Какие «подводные камни» лежат на пути истории с 1 класса в Воронеже
Читайте также:
- Посты о «прорыве украинских танков к Белгородской области» прокомментировали местные чиновники (22.04.2022 17:14)
- Как за прошлый год обеднел воронежский губернатор Александр Гусев (22.04.2022 17:30)
- Цену победы после 24 февраля обсудили в приграничном Воронеже (22.04.2022 21:03)
На этой неделе министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что российские школьники будут изучать историю с первого класса.
Заявление было сделано 19 апреля на открытии Всероссийского школьного исторического форума «Сила - в правде!», проходившем в Музее Победы.
Преподавание истории в начальных классах не будет выделено в отдельный предмет, элементы исторических знаний планируют вкраплять в темы других предметов для улучшения создания у детей цельной картины мира. Главное, чтобы материал подавался как цельная взаимосвязанная картина, вытекающая из предыдущих исторических событий и влияющая на последующие.
Идея в том, чтобы подача в яркой выразительной манере захватывающих событий прошлого не только будила в детях интерес к истории, но и помогала с большей легкостью усваивать дальнейший материал по предмету. Идея, прямо скажем, хорошая и верная.
Однако гражданский активист Воронежа Евгения Шкарина считает, что радоваться рано; реализация идеи рискует напороться на прежние подводные камни.
Что это за «камни» такие, Евгения рассказала в рамках постоянной рубрики «Блокнот Воронеж»:
- Не знаю, как вы, а я не разделяю восторгов патриотической общественности от заявления министра просвещения. В связи с этим можно говорить лишь о надежде, но очень робкой и омрачённой сомнениями. Во-первых, первоклашки только учатся читать, а изучение истории основано на чтении. Или у нас есть другие методики, доказавшие свою эффективность? Затем - сами учебные пособия. Что будет представлять из себя курс истории для самых младших? Кому доверят его создание?
По заявлению господина Кравцова, речь идёт об «историческом просвещении в рамках предмета «Окружающий мир». Действительно, элементы истории уже присутствуют в программе начальной школы в курсе «Окружающего мира» – а это плохо структурированная, неудачная, на мой взгляд, замена советскому «Природоведению».
Давайте посмотрим, как преподают историю Отечества младшим школьникам сегодня. Цитирую из учебника «Окружающий мир» для 4 класса за авторством А.А. Плешакова. (Ранее я неоднократно обращала внимание на оккультную ересь, проталкиваемую данным автором под видом воспитания экологического сознания – например, в рабочей тетради за 3 класс детям предлагается письменно «благодарить растения» и «просить прощения у вымерших животных»).
Итак, глава «Страницы истории 1920—1930-х годов»:
- Гонениям подвергались ... люди творческих профессий - писатели, поэты, художники, а также учёные - словом, все те, кто осмеливался выступать против новой власти…
Радостные песни звучали по радио, на улицах во время демонстраций. Фильмы тех лет рассказывают о счастливой жизни народа: «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».
Но на самом деле в государстве воцарилось беззаконие. Ещё в конце 1920-х годов в партии и стране утвердилась личная власть И. В. Сталина. Хозяйственные планы часто не выполнялись в срок. Вину за это возлагали на руководителей заводов, учёных-экономистов, инженеров, рабочих, колхозников. Людей, которые честно трудились, объявляли «врагами народа».
Может быть, в других учебниках иначе? Увы. На фото - страницы учебника «Окружающий мир» для 4 класса за авторством О. Поглазовой и В. Шилина, глава «Как жилось людям в Советском Союзе».
Авторы учебного пособия путём грубой манипуляции и использования откровенной лжи создают у детей негативный образ целой эпохи: «Ясно, однако, что речь идёт о миллионах безвинно пострадавших людей».
Во-первых – не ясно. Во-вторых – «миллионы» - сколько миллионов? Один или сто? Или это не имеет значения? В-третьих – почему безвинно? Абсолютно голословные утверждения, проще говоря – намеренная ложь. (Для справки: количество репрессированных известно с точностью до человека. Интересующиеся могут обратиться к трудам Виктора Николаевича Земскова, доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института российской истории РАН, посвятившего жизнь исследованию данного вопроса. В период с 1921 по 1953 годы в СССР «за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления» были осуждены 4 060 306 человек, из которых к высшей мере наказания были приговорены 799 455. Речь идёт не о «невинно пострадавших», а обо всех вообще, привлечённых по соответствующим статьям УК СССР. Для сравнения: в США только в 2013 году количество заключённых достигло 2 200 000 человек).
И после этого мы удивляемся, почему подрастающее поколение абсолютно некритично относится к антироссийской пропаганде, фейкам и грубому давлению на эмоции в обход логики и здравого смысла. Так что радоваться в связи с заявлением господина Кравцова преждевременно. Учебные пособия по истории Отечества, предлагаемые для начальной школы, должны быть взяты под пристальный общественный контроль. Иначе вместо патриотического воспитания мы получим очередные «уроки толерантности» с радужной символикой, утверждённые ФГОСом, но прививающие детям ценности, чуждые культуре народов России, и вызывающие всё больше вопросов у родительского сообщества.
Виктор Ганик
Новости на Блoкнoт-Воронеж