Воронеж Вторник, 26 ноября
Общество, 15.03.2023 12:20

Федеральное казначейство проглядело миллиарды рублей в бюджете Воронежской области

Губернатор Александр Гусев считает, что «финансовая дисциплина в регионе достаточно высокая, судя по цифрам 2022 года». Об этом он заявил в понедельник на совещании в облправительстве, комментируя доклад руководителя Управления Федерального казначейства Воронежской области Натальи Зиновьевой по исполнению доходной части бюджета области в 2022 году. 

По ее словам, за прошлый год в областной бюджет поступило 173,8 млрд рублей доходов, что на 8% больше, чем в 2021 году.

Информация об этом появилась на сайте облправительства 13 марта. И она привлекает к себе внимания сразу по нескольким моментам. Это как «нестыковки» цифр по доходам бюджета в несколько миллиардов рублей, так и положительная оценки губернатора "финансовой дисциплины" в нашем регионе.

скриншот сайта облправительства от 13 марта

Дело в том, что несколькими неделями ранее в правительстве Воронежской области опубликовали иные данные по исполнению доходов областного бюджета в 2022 году. И показатели департамента финансов, возглавляемого Надеждой Сафоновой, «не стыкуются» и разнятся с цифрами Управления федерального казначейства.

Разница весьма существенная.

В департаменте финансов ранее так оценили объем поступления доходов облбюджета в 2022 году – 177,3 млрд рублей, в то время как казначейство «насчитало» лишь 173,8 млрд рублей.

«Погрешность» или разница в поступлении доходов облбюджета от разных финансистов – федеральных и областных – около 2 процентов или 3,5 млрд рублей.

Неужели более высокие показатели в ведомстве Сафоновой были опубликованы для того, чтобы получить 10,5 млн рублей в качестве премии, "Поощрения за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ"?

Именно такая сумма записана в законе "О бюджете области на 2022 год", в расходной части департамента финансов. 


скриншот сайта облправительства

Каким данным следует тогда верить: Управления федерального казначейства Воронежской области или департамента финансов?

Если бы речь шла о разнице в их подсчетах в миллионы или даже в десятки миллионов рублей, то вопросов бы и не возникало. «Усушка, утряска, забывчивость при подсчете «каких-то там нескольких миллионов рублей» при доходах облбюджета в десятки миллиардов рублей - можно было бы понять. И простить.

Но в данном случае уж слишком велика разница.

Есть и другие вопросы по данному пресс-релизу облправительства. Если его пресс-служба публикует слова Александра Гусева по финансовой дисциплине, «как достаточно высокой, судя по цифрам 2022 года», то имеются некоторые сомнения в адекватности такой оценки. Правда, точно неизвестно, действительно ли такие слова прозвучали из уст Губернатора или это предположение авторов пресс-релиза?

Руководитель Управления Федерального казначейства в своем докладе сообщила, что в областной бюджет в 2022 году доходов поступило больше на 8 процентов. Однако почему-то не вспоминается, что в минувшем году, по данным регионального отделения Центробанка РФ, размер инфляции составил почти 12 процентов.

скриншот регионального отделения Центробанка РФ

То есть в реальном исчислении, с учетом размера инфляции, доходов в казну поступило – меньше, чем в 2021 году. Сокращение реальных доходов облбюджета можно оценить в 4 процента.

Еще большие потери видятся на других участках «финансового фронта», о которых умалчивают в областном правительстве. Его пресс-служба рапортует, что с 2020 по 2022 годы рост поступлений налога на доходы физлиц составил 10 процентов. Однако за эти три года официальный размер инфляции составил под 30 процентов, судя по данным Центробанка РФ по Воронежской области.

То есть чиновниками отмечается в отчете номинальный рост поступлений в облбюджет средств от НДФЛ, но в реальности его не было. И это с учетом роста зарплат бюджетникам в прошлом году на 15%, да и военным, и представителям силовых ведомств, которых у нас немало в регионе.

Кстати, о падении реального размера зарплат (а значит, и поступлений НДФЛ) и в целом снижении реальных денежных доходов воронежцев (оно продолжается почти все 5 лет губернаторства Гусева), ранее заявлял в своих отчетах Росстат и Воронежстат.

И если вышеприведенные цифры и факты касаются уже «дел минувших дней», прошлого года, то сейчас ситуация выглядит не менее проблематичной.

Наверное, этим объясняется и то обстоятельно, что правительство Александра Гусева продолжает проводить закрытую информационную политику. На традиционные «понедельничные планерки у губернатора», как и совещания, заседания облправительства, фактически не приглашаются представители СМИ, а те, которых «допускают», затем пишут в рамках госконтратов за бюджетные деньги коммерческие тексты и видеорепортажи о Гусеве и его подчиненных. Стоимость таких «хвалебных сообщений», как ранее сообщал «Блокнот Воронеж», может составлять десятки тысяч рублей за 1 минуту показа на воронежском ТВ «события с участием губернатора».

Даже при коммунисте – губернаторе Шабанове такие мероприятия были более демократичными: аккредитованные журналисты могли без проблем посещать подобные совещания на пл. Ленина,1 и никто их не заставлял затем писать только положительные тексты про руководство области.

Кстати, планерки в мэрии Воронежа вновь (после долгого закрытия из-за ковида) стали доступны для СМИ, а вот ее представителям увидеть и услышать губернатора Гусева «в живую» - все еще проблематично.

Даже совещания в правительстве России регулярно проводятся, в течение нескольких минут, в прямом режиме посредством видеоконференцсвязи (ВКС), а затем федеральное правительство публикует стенограммы с этого мероприятия (кроме закрытых вопросов), а не только пресс-релизы.

На пл. Ленина, 1 до этого никак не додумались, хотя в систему ВКС - позволяющей общаться со всеми главами муниципалитетов и другими экспертами - "вбухали" десятки миллионов бюджетных рублей. То есть дистанционно быть участниками таких совещаний в облправительстве, посредством интернет-связи, давно уж могли бы не только представители СМИ, но и в целом налогоплательщики Воронежской области. Но ни губернатор Гусев, ни его подчиненные не хотят такой гласности в своей работе.

Нынешняя практика региональных властей приводит к тому, что о существующих проблемах Воронежской области ее нынешнее руководство старается не говорить, и чтобы эта информация не вышла за пределы главного правительственного здания. Но судя опубликованным областными властями документам, ситуация с исполнением бюджета уже 2023 года видится сложной.

Если в минувшем году доходы облбюджета составили, по разным данным, 173 млрд – 177 млрд рублей, то в текущем бюджете, после принятия 9 марта в него поправок, доходы казны прописаны в сумме 157,1 млрд рублей.

Разница – 20 млрд рублей или на 13 процентов. Падение общих доходов облбюджета в 2023 году сегодня видится еще больше, если принять ожидаемый уровень годовой инфляции в 5 – 7 процентов.

Стоит ли надеяться только на финансовую помощь из Москвы? Ответ на это вопрос ни губернатор Гусев, ни его подчиненная Сафонова – не дают. А пресс-служба облправительства на сей счет ничего не сообщает воронежцам. 

Но официальные цифры таковы: в прошлом году объем безвозмездных поступлений (из федерального центра) в облбюджет составил 49 млрд рублей. В доходах текущего бюджета прописана сумма в 39,2 млрд рублей.

То есть, если «десяточку» миллиардов рублей добавят Воронежу из Москвы, то в целом ситуацию это не исправит: в прошлом году собственные доходы облбюджета были 128 млрд рублей (177 – 49 «из Москвы» = 128). В текущем бюджете размер именно собственных доходов бюджета (общий размер в 157 млрд р. за вычетом 39 млрд р. «из Москвы») составляет 118 млрд рублей или на 10 млрд рублей меньше. 

Эти цифры, кстати, как то не вписываются в многочисленные заявления Гусева и его подчинённых о росте экономики и инвестиций: что это за такой рост, если поступлений налогов от бизнеса становится еще меньше, а бюджетными деньгами ему помогают на миллиарды рублей ежегодно? 

Словом, «дыру» в общих доходах облбюджета в 20 млрд рублей нынешнему губернатору Гусеву придется как-то «закрывать», либо секвестировать бюджет, те или иные его расходы. При этом депутаты в четверг приняли решение не сократить, а на 23,6 млрд рублей увеличить расходы облбюджета, доведя их до 194 млрд рублей. 

То есть текущий дефицит облбюджета «тянет» на 37 млрд рублей, тогда как в прошлом году был небольшой профицит. Гусев сказал, что Москва может помочь нам кредитами пока на сумму 5 млрд рублей.

Поэтому и трудно согласиться с опубликованным мнением главы региона, что «финансовая дисциплина в регионе достаточно высокая, судя по цифрам 2022 года». В этом контексте явно не случайной видится недавняя отставка с постов вице-спикера облдумы и председателя комитета по бюджету и финансам Николая Колоскова, о чем «Блокнот Воронеж» сообщил на прошлой неделе.

Владимир Даньшин




Новости на Блoкнoт-Воронеж
1
0