Воронеж Пятница, 09 декабря
Общество, 26.09.2022 21:00

Как в 2022 году выглядит легендарный завод-старожил в Воронеже

Это предприятие имеет богатую и славную историю, наполненную взлетами и падениями.

В сентябре отмечается День долгожителя. И так совпало, что Воронежский авиационный завод (ПАО ВАСО) в этом году отметил свой 90-й день рождения. Он является одним из первенцев отечественного самолётостроения, так что может по праву называться заводом-старожилом.

На минувшей неделе на предприятие приехали представители парламентской фракции КПРФ – Юрий Афонин и Сергей Гаврилов. Их сопровождали члены местного обкома компартии. Они осмотрели собирающийся дальнемагистральный пассажирский лайнер Ил-96-400М, пообщались с руководством завода и рядовыми сотрудниками.

История предприятия берет свое начало 15 марта 1932 года. Именно тогда приказом по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР в числе других первенцев отечественного авиапрома строящийся в Воронеже завод №18 был переведен в самолетостроительный трест. В ту пору создание инновационного предприятия в аграрном регионе с малограмотным населением было немыслимым. Однако в Кремле решили руководствоваться ленинским принципом «Потянув за одно звено, можно вытащить всю цепь». То есть расчет был на то, что после создания авиазавода в Воронеже появятся авиационно-технический вуз, авиационное военное училище и так далее.

Все эти планы в итоге оправдались. Но только в послевоенный период. Во времена же создания авиационного завода в Воронеже стройка велась ударными темпами. Рабочие не жалели сил при создании предприятия. Как итог – завод был построен за 13 месяцев. Правда, это были лишь несколько цехов, которые сейчас покажутся скромными сооружениями. Но все же ровно 90 лет назад было положено начало одному из главнейших промышленных объектов нашего города.


Строительство завода

В 1935 году на Воронежском авиазаводе ввели в строй химическую лабораторию. Также была сдана первая очередь цеха гальванических покрытий и оксидирования. А в 1936 году открылся заводской клуб, была начата сборка экспериментального бесхвостого бомбардировщика К-12 конструкции К.А. Калинина, а также стартовала подготовка производства дальних бомбардировщиков ДБ-3.

Развитие Воронежского авиазавода в 30-е годы прошлого века способствовало бурному развитию большей части левобережья. В Сталинском районе для предприятия прокладывались новые трамвайные пути, открывались новые остановки общественного транспорта, строились жилые дома, создавались социальные объекты (к примеру, в 1938 году распахнула свои двери заводская поликлиника).


Клуб авиазавода

До начала Великой Отечественной войны на предприятии было построено 11 типов разных самолетов. Это были конструкции Антонова, Ильюшина, Туполева, Ермолаева, Москалева. Рабочие авиазавода были настоящими стахановцами, наполненными энтузиазмом и верой в светлое будущее.

Когда 22 июня 1941 года произошло вероломное нападение Гитлера на Советский Союз, Воронежский авиазавод эвакуировали на станцию Безыменка, что располагается в 20 км от Куйбышева (ныне – Самара). В новом месте трудящиеся предприятия стали оказывать неоценимую помощь фронту. Так, на заводе был выпущен легендарный бомбардировщик Ил-2.


После освобождения Воронежа в 1943 году был подсчитан ущерб, который фашистские бомбардировки нанесли авиазаводу. Тогда сгорели семь цехов и один ангар, а еще три цеха были разрушены снарядами врага. Власти СССР постановили начать восстановление предприятие, попутно переименовав его в завод по ремонту самолетов №64.

После Великой Отечественной войны предприятие начало снова работать ударными темпами. Восстановление его первой очереди завершили в 1948 году, а в 1953-м (год смерти Сталина) полностью восстановили главный корпус завода. Там разместился цех по производству товаров народного потребления.

В тот самый послевоенный период Воронежский авиазавод по-настоящему стал инновационным предприятием своего времени. Там конструировали такие воздушные суда, как Ан-10 «Украина», Ан-Ан-12, Ту-123, сверхзвуковой Ту-144, Ил-86, Ил-96. Предприятие посещали иранский шахиншах Реза Пехлеви и лидер Кубинской революции Фидель Кастро.


Но тут подоспела новая черная страница истории предприятия – «лихие 90-е». С распадом СССР из-за инфляции в 2500% прекратилось нормальное финансирование Воронежского авиазавода государством. Перевозчики же перестали покупать воздушные суда. Сотрудники предприятия перестали вовремя получать зарплаты. Многие из них уходили на другие заводы или начинали заниматься бизнесом. В 90-е годы ситуация была настольно тяжелой, что на авиазаводе вынужденно изготавливали велосипедные рамы, детские коляски.

Сейчас удалось справится со многими вызовами, с которыми сталкивался завод в прошлом. 

Пока же представляем внимание читателей на то, как сегодня выглядит предприятие:















Илья Ершов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
События: Фоторепортаж Воронеж События: ИсторияСобытия: самолетыфоторепортажОрганизации: ВАСООрганизации: предприятияОрганизации: промышленные предприятия
3
4
v2