Каким должен быть идеальный городской депутат

Читайте также:
- Воронеж накроет слабая магнитная буря: что ждать 7 сентября (вчера, 20:08)
- Воронежская область радуется окрепшему оленёнку (сегодня, 07:02)
- Дорога в темноте: жители Воронежа два месяца ждут включения уличного света (вчера, 19:11)
В преддверии предстоящих выборов в городскую и областную Думы давайте поговорим о том, каким вообще должен быть народный избранник и какие функции он выполняет. Сейчас речь пойдет про городских депутатов, но пару слов скажем и про остальных.
Главная цель депутата, как и чиновника – повышение качества жизни граждан. В рамках достижения этой цели идеальный городской депутат должен стремиться решать четыре типа проблем:
1. Проблемы своего округа – тут важно действовать не только в рамках обращений жителей, а больше самостоятельно. Понять, какие сложности возникают у людей на данной территории, как ее можно развивать, какой есть потенциал. Думать, как управленец.
2. Проблемы жителей по обращениям. Тут даже не важно, с какой проблемой пришел человек. Он пришел к своему депутату и донес до него проблематику – это главное.
3. Проблемы подведомственные профильной комиссии, в которой состоит депутат. Каждый народный избранник должен состоять в какой-то комиссии (ЖКХ, экология и т.д.), задачи которой ему необходимо решать.
4. Глобальные городские проблемы. В городе есть основные системные проблемы – застройка, коммунальные сети, экология, общественный транспорт, зимняя уборка и т.д., решить которые должен стремится каждый городской депутат.
Какие у депутата есть средства решения этих задач? Основных средств четыре:
1. Законодательная функция – депутат может не только голосовать за местные законы, но и вносить собственные законопроекты на рассмотрения Думы.
2. Депутатский контроль – депутат может осуществлять контроль за расходованием средств местного бюджета, а также по другим вопросам местного значения. Делать это он может как с помощью контрольно-счетной палаты, так и во взаимодействии с другими депутатами и должностными лицами.
3. Взаимодействие с другими депутатами и чиновниками – часто собственных полномочий отдельного депутата не хватает для решения тех или иных вопросов, поэтому нужно обращаться к чиновникам или другим депутатам.
4. Небольшой фонд денежных средств, который депутат может потратить на решение тех или иных проблем жителей.
Для депутатов областной и государственных Дум – все то же самое, только спектр задач другой, исходя из их полномочий.
Есть ли в нашем городском парламенте идеальные депутаты, которые все это делают? Нет. В нашем случае – идеальный депутат, как идеальный мужчина, не существует.
В лучшем случае депутаты работают с отдельными обращениями, стараясь решить проблемы людей, и высказывают свое мнение при обсуждении изменений нормативно-правовых актов Думы. При этом все или почти все законопроекты приходят к ним извне, как правило из мэрии, и большинство депутатов их принимает. Практика, чтобы сам депутат выступил субъектом и проявил законодательную инициативу, в местном парламенте автору данного материала неизвестна.
Возникает резонный вопрос, особенно актуальный в преддверии выборов: где взять идеальных (или близких к этому) кандидатов в депутаты, чтобы они могли стать идеальными депутатами?
Ответ очень простой – чтобы такие кандидаты появились, жители должны массово ходить на выборы. Дело в том, что те 20% горожан, которые приходят на избирательные участки, они преимущественно состоят из «ядерного электората» парламентских партий и их кандидатов. А вот те 80%, которые не ходят, среди которых много недовольных текущей ситуаций и которые хотели бы перемен к лучшему – это и есть главная электоральная база нашего идеального кандидата. Но идеальный кандидат не глуп – он никогда не пойдет на выборы, пока его собственный электорат их игнорирует. Это просто потраченные зря время, силы и деньги. При этом убедить людей прийти в рамках агитации – малоэффективно, они сами должны созреть и захотеть прийти.
Таким образом, пока явка на выборы местных депутатов не достигнет хотя бы 50%, никаких идеальных кандидатов там не будет, а люди будут продолжать жаловаться, что не за кого голосовать.
Ходить на выборы нужно по принципу чистки зубов – мы чистим зубы, но все равно ходим к стоматологу, но при этом не бросаем чистить зубы. Даже если вас не удовлетворил результат выборов, не опускайте руки и обязательно идите на следующие – это единственный шанс, что в городе что-то начнет меняться к лучшему. Мы же не бросаем чистку зубов после того, как у нас обнаружили кариес, – мы понимаем, что если не чистить, то будет еще хуже. То же самое с явкой – чем она меньше, тем хуже будет жизнь в городе.
А людям, которые убеждены, что ходить на выборы не надо по разным причинам (не за кого голосовать, все равно фальсифицируют, мой кандидат проиграет и т.д.), хочется задать вопрос: явка на прошлых выборах была не более 20% - сильно помогло? Стала жизнь горожан лучше?
Может, для разнообразия провести эксперимент и посмотреть, что изменится при явке хотя бы в 50%?
Вячеслав Минаков