват дрессировщик. Он всегда должен видеть на 5-6 шагов вперед, чтобы предугадать, что питомец хочет сделать. У дрессировщика в Тольятти, видимо, это не получилось. Еще такой момент: выступление проходило в шапито. Мы всегда в нем отказываемся выступать, так как это естественный раздражитель любого хищного животного: не такие (как в обычном цирке) манеж, кресла, очень близко расположен первый ряд. В шапито есть всегда посторонние звуки, падают тени, движения совершенно смотрятся по-другому. А если еще к животному во время выступления подходит ребенок, то очередной раздражающий фактор может стать роковым - хищник впадает в неадекватное состояние.Так и произошло в Тольятти.


А что, был неудачный опыт выступления в шапито?


- Был случай у Валентина Ивановича Филатова. С одной взрослой медведицей можно было спать в одной клетке - она его не трогала, однако во время выступления набросилась на Валентина Ивановича и здорово его порвала. Когда деда привезли из больницы, он пытался понять, что случилось с его самой любимой медведицей. Она по-прежнему вела себя неспокойно, даже в клетке. После выступления он вышел на середину манежа и стал прислушиваться. Оказалось, что одна из лент, натягивающая брезент, оторвалась и от ветра делала хлопок, напоминающий глухой выстрел ружья. Этот звук раздражал медведя. Дед позвал ассистентов, они привязали ленту. Потом он вывел медведицу на арену. И, вы не поверите, ее как будто подменили. Она готова была вылизать от пяток до кончика носа Валентина Ивановича - просила прощение.


А в вашей практике цирковых выступлений были какие-то нестандартные ситуации для животных?


- В одном городе без предупреждения выключили свет. В это время мы выступали с леопардами. Получилось, что в кромешной темноте кроме зеленых глаз животных ничего не было видно. К счастью, ничего не случилось, потому что мы были готовы к нестандартной ситуации. Моя мама, Людмила Валентиновна Филатова, держит тыл. Она быстро скоординировала все действия команды: ребята включили специальные фонари и отвели леопардов в пересадочные клетки. В зал вышли артисты и стали развлекать зрителей загадками и частушками. Был случай, когда на первом ряду сидели мать с ребенком, по барьеру шел медведь. Мать говорит: «Глянь, какой мишка, погладь его». Я не понимаю таких родителей...


Это бескультурье поведения на спектаклях, и оно остается безнаказанным.У нас были случаи, когда обезьяне протягивали бутылку пива с первого ряда, коробку конфет. Пиво она отбросила, а конфеты съела.


А в Воронеже были такие инциденты?


- Нет. Воронеж – это цирковой город. Он культурный в этом отношении. К тому же, в цирке работают профессиональные билетеры. Они, как дрессировщики, видят движение каждого зрителя на пять шагов вперед. То есть зритель еще не успел подумать, что он собирается идти в туалет, они уже знают и предупреждают, что сейчас вы не пойдете через низ, здесь работают животные. Если хотите, выходите через верх. От этого тоже многое зависит. Думаю, что в Тольятти не было профессиональных билетеров, которые могли бы предугадать ситуацию.


Насколько я знаю, ваша мама и ее сестра не сразу после школы стали цирковыми артистами: сначала они получили высшее образование, только потом Валентин Иванович разрешил им выступать в цирке. А вы когда и как пришли в профессию?


- Со мной дедушка не стал делать таких ошибок. Наверное, понимал уже, что цирковая деятельность заложена в генах. Когда мне было 7 лет, он сделал посвящение меня в артистки цирка. Это было в Саратове. Я выступала с собачкой по имени Маркиз - шпиц белый с черным. Он просто прыгал через колечко.


width=225


Официально же моя карьера началась в 12 лет. Я дебютировала на сцене Пермского цирка. Вместе с шимпанзе-разоблачителем мы показали комический номер: у нас пропала собака, я пыталась найти ее, но все мои усилия были напрасны. Я доставала из коробки все время не то животное. А шимпанзе всегда находил якобы пропавшую собаку в той же коробке.


Вы помните ваши ощущения от первого номера?


- К тому времени мой дед умер. Он не дождался моего дебюта. Что мог почувствовать 12-летний ребенок, вышедший на манеж без человека, которого до сих пор любит? Я помню только, что жутко волновалась, думала, что ничего не получится. Но меня спасла поддержка моих тренеров и школьной учительницы по биологии. На мое первое выступление она пришла в ярко-желтой кофте, чтобы я видела ее среди зрителей: «Ты смотри только на меня. У тебя все получится». Еще мне страшно не хотелось разочаровать своих родителей. Они у меня очень строгие. Но после выступления я увидела на их лицах улыбки и поняла, что я все сделала правильно.


width=300


Получается, вы работаете цирковым артистом уже 32 года. За это время вам ни разу не хотелось покинуть цирк?


- Хотелось. А однажды я его покинула на два года. Правда, то время — не самое лучшее в моей жизни. Это было после того, как я перенесла клиническую смерть. Врачи считали, что я не выживу после этого, что через два года отброшу коньки...


...мне неправильно поставили диагноз. Из-за этого я жила целый месяц с гнойным перитонитом. Только на операционном столе врачи поняли, что у меня разлился аппендицит. Все внутренние органы были разъедены гноем. Никто не давал ни единого процента, что я выживу. Во время операции у меня остановились легкие и сердце. Потом — клиническая смерть. 10 минут. Врачи хотели сказать мужу, что они потеряли меня...


Говорят, когда наступает клиническая смерть, пациенты видят свет в конце тоннеля. С вами такое было?


- Да, я видела тоннель, в конце которого стояла какая-то темная фигура. Я думаю, это был дед. Он сказал мне, что еще рано на тот свет. Не пустил меня. Моя душа летала по тоннелю и видела картины, которые на самом деле происходили в реальности в этот момент, видела, как мама кормит мою трехлетнюю дочь Настю манной кашей с ложки. Видела хирургов, склонившихся надо мной, себя, лежащей на операционном столе... Потом стало холодно, больно - врачи вернули меня к жизни. Я подумала: «Значит, я здесь для чего-то нужна. Видимо, Бог захотел, чтобы наша династия продолжалась».


Первые три месяца после операции мне было очень тяжело. Мой муж и коллега Андрей Клыков выхаживал меня, учил заново ходить, есть и разговаривать. А через 2 года я родила сына, сейчас он выступает вместе с нами.


Р.S. В воскресенье, 18 августа, на арене воронежского цирка дети, а также их родители, смогут насладиться заключительным выступлением знаменитого «Цирка зверей», руководителем которого является Юлия Филатова.


Анна Вотинова


Фото из личного архива Юлии Филатовой

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое