Воронеж Суббота, 20 апреля
Общество, 23.06.2021 17:47

Камень в огород губернатора Гусева и его правительства прилетел из Никитинского театра

Летом 2021 года театр находится под угрозой банкротства.

– В 13:00 мы уже уезжаем. Едем в Архангельск, везем «Двенадцатую ночь», и будем показывать ее три дня подряд. И на этом хорошие новости заканчиваются и начинаются очень плохие. – так начал речь перед журналистами художественный руководитель Никитинского театра Борис Алексеев, – Есть вероятность и очень большая, что, вернувшись из Архангельска, мы доиграем 5 спектаклей сезона и перестанем существовать.

Никитинский театр является уникальной частной институцией. Это молодой и независимый воронежский театр, образованный Борисом и Ириной Алексеевыми. Кстати, единственный частный в регионе с постоянным штатом и труппой. Никитинский театр радует зрителей премьерами, современными постановками, приглашает известных режиссеров, и старается как-то активизировать культурную жизнь региона и поднять его имидж на более высокий уровень.

В 2021 году театр должен был отметить первый юбилей – 5 лет. Но вместо этого он находится под угрозой закрытия из-за многочисленных долгов, возникших в период карантина.

Ни для кого не секрет, что одной из самых пострадавших в пандемию сфер стала культурная. Особенно сильный удар пришелся именно по театрам. Но не по всем.

Ведь все государственные театры как имели постоянную поддержку в течение многих лет, так и во время карантина и пандемии-2020 для их финансирования бюджетные деньги были предусмотрены.

Чего нельзя сказать о частных театрах, которые оказались в бедственном положении. Хотя с точки зрения творческой эффективности многие частные театры в разы опережают государственные. Это доказывают и многочисленные «Золотые маски», которые они получают.


Большое количество частных театров закрылось или во время пандемии, или сразу после. Так, из-за колоссальных долгов пришлось закрыться одному из крупных частных театров 18+ в Ростове-на-Дону.

Никитинскому театру все-же удалось продержаться какое-то время и даже выпустить две премьеры, но деньги закончились.

– Все наши силы, все наши резервы, все наши заработанные деньги кончились! Всё, на счету сегодня ноль рублей! – не смог сдержать эмоций художественный руководитель Никитинского театра. – Нам нужно оплатить 5 июля зарплату, налоги и отпускные, а у нас нет этих денег! Мы даже не можем выполнить свои законные обязательства по трудовому кодексу в срок. То есть мы еще попадем на штрафы, скорее всего нам придется пройти процедуру банкротства.

Началось все с того, что еще в апреле 2020 года, вскоре после объявления о введении карантина, Никитинский театр обратился за поддержкой к губернатору Александру Гусеву. Спустя несколько месяцев обсуждений вариантов разрешения ситуации, всех ждала радостная новость – в конце декабря 2020-го губернатор постановил проработать поддержку Никитинского театра. С этого момента все начали ждать хоть какой-то помощи.

Худрук отметил, что за все время существования театра это первый раз, когда пришлось попросить помощи у государства.

Уже в сентябре 2020-го театр все-же открылся для 5 сезона, но с 50% заполняемостью зала деятельность не приносила абсолютно никакого дохода. Сначала власти говорили, что нужно немного продержаться до марта, и материальная помощь будет оказана.

– Мы держимся, находим средства, спонсоров хоть как-то…Дальше был апрель – «продержитесь до апреля», – продолжала рассказ Ирина Алексеева.

Потом власти пообещали субсидию после майских праздников. Но в конце мая выяснилось, что и её Никитинский театр получить не может. Деньги могли поступить в виде гранта, который начал официально прорабатываться только с начала июня.

– И теперь в лучшем случае, если все пойдет гладко в государственном аппарате, мы может получить этот грант где-то к середине сентября, – заключила Ирина Алексеева. – Если до 5 июля мы эту ситуацию не решим, то всё – театр закрывается. Театра просто не будет, и здесь уже ничего не поделаешь…

Стоит подчеркнуть, что деньги в виде грантов могут быть потрачены только на какие-то определенные проекты, например, на декорации или костюмы для спектакля. А средства нужны на текущее обслуживание театра – на заработную плату сотрудникам. То есть проблему это все равно не решит.

Все это происходит потому, говорят в Никитинском, что адекватного государственного механизма субсидирования частных театров просто не существует.

– На федеральном уровне совершенно не разработан механизм помощи, поддержки в такое тяжелое время частных институций, – отметила Ирина.

Борис Алексеев поделился, что очень поражен безразличием к развитию культуры региона со стороны властей и бизнеса:

– Впервые за всю историю цивилизации мы наблюдаем, что культура перестала быть чем-то важным. В Российской Империи все всё понимали, меценаты были, а сейчас понятие меценатства вообще исчезло…


Борис Алексеев

На данный момент у театра долг в размере почти полмиллиона рублей только за арендную плату. Руководство уверено, что если ничего не предпринять, то банкротство и закрытие неминуемо настигнут объект, работающий на культурный имидж столицы Черноземья и региона в целом.

Елизавета Мелякова

Новости на Блoкнoт-Воронеж
0
1